Строительство монастыря Сан-Франциско-де-Эвора восходит к середине XIII в., после того как Орден францисканцев объявился в этом городе около 1326 г. От здания тех времен сохранился только северный портал с тремя архивольтами, вписанными во фронтон, стилистическая форма которого напоминает приходские церкви Эштремадуры начала XIV в. Вскоре после завершения строительства этой первой церкви под руководством командора Ордена Сантьяго Фернандо Афонсу де Морайса было начато создание монастыря, также кардинально перестроенного в последующие века. Нынешняя церковь монастыря Сан-Франциско датирована XV в., точнее периодом царствования короля Афонсу V.
1.
Строительство культового сооружения велось с 1480 по 1510 год на месте основанного еще в XIII веке монастыря францисканского ордена. Храм возводили мастера-каменщики Мартин Лоренс и Перо де Трильо, а украшали королевские художники Жорже Афонсу и Гарсия Фернандес. В итоге получилось одно из самых важных готических произведений в Португалии.
2.
В монастыре XVI в. работали некоторые из наиболее значительных специалистов страны, в том числе художник Франциско Энрикес, архитекторы Диого де Арруда и Диого де Торральва. Также здесь отметились Николас де Шантерен, Оливье Гентский и Гарсия Фернандес. В XVIII в. великолепие барокко проявилось в позолоченной резьбе по дереву (композиция Мануэля Нуньес да Силвы, датируемая 1727 г.), в облицовке стен в стиле азулежу Оливейрой Бернардес и, ранее, Габриэлем дель Барко.
3.
Фасад храма характеризуется порталом в стиле мануэлино и портиком с арками и колоннами в готическом и мавританском стилях. В тимпане главного двойного портала демонстрируются гербы королей Жуана II и Мануэла I.
4.
Размеры церкви весьма внушительны — 36×34×24 метра. Пролет единственного нефа является самым большим в Португалии. По бокам нефа находятся 12 капелл терциариев-францисканцев, украшенных барочной резьбой. Внутреннее убранство поражает красотой и разнообразием: скульптуры, иконы в позолоченных окладах, резьба по дереву и камню, изразцы.
5*.
Интерьер церкви богато украшен лепниной, резьбой по дереву, картинами на библейские темы, статуями святых, позолотой и изразцами.
6*.
После запрета в Португалии в 1834 г. деятельности ордена Францисканцев, церковь и монастырь были национализированы. Полномасштабная реконструкция церкви была проведена в 2014-2015 годах, на её ремонт было потрачено более четырёх миллионов евро. В одном из помещений бывшего монастыря был открыт Музей сакрального искусства, коллекция которого располагает большим собранием произведений религиозного искусства, знакомит с историей монастыря и церкви св. Франциска. В южной галерее монастыря размещается постоянная выставка, экспозиция которой состоит более чем из 2600 изображений Святого Семейства и вертепов из 80 стран мира.
7.
Обойдем церковь по часовой стрелке, начиная от входа. Боковые капеллы по левой стороне (стороне Евангелия).
Капелла крещения (баптистерий)
Часовня построена немного глубже, чем следующие часовни, обложенная плиткой азулежу. Скульптурная композиция изображает Крещение Христово, задним фоном для фигур в золоченой резной рамке любопытное изображение крещения Христа в Иордане, написанное по пробке, перенесенное из бывшего монастыря св. Моники. Алтарный стол украшен позолоченным растительным орнаментом. В центре часовни мраморная купель крещения старой церкви св. Петра.
8.
Капелла св. Иосифа
Часовня св. Иосифа имеет очень интересный алтарь с позолоченной резьбой и из крученых колонн Соломона.
9.
Капелла святых мучеников Марокко
Часовня святых мучеников Марокко, ранее посвященная св. Сусанне, с алтарем и столом алтаря из расписной и позолоченной кладки с декоративной лепниной и боковыми фасадами в 2 уровнях, также украшенных лепниной.
10.
Капелла святых Космы и Дамиана
Другое название — капелла Девы Марии Фатимской. Часовня с алтарной каменной кладкой, расписанной мрамором и украшениями из лепнины. Лепные украшения оформлены лепными украшениями, подобными часовне святых мучеников Марокко.
11.
Капелла Святого Сердца Иисуса
Ранее часовня Святого Сердца Иисуса была освящена в честь в св. Георгия. В своем составе имеет резной стол из торсионных колонн с аппликациями из позолоченной резьбы и росписью, имитирующими зеленый мрамор. Между этой часовней и следующей построен каменный пульпит, снабженный лестницей с доступом через часовню Святого Сердца Иисуса.
12.
Капелла Богородицы Гуйя
Часовня Богородицы Гуйя с алтарем, богато украшенным позолоченной резьбой. В боковых фасадах 2 картины в позолоченных резных рамах. Из этой капеллы через пробитую арку осуществляется проход в северную часть трансепта.
