Церковь Святого Николая
Приходская церковь св. Николая находится в заново отстроенном после землетрясения 1755 г. столичном районе Байша, между улицами Золота (Rua dos Douradores) и Серебра (Rua da Prata), где так любят гулять приезжие туристы. Церковь св. Николая была основана между 1209 и 1229 гг. и перестроена в 1280 г. по инициативе епископа Матеуша.
1.
Здание, которым мы можем любоваться сегодня, построено в 1776-1850 гг. по проекту ученика школы Мафры, архитектора Рейнальдо Мануэль душ Сантуша на месте древнего костела [38.7110777N 9.136768W]. В 2003 г. в церкви были проведены глубокие реставрационные работы, которые принесли ей новое дыхание и красоту. Главный фасад, сориентированный на север, фактически имеет признаки стиля неоклассицизм. Пилястры коринфского ордера делят фасад на три части, объединенные сверху простым треугольным фронтоном с крестом в центре. Однако два архитектурных элемента придают фасаду определенную особенность: с одной стороны, закругленные клинья, ограниченные пилястрами; с другой стороны — «встроенная» в боковое расширение фасада колокольня. Таким элегантным техническим решением была предусмотрена защита от возможных последующих землетрясений.
2.
Интерьер церкви напоминает «римские» церкви и украшен богатой резьбой по камню. Яркость цветов выделяется естественным светом, который при обильном проникновении через окна фокусируется на мраморе стен и штукатурке под мрамор, в котором гармонично доминируют синий, красный и охряный цвета.
3*.
Церковь представляет собой однонефное помещение без трансепта и отличается нефом с уникальным потолком, украшенным замечательными картинами очень известного португальского художника Педру Александрино Карвальо. В центре можно увидеть богословские добродетели — Веру, Надежду и Милосердие. Все остальные картины изображают сцены из жизни св. Николая. На боковых медальонах на стороне Евангелия изображены четыре Евангелиста, а на стороне Послания — четыре Учителя Церкви.
4*.
По бокам нефа в нишах устроено по четыре внешне схожих капеллы.
5.
6.
Обойдем церковь по часовой стрелке, начиная от входа. По пути обратим внимание на барельефы между капеллами с изображениями стояний Крестного пути, выполненные в 1930-х гг. Сальвадором Барата Фейо.
Поскольку церковь еще строилась во время закрытия религиозных орденов, в 1834 г. она получила значительное пополнение от нескольких монастырей, прекративших существование в последующие годы. В результате баптистерий пополнился двумя прекрасными позолоченными резными реликвариями из монастыря св. Франциска, позолоченным мраморным алтарем с изображением Богоматери Зачатия, а также скульптурами св. Франциска и св. Антония.
7.
Капелла Святого Августина
8.
Капелла Святого Иосифа
9.
Капелла Сердца Иисуса с Богородицей Фатимы
10.
11.
Капелла Святого Причастия может похвастаться позолоченной деревянной решеткой, имитирующей бронзу. Часовня выглядит отлично от остальных за счет мраморного алтаря, купола с фонарем и росписью в медальонах. На алтарном образе изображена Богоматерь Милосердия кисти Антонио Мануэля да Фонсеки.
12.
13.
В главной часовне мы видим внушительный мраморный алтарь, ограниченный колоннами сложного порядка, с филигранно вырезанными капителями и увенчанный фронтоном с рельефными атрибутами св. Николая. На пьедестал возведен трон св. Николая с его епископским символом; это изображение XVIII в. из мягкой полихромной древесины смогло пережить землетрясение.
14*.
Потолок, приписываемый Антониу Мануэлю да Фонсека, представляет св. Николая во славе.
15.
Капелла Богоматери Милосердия. Образ Богоматери выделяется красотой и преданностью на алтаре, находящемся напротив часовни Святого Причастия. Здесь же слева установлено интересное изображение св. Катерины, изготовленное скульптором школы Мачадо де Кастро.
16.
17.
Капелла Распятия с Богоматерью скорби
18.
19.
Капелла св. Антония
20.
Капелла Богоматери Кармелитской
21.
После землетрясения 1755 г. в церкви был установлен орган, изготовленный в мастерской Антониу Ксавье Мачадо Сервейры. Механизм органа второй половины XVIII в. выполнен Бенту Фонтана. Он был восстановлен в XIX в. и отреставрирован в 2010 году.
22.
Традиционная для Португалии статуя Иисуса Прощения.
23.
Церковь Богоматери Победы
Первая часовня, посвященная Богоматери Победы, была основана в 1556 г. Братством того же поклонения возле старой больницы св. Анны. Разрушенная во время землетрясения 1755 г., ее реконструкция началась в 1765 г. под руководством Хосе Монтейру де Карвальо и закончилась только в 1824 г. [38.7108349N 9.1389245W] Образ Богоматери Победы 1769 г. приписывается Мачадо де Кастро.
24.
Происхождение Часовни Богоматери Победы, похоже, не связано с великим триумфальным событием в мировой истории, как в других случаях, примером которых является монастырь Санта-Мария-да-Витория в Баталье, а скорее как особое почитание девы Марии, которое было выражено в более широком смысле и создало соответствующую традицию.
25.
Под этим призывом христиане здесь восхваляли полноту Благодати, которая одерживает победу над грехом, призывая его как выдающегося помощника в различных битвах и трудностях человеческого паломничества.
