Лиссабон. Церкви св. Николая и Богоматери Победы

Церковь Святого Николая
Приходская церковь св. Николая находится в заново отстроенном после землетрясения 1755 г. столичном районе Байша, между улицами Золота (Rua dos Douradores) и Серебра (Rua da Prata), где так любят гулять приезжие туристы. Церковь св. Николая была основана между 1209 и 1229 гг. и перестроена в 1280 г. по инициативе епископа Матеуша.
1.
Ruines

Здание, которым мы можем любоваться сегодня, построено в 1776-1850 гг. по проекту ученика школы Мафры, архитектора Рейнальдо Мануэль душ Сантуша на месте древнего костела [38.7110777N 9.136768W]. В 2003 г. в церкви были проведены глубокие реставрационные работы, которые принесли ей новое дыхание и красоту. Главный фасад, сориентированный на север, фактически имеет признаки стиля неоклассицизм. Пилястры коринфского ордера делят фасад на три части, объединенные сверху простым треугольным фронтоном с крестом в центре. Однако два архитектурных элемента придают фасаду определенную особенность: с одной стороны, закругленные клинья, ограниченные пилястрами; с другой стороны — «встроенная» в боковое расширение фасада колокольня. Таким элегантным техническим решением была предусмотрена защита от возможных последующих землетрясений.
2.
p1323

Интерьер церкви напоминает «римские» церкви и украшен богатой резьбой по камню. Яркость цветов выделяется естественным светом, который при обильном проникновении через окна фокусируется на мраморе стен и штукатурке под мрамор, в котором гармонично доминируют синий, красный и охряный цвета.
3*.
p1324

Церковь представляет собой однонефное помещение без трансепта и отличается нефом с уникальным потолком, украшенным замечательными картинами очень известного португальского художника Педру Александрино Карвальо. В центре можно увидеть богословские добродетели — Веру, Надежду и Милосердие. Все остальные картины изображают сцены из жизни св. Николая. На боковых медальонах на стороне Евангелия изображены четыре Евангелиста, а на стороне Послания — четыре Учителя Церкви.
4*.
p1329

По бокам нефа в нишах устроено по четыре внешне схожих капеллы.
5.
p1325

6.
p1326

Обойдем церковь по часовой стрелке, начиная от входа. По пути обратим внимание на барельефы между капеллами с изображениями стояний Крестного пути, выполненные в 1930-х гг. Сальвадором Барата Фейо.

Поскольку церковь еще строилась во время закрытия религиозных орденов, в 1834 г. она получила значительное пополнение от нескольких монастырей, прекративших существование в последующие годы. В результате баптистерий пополнился двумя прекрасными позолоченными резными реликвариями из монастыря св. Франциска, позолоченным мраморным алтарем с изображением Богоматери Зачатия, а также скульптурами св. Франциска и св. Антония.
7.
DSC_7694

Капелла Святого Августина
8.
DSC_7665

Капелла Святого Иосифа
9.
DSC_7666

Капелла Сердца Иисуса с Богородицей Фатимы
10.
DSC_7667

11.
DSC_7674

Капелла Святого Причастия может похвастаться позолоченной деревянной решеткой, имитирующей бронзу. Часовня выглядит отлично от остальных за счет мраморного алтаря, купола с фонарем и росписью в медальонах. На алтарном образе изображена Богоматерь Милосердия кисти Антонио Мануэля да Фонсеки.
12.
p1327

13.
p1328

В главной часовне мы видим внушительный мраморный алтарь, ограниченный колоннами сложного порядка, с филигранно вырезанными капителями и увенчанный фронтоном с рельефными атрибутами св. Николая. На пьедестал возведен трон св. Николая с его епископским символом; это изображение XVIII в. из мягкой полихромной древесины смогло пережить землетрясение.
14*.
p1330

Потолок, приписываемый Антониу Мануэлю да Фонсека, представляет св. Николая во славе.
15.
DSC_7661

Капелла Богоматери Милосердия. Образ Богоматери выделяется красотой и преданностью на алтаре, находящемся напротив часовни Святого Причастия. Здесь же слева установлено интересное изображение св. Катерины, изготовленное скульптором школы Мачадо де Кастро.
16.
DSC_7673

17.
DSC_7668

Капелла Распятия с Богоматерью скорби
18.
DSC_7672

19.
DSC_7669

Капелла св. Антония
20.
DSC_7671

Капелла Богоматери Кармелитской
21.
DSC_7670

После землетрясения 1755 г. в церкви был установлен орган, изготовленный в мастерской Антониу Ксавье Мачадо Сервейры. Механизм органа второй половины XVIII в. выполнен Бенту Фонтана. Он был восстановлен в XIX в. и отреставрирован в 2010 году.
22.
DSC_7693

Традиционная для Португалии статуя Иисуса Прощения.
23.
DSC_7679

Церковь Богоматери Победы
Первая часовня, посвященная Богоматери Победы, была основана в 1556 г. Братством того же поклонения возле старой больницы св. Анны. Разрушенная во время землетрясения 1755 г., ее реконструкция началась в 1765 г. под руководством Хосе Монтейру де Карвальо и закончилась только в 1824 г. [38.7108349N 9.1389245W] Образ Богоматери Победы 1769 г. приписывается Мачадо де Кастро.
24.
Fasade

Происхождение Часовни Богоматери Победы, похоже, не связано с великим триумфальным событием в мировой истории, как в других случаях, примером которых является монастырь Санта-Мария-да-Витория в Баталье, а скорее как особое почитание девы Марии, которое было выражено в более широком смысле и создало соответствующую традицию.
25.
Maria

