Португалия. Мафра. Базилика. Часть 1

Дворец Мафра — самый большой королевский дворец в Португалии. Возведён в лиссабонском пригороде Мафра в стиле зрелого барокко для короля Жуана V и его супруги, Марии Анны Австрийской. Дворцовый комплекс включен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
1. Герб Мафры

gerb

Даже сегодня побудительные мотивы создания этого архитектурного памятника достоверно не установлены. Легенда рассказывает следующую версию событий. В 1711 г. королева Мария Анна Австрийская, будучи уже три года замужем за королем Жуаном V, никак не могла забеременеть, чтобы принести наследника Короны. Однажды епископ Нуно да Кунья и францисканский монах Антонио де Сан-Хосе случайно встретились во дворце, и, рассказывая о бесплодии королевы, епископ попросил монаха, которого считали святым, рекомендовать короля Богу. Брат ответил в духе римских сивилл: «У царя будут дети, если он этого захочет». Епископ был удивлен, и через несколько дней он попросил у монаха объяснения таких необычных его слов и получил в ответ: «Пусть король обещает построить в городе Мафра монастырь, посвященный св. Антонию, и у него сразу же появится наследник». Как только король Жуан V услышал об этом, он дал торжественную клятву построить монастырь, если у него появятся дети. И через несколько недель после обета королева оказалась беременной! Кстати, в последующем у королевы Марии Анны родилось шесть детей.

2.
Mafra-National-Palace-1853

Во исполнение своего обета по указу короля началось проектирование монастыря. Первоначальный проект предполагал строительство обители для 13 францисканских монахов, численность которых впоследствии возросла до 80. Наконец, в 1729 г. король Жуан V принял решение о расширении постройки до 300 монахов, что потребовало полной переделки строительных планов. На новый конкурс были представлены только три проекта: итальянских архитекторов Антонио Каневари и Филиппо Юварра и немецкого архитектора Жоана Фредерико Людовиче. Победителем конкурса был признан проект последнего, вероятно, по причине большого опыта работы в Италии.
3.
Mafra-National-Palace-3D

Первый камень в основание дворца с помпой был заложен в 1717 г. Стоимость строительства оценивалась в 200000 крузадо, то есть 400000 франков золотом. Сначала на стройке ежедневно работало около 20000 человек всех профессий, но когда в 1729 г. план был расширен и король пообещал освятить церковь в 1730 году, указанное число работников возросло до 52000 плюс в охране стройки было задействовано около 7000 солдат. Освящение церкви состоялось 22 октября 1730 г. в 41-ю годовщину короля и сопровождалось праздником продолжительностью более восьми дней, отмеченным своим колоссальным великолепием. Роскошное оформление дворца шло одновременно с его строительством. Заказы на предметы, связанные с поклонением, и другие украшения часто получали лучшие мастерские Рима, Венеции, Милана, Генуи, Льежа, Франции и Голландии.

4.
Facade

Стоимость всего памятника неизвестна. Некоторые исследователи оценивают его в 28, 48 и даже 54 миллиона крузадо (56, 96 и 108 миллионов франков золотом). Строительство оплачивалось золотом и бриллиантами, поступавшими из Бразилии, бывшей в то время португальской колонией. Дворец занимает огромную площадь в 4 гектара, его план близок к квадратному. Конструкция, несомненно, тяжелая, почти без грациозности, но она не такая мрачная, как у монастыря Эскориал, и представляет собой прекрасный и величественный пример итальянского ренессансного зодчества, замечательного здания, стройного, однородного и гармоничного в своем ансамбле. По мере возможности я буду ссылаться на номера, отмеченные в публикуемом плане.
5.
Plan1

Всего насчитывается около 1200 залов и комнат, 4700 дверей и окон и 156 лестниц. Масштаб дворца таков, что короли предпочитали использовать его залы не столько для церемониальных приёмов, сколько для повседневной жизни, как правило, в поездках, связанных с охотой. Некоторые путешественники пытались рассматривать Мафру как копию Эскориала, хотя различия между двумя зданиями довольно велики. Эта ошибка в оценке аналогична приравниванию дворца Келуш к Версалю. По причине отъезда королевской семьи в Бразилию из-за Первого французского вторжения в 1807 г. Мафра была оставлена. Большую часть ее богатств, включая роскошную мебель, король взял с собой в Бразилию. По этой причине, а также из-за плохого обслуживания здания, со временем бывшее великолепие померкло. Церковь, однако, все еще отличается своими ценными художественными украшениями.
6*.
p710