26.
Поклонение началось в первые годы XVI в. в больнице Богоматери Виртудес, расположенной на месте старой мастерской по изготовлению котлов, где у одной из госпитализированных дам, слепой пожилой женщины, было изображение Богоматери. и платья, которые, будучи помещенными в часовне госпиталя, быстро завоевали широкое признание. В 1530 г. было образовано Братство котловщиков, которое избрало Богоматерь Победы как своего покровителя и попыталось построить для нее собственную церковь. В 1556 г. цель была достигнута, и, благодаря строительству церкви, смежной с госпиталем, образовался комплекс Братства, Госпиталя и церкви Богоматери Победы.
27.
Неф
Четыре двери, по две с каждой стороны, расположенные симметрии и увенчанные каменными рельефными панелями и треугольными фронтонами. Поверх каждой из дверей находятся медальоны, на которых изображены четыре Учителя Римской Церкви: св. Амвросий, св. Иероним, св. Августин и св. Григорий Великий. Картины на потолке и стенах, вероятно, написаны профессором Королевской академии изящных искусств Хосе Франсиско Феррейра де Фрейтас. Доступ к ризнице может осуществляться через два боковых входа, один из которых расположен в нефе, а другой — в главном алтаре. Доступ к большому хору, который не был частью первоначального проекта, а был построен позже, может быть сделан только через дом престарелых (хоспис).
28*.
Хор, неф и ризница украшены азулежу работы Франсиско де Паула и Оливейра. У входа рядом с порталом находятся две раковины в форме раковин из белого мрамора для святой воды.
29.
На контрфасаде и над главным алтарем находятся окна, обеспечивающие попадание естественного света, направленного на главный алтарь и неф. В 40-х годах XX в. они были украшены современными витражами.
30.
31.
Капелла Распятия
Капелла расположена со стороны Евангелия. Алтарный образ — небо с множеством путти, сопровождающих гибель Христа. На алтарном столе, соответствующем основанию креста, помещена скульптура Пьеты. Слева от Пьеты стоит скульптура монахини-кармелитки в образе св. Терезы с младенцем Иисусом (глина, XX в.), которая держит в своих руках распятие и букет роз. Разорванный фронтон украшен венками из роз и увенчан евхаристической символикой. Боковые гофрированные пилястры и пара окрашенных колонн имитируют мрамор, с композитными капителями и антаблементами, окрашенными золотой краской для имитации бронзы. Авторство всех алтарных образов боковых капелл не установлено.
32.
Капелла св. Элигия
На стороне Послания находится часовня, посвященная св. Элигию. Иконографически святой изображен на ретабло в виде епископа в митре и с посохом. У его ног сидит бедная мать, кормящая грудью своего ребенка. На алтаре стоят скульптуры св. Люции (неизвестный автор, XIX в.) и св. Элигия (неизвестный автор, XVIII в.). Св. Люция, покровительница ткачей, представлена ее атрибутами: блюдом с глазами и ладонями мученичества. Алтарь увенчан символикой епископа в виде митры.
33.
Главная часовня
Главная часовня контурно ограничена прямоугольником, ее состав рассматривается с целью получения большего ощущения глубины. Она состоит из арки пилястров из красного мрамора с коринфскими капителями из белого мрамора. Идеальная задняя дуга нависает над изогнутым фронтоном. Свод часовни покрыт заштукатуренными четырехугольниками без каких-либо декоративных элементов, центральные из которых выполнены из матового стекла.
34*.
Композиция ретабло состоит из трибуны и алтаря с реликварием. Трибуна окружена двумя колоннами из композитных капителей, с изогнутым фронтоном, с антаблементами двойных рамок, увенчанными двумя ангелами, содержащими чаши, в окружении цветущих медальонов. Вверху пальмовые ветви, увенчанные венками из переплетенных цветов с короной Царицы Небесной.
35.
36.
В центре, над скинией, иконографическое пространство определяется изображением Богоматери Победы в окружении покровителя Лиссабона св. Антония (неизвестный автор, XIX в.) и хранителя небес св. Петра (неизвестный автор, XIX в.).
37.
38.
Все убранство главной часовни было восстановлено после пожара, который бушевал в церкви в 1975 г., поэтому современный алтарь с учетом ограниченных финансовых средств представляет собой не что иное, как не самую лучшую копию, сделанную на основе оригинала. У образа Богоматери Победы была только обожжена спина.
39. Алтарь до пожара
На стороне Евангелия находится капелла Святого семейства. Ретабло капеллы изображает св. Иосифа с Младенцем. Св. Иосиф взрослого внешнего вида, но еще не старик, держит Младенца, сопровождаемый двумя ангелами, один из которых держит цветущую палку (атрибут св. Иосифа), а другой играет у его ног. Над их головами находится множество маленьких ангелов. Перед алтарем стоит скульптура Богоматери Фатимы (XX в.).
40.
На стороне Послания находится капелла Тайны искупления. На ретабло изображено Вознесение Девы в небесный мир, переносимой группой ангелов, на нижнем плане рядом с гробницей Марии видны несколько апостолов, ищущих тело около плащаницы. Тематическая символика дополняется скульптурой Святого Сердца Иисуса (гипс, XX в.).
41.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.