Дворец Мафра — самый большой королевский дворец в Португалии. Возведён в лиссабонском пригороде Мафра в стиле зрелого барокко для короля Жуана V и его супруги, Марии Анны Австрийской. Дворцовый комплекс включен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
1. Герб Мафры
Даже сегодня побудительные мотивы создания этого архитектурного памятника достоверно не установлены. Легенда рассказывает следующую версию событий. В 1711 г. королева Мария Анна Австрийская, будучи уже три года замужем за королем Жуаном V, никак не могла забеременеть, чтобы принести наследника Короны. Однажды епископ Нуно да Кунья и францисканский монах Антонио де Сан-Хосе случайно встретились во дворце, и, рассказывая о бесплодии королевы, епископ попросил монаха, которого считали святым, рекомендовать короля Богу. Брат ответил в духе римских сивилл: «У царя будут дети, если он этого захочет». Епископ был удивлен, и через несколько дней он попросил у монаха объяснения таких необычных его слов и получил в ответ: «Пусть король обещает построить в городе Мафра монастырь, посвященный св. Антонию, и у него сразу же появится наследник». Как только король Жуан V услышал об этом, он дал торжественную клятву построить монастырь, если у него появятся дети. И через несколько недель после обета королева оказалась беременной! Кстати, в последующем у королевы Марии Анны родилось шесть детей.
2.
Во исполнение своего обета по указу короля началось проектирование монастыря. Первоначальный проект предполагал строительство обители для 13 францисканских монахов, численность которых впоследствии возросла до 80. Наконец, в 1729 г. король Жуан V принял решение о расширении постройки до 300 монахов, что потребовало полной переделки строительных планов. На новый конкурс были представлены только три проекта: итальянских архитекторов Антонио Каневари и Филиппо Юварра и немецкого архитектора Жоана Фредерико Людовиче. Победителем конкурса был признан проект последнего, вероятно, по причине большого опыта работы в Италии.
3.
Первый камень в основание дворца с помпой был заложен в 1717 г. Стоимость строительства оценивалась в 200000 крузадо, то есть 400000 франков золотом. Сначала на стройке ежедневно работало около 20000 человек всех профессий, но когда в 1729 г. план был расширен и король пообещал освятить церковь в 1730 году, указанное число работников возросло до 52000 плюс в охране стройки было задействовано около 7000 солдат. Освящение церкви состоялось 22 октября 1730 г. в 41-ю годовщину короля и сопровождалось праздником продолжительностью более восьми дней, отмеченным своим колоссальным великолепием. Роскошное оформление дворца шло одновременно с его строительством. Заказы на предметы, связанные с поклонением, и другие украшения часто получали лучшие мастерские Рима, Венеции, Милана, Генуи, Льежа, Франции и Голландии.
4.
Стоимость всего памятника неизвестна. Некоторые исследователи оценивают его в 28, 48 и даже 54 миллиона крузадо (56, 96 и 108 миллионов франков золотом). Строительство оплачивалось золотом и бриллиантами, поступавшими из Бразилии, бывшей в то время португальской колонией. Дворец занимает огромную площадь в 4 гектара, его план близок к квадратному. Конструкция, несомненно, тяжелая, почти без грациозности, но она не такая мрачная, как у монастыря Эскориал, и представляет собой прекрасный и величественный пример итальянского ренессансного зодчества, замечательного здания, стройного, однородного и гармоничного в своем ансамбле. По мере возможности я буду ссылаться на номера, отмеченные в публикуемом плане.
5.
Всего насчитывается около 1200 залов и комнат, 4700 дверей и окон и 156 лестниц. Масштаб дворца таков, что короли предпочитали использовать его залы не столько для церемониальных приёмов, сколько для повседневной жизни, как правило, в поездках, связанных с охотой. Некоторые путешественники пытались рассматривать Мафру как копию Эскориала, хотя различия между двумя зданиями довольно велики. Эта ошибка в оценке аналогична приравниванию дворца Келуш к Версалю. По причине отъезда королевской семьи в Бразилию из-за Первого французского вторжения в 1807 г. Мафра была оставлена. Большую часть ее богатств, включая роскошную мебель, король взял с собой в Бразилию. По этой причине, а также из-за плохого обслуживания здания, со временем бывшее великолепие померкло. Церковь, однако, все еще отличается своими ценными художественными украшениями.
