Лиссабон. Базилика-да-Эштрела

Базилика-да-Эштрела (Базилика Звезды) была построена по приказу королевы Марии I Португальской во исполнение обета после рождения сына Жозе, принца Бразильского [38.7131245N 9.1608381W].
1. Аллегория на строительство базилики (старинная гравюра)
Alegoria


Базилика-да-Эштрела стала первой в мире церковью, посвященной Cвятейшему Сердцу Иисуса и первой по-настоящему масштабной постройкой в Лиссабоне после землетрясения 1755 г. Строительство храма началось в 1779 г. по проекту архитекторов школы Мафра Матеуша Висенте де Оливейра и Рейналду Мануэла душ Сантуша и было окончено в 1790 г., спустя два года после скоропостижной кончины Жозе от оспы в возрасте 27 лет. Базилика располагается в западной части Лиссабона на холме, благодаря чему её гигантский купол можно наблюдать из различных районов города. Архитектура базилики напоминает дворец Мафра, выполненный в стиле позднего барокко с элементами неоклассицизма.
2.
View_of_Basilica

Передний фасад имеет центральный фронтон, окруженный двумя часовыми башнями.
3.
p1347

4. Фронтон базилики
DSC_7822

Под фронтоном с высокими коринфскими колоннами находятся аллегорические статуи, изображающие Веру, Поклонение, Свободу и Благодарность, изображающими аллюзию на тайну Пресвятого Сердца Иисуса. Слева от них установлена статуя св. Илии, справа — св. Иоанна Креста. В центре находится рельеф с изображением Святого Сердца Иисуса в окружении ангелов.
5*.
p1348

По бокам от входных дверей стоят статуи св. Терезы Авильской и св. Марии Магдалины де Пацци. Автор всех скульптур – Жоаким Мачадо де Кастро и его ученики.
6.
p1349

В вестибюле церкви также можно увидеть еще две скульптуры святых.
7.
p1350

Базилика-да-Эштрела построена в форме латинского креста, с центральным нефом и сводчатым потолком, украшенным красочным португальским мрамором. Для украшения стен и пола было использовано большое количество серого, розового и желтого мрамора, из которого были сделаны сложные геометрические узоры в соответствии с идеями стиля рококо. В оформлении интерьера были использованы картины итальянского художника Помпео Джироламо Батони. Деревянные скульптуры боковых капелл изготовлены, вероятно, резчиком по дереву Жозе Абреу до О.
8*.
p1352

Совершим осмотр храма по часовой стрелке, начиная от входа.

Баптистерий традиционно находится слева возле входа в базилику.
9.
p1351

По левой стороне нефа построены три капеллы в едином стиле.
Капелла св. Иоанна Евангелиста
Картина на ретабло, посвященная св. Иоанну Евангелисту, написана Помпео Джироламо Батони.
10.
p1358

Капелла св. Клары и св. Терезы
«Св. Клара и св. Терезы получают напутствие королевы Португалии в присутствии монахинь Ордена босых кармелиток» (Помпео Джироламо Батони, 1784).
11.
p1357

Капелла св. Фомы
«Уверение св. Фомы» (Помпео Джироламо Батони). Деревянная скульптура посвящена Деве Марии Фатимской.
12.
p1356

Оба крыла трансепта и главный алтарь созданы в едином стиле.
13*.
p1365

Левое крыло трансепта. Алтарь Пресвятой Богородицы.
14*.
p1363

Алтарный образ — «Тайная вечеря» (Помпео Джироламо Батони, 1783).
15.
p1367

16.
p1364

17. Фронтон капеллы
DSC_7889

Величественный главный купол собора с центральным окулюсом и большими окнами, обеспечивающими освещение интерьера.
18.
DSC_7879

19.
p1374

Главный алтарь
Великолепный главный алтарь, настоящее украшение церкви, в нынешнем виде был создан в 1870 г.
20*.
p1359

21.
DSC_7894

Алтарный образ «Посвящение мира Пресвятому Сердцу Иисуса» (Помпео Джироламо Батони, 1783). Эта картина была одобрена папой Пием VI, который увидел ее до своего приезда в Лиссабон.
22.
DSC_7888

23. Картины на боковых крыльях капеллы
p1366

24. Фронтон главного алтаря
DSC_7861

25. Статуя Священного Сердца Иисуса.
DSC_7895

Правое крыло трансепта создано аналогично левому, но выглядит проще, так как не включает алтарь, вместо которого врезаны двери, вероятно, в бывший монастырь кармелиток. Фронтон очень похож на аналогичный в левой части трансепта.
26.
DSC_7881

В правом трансепте расположена мраморная гробница основательницы королевы Марии I, выполненная в стиле ампир. Королева Мария I, умершая в 1816 г. в Бразилии, — единственный португальский монарх династии Браганса, могила которого установлена вне Пантеона Браганса.
27.
DSC_7863

В этом храме установлены два органа — большой орган в правом трансепте (1789 г.) и орган хора (1791 г.), оба построены органистом Антонио Ксавье Мачадо и Сервейрой. Орган хора был восстановлен в 1998 г.
28.
p1360

29. Пара идентичных скульптур в нишах правого трансепта.
p1361

Небольшая капелла справа.
30.
p1362

31.
DSC_7872

32. Большой деревянный резной подсвечник.
DSC_7862

По правой стороне нефа также построены три капеллы в едином стиле.
Алтарный образ «Почитание Сердца девы Марии, окруженной архангелами Рафаэлем, Михаилом и Гавриилом» написан инфантой Марией Анной Португальской. Деревянная скульптура посвящена Богоматери Лапы.
33.
p1355

Капелла св. Иосифа
Картина на ретабло, посвященная св. Иосифу, написана Помпео Джироламо Батони в 1783-1784 гг. Деревянная скульптура также посвящена св. Иосифу.
34.
p1354

Капелла св. Антония
Картина на ретабло, изображающая св. Антония, написана Помпео Джироламо Батони в 1784 г. Деревянная скульптура также посвящена св. Антонию
35.
p1353

Небольшая капелла с крестом напротив баптистерия.
36.
DSC_7912

Редко встречаемой особенностью базилики является предоставленная туристам возможность осмотреть церковь с круговой галереи, устроенной вокруг основания купола, куда можно попасть по узкой вантовой лестнице по пути на террасу.
37.
p1372

38.
p1368

39.
p1373

40.
p1371

41.
p1370

42.
p1369

Самой впечатляющей внешней частью здания является большой купол, который благодаря расположению церкви на вершине холма можно увидеть с разных концов Лиссабона.
43.
p1375

44.
p1376

На крыше базилики находится терраса со смотровой площадкой, к которой ведут 112 ступеней. На крыше можно вблизи рассмотреть колокольни, понять, как работают колокола и насладиться окружающими видами.
45.
p1377

46.
DSC_7950

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.