Внушительный фасад, построенный из местного известняка, имеет ширину 220 м и обращен к городу Мафра. На каждом конце фасада стоит квадратная башня с выпуклым куполом. Церковь, построенная из белого мрамора, расположена в центре главного фасада, с обеих сторон симметрично окруженного королевским дворцом. Король, желая соперничать с великолепием Рима, обратился за архитектурным советом к своему послу в Ватикане, который прислал ему небольшие модели важных римских религиозных зданий. Бенедиктинский балкон в центре фасада имеет четкую отсылку на балкон собора Святого Петра в Ватикане. Но этот балкон скорее был предназначен для короля, как символ его власти, чем для благословений священника.
7.
DSC_4777

Две церковные башни высотой 68 м вдохновлены башнями базилики Сант-Аньезе-ин-Агоне римского архитектора Франческо Борромини. Их два карильона содержат в общей сложности 92 (по другим данным 109) церковных колокола, отлитых в 1730 г. в Антверпене. Самые тяжелые колокола весят 725 арробов каждый, то есть около 9180 кг. Самый маленький — чуть более 1 арроба (около 15 кг). Вероятно, общий вес колоколов составляет 217 тонн. Королю сообщили, что один карильон обойдется ему в 400 000 реалов, что являлось астрономической ценой для такой небольшой страны, как Португалия. Обиженный таким замечанием, король Жуан V, как говорят, ответил: «Ну, если это так дешево, у меня будет два». Эти карильоны составляют самую большую историческую коллекцию в мире.
8*.
p709

Башни соединены двумя рядами коринфских колонн. В верхнем ряду находятся статуи св. Доминика (Carlo Monaldi) и св. Франциска (Carlo Monaldi), вырезанные из каррарского мрамора, стоящие в нише с каждой стороны балкона. В нижнем ряду находятся статуи св. Клары (Giovanni Battista Maini) и св. Елизаветы Венгерской (Giovanni Battista Maini).
9*.
p711

В тимпане фронтона находится рельефная плита из яшмы (Giuseppe Lironi), на которой изображены Богородица, Святой Младенец и св. Антоний.
10.
DSC_4778

Школа скульптуры Мафры была основана во времена правления короля Жозе I, преемника короля Жуана V. Поскольку Национальный дворец Мафры очень нуждался в скульпторах, как местных, так и из-за рубежа, он стал местом расположения академии скульптуры во главе с итальянцем Алессандро Джусти (1715-1799). Среди преподавателей было несколько известных скульпторов, таких как Хосе де Алмейда, Клод де Лапрад (1682-1738) и Джованни Антонио да Падова. В академии для оформления базилики Мафры были созданы все ретабло из мрамора и яшмы (автором считается директор Школы Алессандро Джусти). В то же время статуи базилики создавались специально приглашенными скульпторами из Италии.

В нартексе (также часто встречаются названия вестибюль и подъезд Галилеи) [2] выставлена группа больших скульптур из каррарского мрамора, установленных в нишах и представляющих святых заступников нескольких монашеских орденов.
11.
p712

В некоторых источниках указано, что всего в вестибюле выставлено 22 статуи. Но мне это число кажется сильно завышенным, так как я там смог увидеть только 10 таких произведений искусства.
12*. Св. Бернард Клервоский (Giuseppe Rusconi), св. Бенедикт Нурсийский (Giuseppe Rusconi), св. Викентий Сарагосский, св. Себастьян (Carlo Monaldi), св. Бруно Кёльнский (Giuseppe Lironi) и св. Жан де Мата (Filippo della Valle).
p713

13*. Св. Игнатий де Лойола (Agostino Corsini), св. Иоанн Божий (Agostino Corsini), св. Тереза Авильская (Carlo Monaldi) и св. Филипп Нери (Carlo Monaldi).
p714

14. Украшение над главным порталом в базилику.
DSC_4809

Церковь построена в классической форме латинского креста длиной 58,5 м и шириной 43 м (с учетом боковых капелл). Главный неф [3] шириной всего 16,5 м производит впечатление на посетителей высотой до свода (21,5 м).
15*.
p715

16*.
p738

В интерьере в изобилии использован местный розовый мрамор, сочетаемый с белым мрамором в различных комбинациях. Многоцветные узоры пола повторяются на потолке.
17*.
p761

18.
p743

Цилиндрический свод опирается на рифленые коринфские полуколонны, стоящие между часовнями по сторонам нефа.
19*.
p764