6*.
Внушительный фасад, построенный из местного известняка, имеет ширину 220 м и обращен к городу Мафра. На каждом конце фасада стоит квадратная башня с выпуклым куполом. Церковь, построенная из белого мрамора, расположена в центре главного фасада, с обеих сторон симметрично окруженного королевским дворцом. Король, желая соперничать с великолепием Рима, обратился за архитектурным советом к своему послу в Ватикане, который прислал ему небольшие модели важных римских религиозных зданий. Бенедиктинский балкон в центре фасада имеет четкую отсылку на балкон собора Святого Петра в Ватикане. Но этот балкон скорее был предназначен для короля, как символ его власти, чем для благословений священника.
7.
Две церковные башни высотой 68 м вдохновлены башнями базилики Сант-Аньезе-ин-Агоне римского архитектора Франческо Борромини. Их два карильона содержат в общей сложности 92 (по другим данным 109) церковных колокола, отлитых в 1730 г. в Антверпене. Самые тяжелые колокола весят 725 арробов каждый, то есть около 9180 кг. Самый маленький — чуть более 1 арроба (около 15 кг). Вероятно, общий вес колоколов составляет 217 тонн. Королю сообщили, что один карильон обойдется ему в 400 000 реалов, что являлось астрономической ценой для такой небольшой страны, как Португалия. Обиженный таким замечанием, король Жуан V, как говорят, ответил: «Ну, если это так дешево, у меня будет два». Эти карильоны составляют самую большую историческую коллекцию в мире.
8*.
Башни соединены двумя рядами коринфских колонн. В верхнем ряду находятся статуи св. Доминика (Carlo Monaldi) и св. Франциска (Carlo Monaldi), вырезанные из каррарского мрамора, стоящие в нише с каждой стороны балкона. В нижнем ряду находятся статуи св. Клары (Giovanni Battista Maini) и св. Елизаветы Венгерской (Giovanni Battista Maini).
9*.
В тимпане фронтона находится рельефная плита из яшмы (Giuseppe Lironi), на которой изображены Богородица, Святой Младенец и св. Антоний.
10.
Школа скульптуры Мафры была основана во времена правления короля Жозе I, преемника короля Жуана V. Поскольку Национальный дворец Мафры очень нуждался в скульпторах, как местных, так и из-за рубежа, он стал местом расположения академии скульптуры во главе с итальянцем Алессандро Джусти (1715-1799). Среди преподавателей было несколько известных скульпторов, таких как Хосе де Алмейда, Клод де Лапрад (1682-1738) и Джованни Антонио да Падова. В академии для оформления базилики Мафры были созданы все ретабло из мрамора и яшмы (автором считается директор Школы Алессандро Джусти). В то же время статуи базилики создавались специально приглашенными скульпторами из Италии.
В нартексе (также часто встречаются названия вестибюль и подъезд Галилеи) [2] выставлена группа больших скульптур из каррарского мрамора, установленных в нишах и представляющих святых заступников нескольких монашеских орденов.
11.
В некоторых источниках указано, что всего в вестибюле выставлено 22 статуи. Но мне это число кажется сильно завышенным, так как я там смог увидеть только 10 таких произведений искусства.
12*. Св. Бернард Клервоский (Giuseppe Rusconi), св. Бенедикт Нурсийский (Giuseppe Rusconi), св. Викентий Сарагосский, св. Себастьян (Carlo Monaldi), св. Бруно Кёльнский (Giuseppe Lironi) и св. Жан де Мата (Filippo della Valle).
13*. Св. Игнатий де Лойола (Agostino Corsini), св. Иоанн Божий (Agostino Corsini), св. Тереза Авильская (Carlo Monaldi) и св. Филипп Нери (Carlo Monaldi).
14. Украшение над главным порталом в базилику.
Церковь построена в классической форме латинского креста длиной 58,5 м и шириной 43 м (с учетом боковых капелл). Главный неф [3] шириной всего 16,5 м производит впечатление на посетителей высотой до свода (21,5 м).
15*.
В интерьере в изобилии использован местный розовый мрамор, сочетаемый с белым мрамором в различных комбинациях. Многоцветные узоры пола повторяются на потолке.
17*.
18.
Цилиндрический свод опирается на рифленые коринфские полуколонны, стоящие между часовнями по сторонам нефа.