Под этим призывом христиане здесь восхваляли полноту Благодати, которая одерживает победу над грехом, призывая его как выдающегося помощника в различных битвах и трудностях человеческого паломничества.
26.
Fasade1

Поклонение началось в первые годы XVI в. в больнице Богоматери Виртудес, расположенной на месте старой мастерской по изготовлению котлов, где у одной из госпитализированных дам, слепой пожилой женщины, было изображение Богоматери. и платья, которые, будучи помещенными в часовне госпиталя, быстро завоевали широкое признание. В 1530 г. было образовано Братство котловщиков, которое избрало Богоматерь Победы как своего покровителя и попыталось построить для нее собственную церковь. В 1556 г. цель была достигнута, и, благодаря строительству церкви, смежной с госпиталем, образовался комплекс Братства, Госпиталя и церкви Богоматери Победы.
27.
plan

Неф
Четыре двери, по две с каждой стороны, расположенные симметрии и увенчанные каменными рельефными панелями и треугольными фронтонами. Поверх каждой из дверей находятся медальоны, на которых изображены четыре Учителя Римской Церкви: св. Амвросий, св. Иероним, св. Августин и св. Григорий Великий. Картины на потолке и стенах, вероятно, написаны профессором Королевской академии изящных искусств Хосе Франсиско Феррейра де Фрейтас. Доступ к ризнице может осуществляться через два боковых входа, один из которых расположен в нефе, а другой — в главном алтаре. Доступ к большому хору, который не был частью первоначального проекта, а был построен позже, может быть сделан только через дом престарелых (хоспис).
28*.
p1331

Хор, неф и ризница украшены азулежу работы Франсиско де Паула и Оливейра. У входа рядом с порталом находятся две раковины в форме раковин из белого мрамора для святой воды.
29.
DSC_7710

На контрфасаде и над главным алтарем находятся окна, обеспечивающие попадание естественного света, направленного на главный алтарь и неф. В 40-х годах XX в. они были украшены современными витражами.
30.
DSC_7701

31.
DSC_7711

Капелла Распятия
Капелла расположена со стороны Евангелия. Алтарный образ — небо с множеством путти, сопровождающих гибель Христа. На алтарном столе, соответствующем основанию креста, помещена скульптура Пьеты. Слева от Пьеты стоит скульптура монахини-кармелитки в образе св. Терезы с младенцем Иисусом (глина, XX в.), которая держит в своих руках распятие и букет роз. Разорванный фронтон украшен венками из роз и увенчан евхаристической символикой. Боковые гофрированные пилястры и пара окрашенных колонн имитируют мрамор, с композитными капителями и антаблементами, окрашенными золотой краской для имитации бронзы. Авторство всех алтарных образов боковых капелл не установлено.
32.
DSC_7702

Капелла св. Элигия
На стороне Послания находится часовня, посвященная св. Элигию. Иконографически святой изображен на ретабло в виде епископа в митре и с посохом. У его ног сидит бедная мать, кормящая грудью своего ребенка. На алтаре стоят скульптуры св. Люции (неизвестный автор, XIX в.) и св. Элигия (неизвестный автор, XVIII в.). Св. Люция, покровительница ткачей, представлена ее атрибутами: блюдом с глазами и ладонями мученичества. Алтарь увенчан символикой епископа в виде митры.
33.
DSC_7703

Главная часовня
Главная часовня контурно ограничена прямоугольником, ее состав рассматривается с целью получения большего ощущения глубины. Она состоит из арки пилястров из красного мрамора с коринфскими капителями из белого мрамора. Идеальная задняя дуга нависает над изогнутым фронтоном. Свод часовни покрыт заштукатуренными четырехугольниками без каких-либо декоративных элементов, центральные из которых выполнены из матового стекла.
34*.
p1332

Композиция ретабло состоит из трибуны и алтаря с реликварием. Трибуна окружена двумя колоннами из композитных капителей, с изогнутым фронтоном, с антаблементами двойных рамок, увенчанными двумя ангелами, содержащими чаши, в окружении цветущих медальонов. Вверху пальмовые ветви, увенчанные венками из переплетенных цветов с короной Царицы Небесной.
35.
DSC_7718

36.
DSC_7717

В центре, над скинией, иконографическое пространство определяется изображением Богоматери Победы в окружении покровителя Лиссабона св. Антония (неизвестный автор, XIX в.) и хранителя небес св. Петра (неизвестный автор, XIX в.).
37.
DSC_7713

38.
DSC_7719

Все убранство главной часовни было восстановлено после пожара, который бушевал в церкви в 1975 г., поэтому современный алтарь с учетом ограниченных финансовых средств представляет собой не что иное, как не самую лучшую копию, сделанную на основе оригинала. У образа Богоматери Победы была только обожжена спина.
39. Алтарь до пожара
Altar-old

На стороне Евангелия находится капелла Святого семейства. Ретабло капеллы изображает св. Иосифа с Младенцем. Св. Иосиф взрослого внешнего вида, но еще не старик, держит Младенца, сопровождаемый двумя ангелами, один из которых держит цветущую палку (атрибут св. Иосифа), а другой играет у его ног. Над их головами находится множество маленьких ангелов. Перед алтарем стоит скульптура Богоматери Фатимы (XX в.).
40.
DSC_7712

На стороне Послания находится капелла Тайны искупления. На ретабло изображено Вознесение Девы в небесный мир, переносимой группой ангелов, на нижнем плане рядом с гробницей Марии видны несколько апостолов, ищущих тело около плащаницы. Тематическая символика дополняется скульптурой Святого Сердца Иисуса (гипс, XX в.).
41.
DSC_7720

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.