Купол в средокрестии [5] также вдохновлен куполом церкви св. Агнессы. Высота купола 70 м, диаметр — 13 м, с маленьким фонарем на пересечении четырех дуг. Это был первый купол, построенный в Португалии.
20.
p749

Купол, имитирующий купол собора Святого Петра в Ватикане, состоит из 4 частей: барабана, купола, фонаря и купола фонаря, и, таким образом, является двойным, образованным двумя концентрическими куполами. Это неоспоримо красивое и великолепное произведение искусства, одно из лучших в этом роде, и поразительно увеличивает перспективу базилики. Фонарь был вырезан из единственного куска камня, но, будучи пораженным молнией в 1766 году, был частично разрушен.
21.
p735

Весьма интересен контрфасад церкви. В его оформлении использованы как скульптуры, так и живопись. Через окна над картинами королевская семья могла наблюдать за религиозными церемониями.
22*.
p762

23.
p763

24. В руке одного персонажа чаша с кровью, у другого — сердце (Alessandro Giusti).

DSC_5060

25.
DSC_5069

Проходы по сторонам нефа, устроенные сквозь боковые капеллы [4], содержат 40 мраморных статуй. Ансамбль статуй, сделанных итальянскими мастерами по приказу короля, — наиболее значительная коллекция итальянских скульптур в стиле барокко за пределами Италии
26.
p750

К моему величайшему сожалению, найти подробную информацию о базилике, особенно о боковых капеллах, мне не удалось, несмотря на многочасовые поиски в интернете, в том числе и на официальном сайте. Я даже написал слезное письмо руководству музейного комплекса Мафры с просьбой помочь с опознанием капелл и их ретабло. Вы не поверите, но через неделю я получил ответное письмо почти со всеми ответами на мои вопросы! Моя благодарность сотрудникам Мафры не знает границ. Описание капелл будет вестись, начиная от входа слева по часовой стрелке. В этих часовнях выделяются ретабло, а также рельефные люнеты со сценами жизни Пресвятой Девы Марии, которые раскрывают совершенную скульптурную работу школы Мафры.

Первая капелла слева — Капелла Христа (Holy Christ chapel)
27. Общий вид
p716

28. Ретабло с распятием Христа.
p717

29. Купол со свисающим светильником.
p719

Скульптуры, изображающие римских отцов церкви: св. Амвросий Медиоланский, св. Григорий, св. Августин Блаженный и св. Иероним Стридонский.
30*.
p718

Вторая капелла слева — Капелла Cвятых Епископов (Holy Bishops chapel)
31. Общий вид
p722

32. Ретабло (точное наименование не определено, возможно Явление Богородицы служителям церкви)
p721

Скульптуры, изображающие Апостолов: св. Симон Канаит (Vittorino Barbieri), св. Фаддей, св. Матфей и св. Варфоломей.
33*.
p720

Третья капелла слева — Капелла Девы Марии Розария (Our Lady of the Rosary chapel)
34. Общий вид
p725

35. Классический иконографический сюжет — Дева Мария, держащая на руках Младенца Иисуса и чётки розария. Часто рядом с Богородицей изображается св. Доминик, который, по церковному преданию, получил чётки Розария от явившейся ему Богородицы.
p724

Распространенная в церквях Португалии скульптурная композиция преклоненного Христа, несущего крест. Одеяние Христа традиционно фиолетового цвета.
36.
DSC_4856

Скульптуры, изображающие Апостолов: св. Андрей (Girolamo Ticciati), св. Иаков Зеведеев (Girolamo Ticciati), св. Павел (Antonio Montauti) и св. Петр.
37*.
p723

Четвертая капелла слева — Вестибюль св. Роха (Saint Roch chapel)
Капелла внешне отличается от предыдущих боковых часовен. Через дверь в вестибюле осуществляется выход в патио базилики [27].
38.
p727

39. Овальный купол капеллы
p728

Скульптуры в капелле изображают: св. Франциска Ксаверия, св. Карло Борромео, св. Франческо Борджиа и св. Роха из Монпелье.
40*.
p726

Окончание рассказа о Базилике Мафры будет опубликовано немного позже.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

One thought on “Португалия. Мафра. Базилика. Часть 1

  • grigova says:

    Отдельную благодарность за оперативную помощь в поисках информации хочу выразить сотрудникам музейного комплекса Мафры, особенно Isabel Yglesias de Oliveira, внимательно прочитавшей мои посты и приславшей несколько очень важных замечаний и уточнений в тексте. Все ее комментарии, естественно, были учтены, текст подправлен.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.