19*.
Купол в средокрестии [5] также вдохновлен куполом церкви св. Агнессы. Высота купола 70 м, диаметр — 13 м, с маленьким фонарем на пересечении четырех дуг. Это был первый купол, построенный в Португалии.
20.
Купол, имитирующий купол собора Святого Петра в Ватикане, состоит из 4 частей: барабана, купола, фонаря и купола фонаря, и, таким образом, является двойным, образованным двумя концентрическими куполами. Это неоспоримо красивое и великолепное произведение искусства, одно из лучших в этом роде, и поразительно увеличивает перспективу базилики. Фонарь был вырезан из единственного куска камня, но, будучи пораженным молнией в 1766 году, был частично разрушен.
21.
Весьма интересен контрфасад церкви. В его оформлении использованы как скульптуры, так и живопись. Через окна над картинами королевская семья могла наблюдать за религиозными церемониями.
22*.
23.
24. В руке одного персонажа чаша с кровью, у другого — сердце (Alessandro Giusti).
25.
Проходы по сторонам нефа, устроенные сквозь боковые капеллы [4], содержат 40 мраморных статуй. Ансамбль статуй, сделанных итальянскими мастерами по приказу короля, — наиболее значительная коллекция итальянских скульптур в стиле барокко за пределами Италии
26.
К моему величайшему сожалению, найти подробную информацию о базилике, особенно о боковых капеллах, мне не удалось, несмотря на многочасовые поиски в интернете, в том числе и на официальном сайте. Я даже написал слезное письмо руководству музейного комплекса Мафры с просьбой помочь с опознанием капелл и их ретабло. Вы не поверите, но через неделю я получил ответное письмо почти со всеми ответами на мои вопросы! Моя благодарность сотрудникам Мафры не знает границ. Описание капелл будет вестись, начиная от входа слева по часовой стрелке. В этих часовнях выделяются ретабло, а также рельефные люнеты со сценами жизни Пресвятой Девы Марии, которые раскрывают совершенную скульптурную работу школы Мафры.
Первая капелла слева — Капелла Христа (Holy Christ chapel)
27. Общий вид
28. Ретабло с распятием Христа.
29. Купол со свисающим светильником.
Скульптуры, изображающие римских отцов церкви: св. Амвросий Медиоланский, св. Григорий, св. Августин Блаженный и св. Иероним Стридонский.
30*.
Вторая капелла слева — Капелла Cвятых Епископов (Holy Bishops chapel)
31. Общий вид
32. Ретабло (точное наименование не определено, возможно Явление Богородицы служителям церкви)
Скульптуры, изображающие Апостолов: св. Симон Канаит (Vittorino Barbieri), св. Фаддей, св. Матфей и св. Варфоломей.
33*.
Третья капелла слева — Капелла Девы Марии Розария (Our Lady of the Rosary chapel)
34. Общий вид
35. Классический иконографический сюжет — Дева Мария, держащая на руках Младенца Иисуса и чётки розария. Часто рядом с Богородицей изображается св. Доминик, который, по церковному преданию, получил чётки Розария от явившейся ему Богородицы.
Распространенная в церквях Португалии скульптурная композиция преклоненного Христа, несущего крест. Одеяние Христа традиционно фиолетового цвета.
36.
Скульптуры, изображающие Апостолов: св. Андрей (Girolamo Ticciati), св. Иаков Зеведеев (Girolamo Ticciati), св. Павел (Antonio Montauti) и св. Петр.
37*.
Четвертая капелла слева — Вестибюль св. Роха (Saint Roch chapel)
Капелла внешне отличается от предыдущих боковых часовен. Через дверь в вестибюле осуществляется выход в патио базилики [27].
38.
39. Овальный купол капеллы
Скульптуры в капелле изображают: св. Франциска Ксаверия, св. Карло Борромео, св. Франческо Борджиа и св. Роха из Монпелье.
40*.
Окончание рассказа о Базилике Мафры будет опубликовано немного позже.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
grigova says:
Отдельную благодарность за оперативную помощь в поисках информации хочу выразить сотрудникам музейного комплекса Мафры, особенно Isabel Yglesias de Oliveira, внимательно прочитавшей мои посты и приславшей несколько очень важных замечаний и уточнений в тексте. Все ее комментарии, естественно, были учтены, текст подправлен.