Португалия. Монастырь Мафры

Первоначально запланированный как небольшой монастырь для 13 монахов, проект строительства монастыря и дворца Мафра претерпел значительные изменения, закончившиеся созданием огромного здания площадью около 40000 кв.м со всеми удобствами для 300 монахов-францисканцев.
1. Герб францисканцев

FrancescoCoA

Король Жуан V обеспечил финансовую поддержку монастыря, оплачивая все расходы из своего «кармана». Монахам платили два раза в год: на Рождество и в день св. Иоанна. Жалованье состояло из табака, бумаги, льна и буреля (грубой шерстяной ткани) для францисканского хабита. Каждый монах получал две облачения, которые ему приходилось стирать и ремонтировать. В монастырь ежегодно доставляли 120 бочек с вином, 70 бочек с оливковым маслом или 600 коров.

2. Св. Франциск Ассизский в классическом францисканском хабите на картине испанского художника Франсиско де Сурбарана
Francisco_de_Zurbaran

Рядом с монастырем находился огражденный фруктовый сад с несколькими резервуарами для воды и четырьмя полями для игры в мяч для отдыха монахов: одно для игры в кегли, два — для традиционной игры под названием «ларанджинья». В начале XIX в. во время Пиренейской войны монастырь был занят французскими войсками, а затем британскими союзными войсками. После секуляризации в Португалии 1834 г. и до сегодняшнего дня в монастыре были расквартированы несколько военных полков. С 1890 г. здесь размещается штаб-квартира Школы вооружения. Для посещения туристами доступна только небольшая часть старинного монастыря. В некоторые помещения можно попасть только по предварительной записи.
3. Клуатр монастыря
p841

Доступ в монастырь (как и в королевский дворец) осуществляется через отдельный вход, расположенный левее от церкви. Здесь установлены еще две скульптуры, аналогичные стилю скульптур базилики: св. Феликса де Валуа (Pietro Bracci) и св. Франциска из Паолы (Pietro Bracci).
4.
p765

Сразу после входа выставлена небольшая коллекция карет.
5.
DSC_5074

На лестнице, ведущей на второй этаж, почему-то стоят большие кованые сундуки. В аналогичных ларях часто хранились королевские или церковные сокровища.
6.
p766

В нескольких помещениях монастыря устроена выставка предметов религиозного искусства. Здесь можно увидеть деревянную купель для крещения, специально сделанную для дочери короля Жуана VI, принцессы Аны де Хесус Португальской. Принцесса родилась в Мафре, здесь же состоялись и ее крестины.
7.
p768

Статуя Богоматери с младенцем Иисусом из резного дерева внутри резного полихромного деревянного оратория (неизв. автор, XVIII в.).
8.
DSC_5092

В 1219 г. св. Франциск Ассизский для евангелизации Испании направил туда шесть францисканских монахов: братьев Витала, Берарда, Оттона, Пьетро, Аккурзио и Адьюта. Добравшись до Арагона, им пришлось оставить там заболевшего брата Витала и отправиться в Португалию, а затем в Севилью и далее в Марокко, где они проповедовали Евангелие мусульманам. Там монахи продолжали проповедовать, но были обезглавлены, став первыми францисканцами-мучениками. Известие об этом мученичестве заставило св. Антония, познакомившегося с монахами в Лиссабоне, перейти из Ордена св. Августина в Орден францисканцев. Мученичеству монахов посвящена скульптурная группа, созданная из терракоты неизвестным мастером в XVIII в.
9.
DSC_5086

Св. Жан де Мата, основатель Ордена тринитариев, предстает перед Богоматерью (Андре Гонсалвес, XVIII в.).
10.
p769

Бронзовые фонари для процессий, серебряный позолоченный крест, булавы и эмблемы францисканцев из резного позолоченного дерева (неизв. автор, XVIII в.).
11.
p767

Во втором зале выставлено множество небольших предметов, которые описывать отдельно нет особого смысла.
12.
p770

Распятие, окрашенное дерево (неизв. автор, XVIII в.)
13.
p783

Серебряный реликварий, изготовленный в Риме ювелиром Арриджи, а также реликвии различных святых из латуни и дерева.
14.
DSC_5097

Монашеские кельи
В свободном для осмотра доступе находятся несколько келий для монахов, занимавшихся уходом за больными. Мебель изготовлена в XVIII в. из обычного дуба. Из бразильского дуба, как правило, изготавливались двери и оконные рамы. Как и положено, достаточно скромное жилище. Чего я так и не понял, так это зачем в кроватях посередине делался продольный вырез.
15.
p771

16.
p774

17.
p772

18.
p775

Огороженная с четырех сторон кровать в келье использовалась для пациентов с горячечным бредом (с высокой температурой) или сошедших с ума монахов.
19.
p773

Кухня госпиталя
Здесь готовили еду для братьев, ухаживающих за больными, и для больных. Первоначально в здании было еще три кухни: одна — для короля, другая — для королевы и еще одна — для монастыря.
20.
p776
21.
p782

Медная и латунная кухонная утварь изготовлена в XVIII в. и собрана со всех кухонь монастыря и дворца.
22.
DSC_5136

Кабинет
Здесь представлена внушительная коллекция белой керамики XVIII в. с надписью «MAFRA».
23.
DSC_5137

Амбулатория
Реконструкция амбулатории XVIII в. с рецептами и горшками, пестиками и ступками из мрамора и чугуна, клизмами, ингаляторами и другими фармацевтическими объектами XVIII и XIX вв. Лекарства, некоторые в виде таблеток, изготавливались из корней растений и трав, выращенных в монастырском саду.
24.
DSC_5140

25.
DSC_5143

Монах-аптекарь, отвечавший за предписания врача, взвешивал семена тыквы, аниса, мяты и дыни и измельчал их с уксусом, воском, смолой, сахаром и медом в выставленных ступках. Существовали конкретные лекарства для каждой болезни.
26.
p777

Рабочее место дежурного медбрата
27.
p778

Различные медицинские приспособления, используемые для лечения больных.
28.
DSC_5141

Монастырский госпиталь [19]
Это отделение предназначалось для тяжелобольных, о которых заботились монахи. Заметим, что в этот госпиталь могли попасть только знатные и богатые горожане. Доктор и специалист по кровопусканию (сейчас его называют звучным термином флеботомист) посещали больных каждый день.
29.
p779

В изголовье каждой дубовой кровати установлено мозаичное панно азулежу с изображением Христа, а у подножья — Девы Марии. Доктор обычно вешал предписания на крючок, чтобы пациент мог видеть, правильно ли монахи проводят лечение.
30.
DSC_5155

31.
DSC_5156

По воскресеньям все кровати сдвигали в центр палаты, чтобы пациенты могли принять участие в церковной службе.
32.
p780

На алтарном образе больничной часовни изображена Дева Мария (неизв. автор, ок. 1730).
33.
p781

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.