Базилика-да-Эштрела (Базилика Звезды) была построена по приказу королевы Марии I Португальской во исполнение обета после рождения сына Жозе, принца Бразильского [38.7131245N 9.1608381W].
1. Аллегория на строительство базилики (старинная гравюра)
Базилика-да-Эштрела стала первой в мире церковью, посвященной Cвятейшему Сердцу Иисуса и первой по-настоящему масштабной постройкой в Лиссабоне после землетрясения 1755 г. Строительство храма началось в 1779 г. по проекту архитекторов школы Мафра Матеуша Висенте де Оливейра и Рейналду Мануэла душ Сантуша и было окончено в 1790 г., спустя два года после скоропостижной кончины Жозе от оспы в возрасте 27 лет. Базилика располагается в западной части Лиссабона на холме, благодаря чему её гигантский купол можно наблюдать из различных районов города. Архитектура базилики напоминает дворец Мафра, выполненный в стиле позднего барокко с элементами неоклассицизма.
2.
Передний фасад имеет центральный фронтон, окруженный двумя часовыми башнями.
3.
4. Фронтон базилики
Под фронтоном с высокими коринфскими колоннами находятся аллегорические статуи, изображающие Веру, Поклонение, Свободу и Благодарность, изображающими аллюзию на тайну Пресвятого Сердца Иисуса. Слева от них установлена статуя св. Илии, справа — св. Иоанна Креста. В центре находится рельеф с изображением Святого Сердца Иисуса в окружении ангелов.
5*.
По бокам от входных дверей стоят статуи св. Терезы Авильской и св. Марии Магдалины де Пацци. Автор всех скульптур – Жоаким Мачадо де Кастро и его ученики.
6.
В вестибюле церкви также можно увидеть еще две скульптуры святых.
7.
Базилика-да-Эштрела построена в форме латинского креста, с центральным нефом и сводчатым потолком, украшенным красочным португальским мрамором. Для украшения стен и пола было использовано большое количество серого, розового и желтого мрамора, из которого были сделаны сложные геометрические узоры в соответствии с идеями стиля рококо. В оформлении интерьера были использованы картины итальянского художника Помпео Джироламо Батони. Деревянные скульптуры боковых капелл изготовлены, вероятно, резчиком по дереву Жозе Абреу до О.
8*.
Совершим осмотр храма по часовой стрелке, начиная от входа.
Баптистерий традиционно находится слева возле входа в базилику.
9.
По левой стороне нефа построены три капеллы в едином стиле.
Капелла св. Иоанна Евангелиста
Картина на ретабло, посвященная св. Иоанну Евангелисту, написана Помпео Джироламо Батони.
10.
Капелла св. Клары и св. Терезы
«Св. Клара и св. Терезы получают напутствие королевы Португалии в присутствии монахинь Ордена босых кармелиток» (Помпео Джироламо Батони, 1784).
11.
Капелла св. Фомы
«Уверение св. Фомы» (Помпео Джироламо Батони). Деревянная скульптура посвящена Деве Марии Фатимской.
12.
Оба крыла трансепта и главный алтарь созданы в едином стиле.
13*.
Левое крыло трансепта. Алтарь Пресвятой Богородицы.
14*.
Алтарный образ — «Тайная вечеря» (Помпео Джироламо Батони, 1783).
15.
16.
17. Фронтон капеллы
Величественный главный купол собора с центральным окулюсом и большими окнами, обеспечивающими освещение интерьера.
18.
19.
Главный алтарь
Великолепный главный алтарь, настоящее украшение церкви, в нынешнем виде был создан в 1870 г.
20*.
21.
Алтарный образ «Посвящение мира Пресвятому Сердцу Иисуса» (Помпео Джироламо Батони, 1783). Эта картина была одобрена папой Пием VI, который увидел ее до своего приезда в Лиссабон.
22.
23. Картины на боковых крыльях капеллы
24. Фронтон главного алтаря
25. Статуя Священного Сердца Иисуса.
Правое крыло трансепта создано аналогично левому, но выглядит проще, так как не включает алтарь, вместо которого врезаны двери, вероятно, в бывший монастырь кармелиток. Фронтон очень похож на аналогичный в левой части трансепта.
26.
В правом трансепте расположена мраморная гробница основательницы королевы Марии I, выполненная в стиле ампир. Королева Мария I, умершая в 1816 г. в Бразилии, — единственный португальский монарх династии Браганса, могила которого установлена вне Пантеона Браганса.
27.
В этом храме установлены два органа — большой орган в правом трансепте (1789 г.) и орган хора (1791 г.), оба построены органистом Антонио Ксавье Мачадо и Сервейрой. Орган хора был восстановлен в 1998 г.
28.
29. Пара идентичных скульптур в нишах правого трансепта.
Небольшая капелла справа.
30.
31.
32. Большой деревянный резной подсвечник.
По правой стороне нефа также построены три капеллы в едином стиле.
Алтарный образ «Почитание Сердца девы Марии, окруженной архангелами Рафаэлем, Михаилом и Гавриилом» написан инфантой Марией Анной Португальской. Деревянная скульптура посвящена Богоматери Лапы.
33.
Капелла св. Иосифа
Картина на ретабло, посвященная св. Иосифу, написана Помпео Джироламо Батони в 1783-1784 гг. Деревянная скульптура также посвящена св. Иосифу.
34.
Капелла св. Антония
Картина на ретабло, изображающая св. Антония, написана Помпео Джироламо Батони в 1784 г. Деревянная скульптура также посвящена св. Антонию
35.
Небольшая капелла с крестом напротив баптистерия.
36.
Редко встречаемой особенностью базилики является предоставленная туристам возможность осмотреть церковь с круговой галереи, устроенной вокруг основания купола, куда можно попасть по узкой вантовой лестнице по пути на террасу.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
Самой впечатляющей внешней частью здания является большой купол, который благодаря расположению церкви на вершине холма можно увидеть с разных концов Лиссабона.
43.
44.
На крыше базилики находится терраса со смотровой площадкой, к которой ведут 112 ступеней. На крыше можно вблизи рассмотреть колокольни, понять, как работают колокола и насладиться окружающими видами.
45.
46.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.