13.
Капелла Доброго Иисуса, или Капелла третьего ордена св. Франциска
Один из самых богато украшенных алтарей в этой церкви расположен в левом рукаве трансепта и как бы «впитал» в себя все способы украшения, примененные в церкви: здесь мы видим и большие крученые колонны, и позолоченную филигранную резьбу с узорами на растительные мотивы.
14.
В центре алтаря установлено Распятие с Христом в окружении ангелов и херувимов.
15.
Нижняя часть боковых стен капеллы облицована панно азулежу, на которых изображены благословенные Третьего Ордена францисканцев (терциариев). В центре боковой стены расположены дверь с каменным обрамлением, обеспечивающая доступ к пристройке, в которой устроена Капелла св. Жуазиньо. В средней части боковой стены две восьмиугольные позолоченные рамы с полотнами на религиозную тематику.
16.
Арка капеллы увенчана большим гербом францисканцев, удерживаемым ангелами.
17.
Главный алтарь
Ретабуло алтаря заменило полиптих монастыря св. Франциска Эворского — коллекцию живописи эпохи Возрождения (в настоящее время распределенную между Музеем Эворы и Музеем древнего искусства).
18*.
Современный мраморный алтарь представляет собой произведение второй половины XVIII в. В нем выставлены большие изображения св. Франциска и св. Доминика, как это принято во францисканских церквях.
19.
Орган церкви изготовлен в стиле барокко в XVIII в. известным органных дел мастером Пашкуалу Каэтано Одвини.
20.
Кресла хоров украшены изображениями различных францисканских святых.
21.
22.
По бокам от главной капеллы установлены два однотипных алтаря. Их наименований найти не удалось.
23.
24.
Капелла в правом рукаве трансепта выглядит намного скромнее, нежели капелла левого рукава. Ее наименование я также не нашел.
25.
Алтарь капеллы украшен полотнами, написанными фламандскими художниками в XVI в. На картинах изображены эпизоды Крестного пути.
26.
Боковые капеллы по правой стороне (стороне Послания).
Капелла Богоматери Нужды
Часовня Богоматери Нужды (Nossa Senhora das Necessidades) с богато украшенным позолоченным резным алтарем и двумя кручеными колоннами.
27.
Капелла св. Луции
Алтарь часовни св. Луции из витых колонн почти полностью покрыт позолотой. Между этой капеллой и следующей аналогично противоположной стене установлен почти полностью идентичный пульпит.
28.
Капелла св. Антония
Часовня св. Антония имеет расписной алтарь, имитирующий черный мрамор с лепниной. Верхние части боковых фасадов украшены лепными украшениями.
29.
Капелла св. Иоанна Крестителя
Часовня Святого Иоанна Крестителя украшены расписным алтарем, имитирующим голубой, черный и розовый мрамор, с применением позолоченной резьбы. Боковые фасады полностью покрыты плиткой с синими, желтыми и белыми узорами. Свод капеллы украшен богатой росписью с позолоченными растительными узорами.
30.
Капелла св. Бенедикта
Часовня св. Бенедикта знаменита позолоченным алтарным кругом архивольтов на крученных колоннах.
31.
Капелла св. Марии Грации
Часовня Санта-Мария-да-Граса, как и расположенный напротив баптистерий, немного глубже, чем следующие часовни. Алтарь часовни выделяется за счет колонн Соломона и накладных позолоченных резных украшений.
32.
Зал капитула
От старого монастыря сохранился старый зал капитула, который в XIX в. был преобразован в капеллу Nosso Senhor dos Passos, представляющую страдания Иисуса Христа во время крестного пути.
33.
На фотографиях, сделанных в другое время с тем же ракурсом, также можно увидеть скульптурное изображение коленопреклоненного Иисуса с крестом на плече.
34.
Вход в капеллу создан по модели главной часовни Се-де-Эвора, построенной в XVIII в. по проекту Жоана Фредерико Людовиче. Справа от входа находится картина Франсиско де Эрреры ст., на которой изображены слезы св. Петра.
35.
Капелла костей
Capela dos Ossos (Часовня костей) — один из самых известных памятников в Эворе, расположенный рядом с входом в церковь св. Франциска [38.5686236N 7.9087347W]. Часовня получила своё название потому, что её внутренние стены покрыты и украшены человеческими черепами и костями.
36*.
Особую известность церкви святого Франциска принес тот факт, что для отделки одной из капелл монахи использовали более 5000 человеческих скелетов, собранных с кладбищ церквей и монастырей средневековой Эворы, стремясь как частично решить актуальную на тот момент в Португалии проблему с нехваткой мест для захоронений, так и показать бренность существования и неизбежную смерть, ожидающую любого ныне живущего.
37.
Чума и войны, бушевавшие в Португалии в XVI в., уносили тысячи и тысячи жизней. Кладбища разрастались с такой скоростью, что казалось — скоро оставшимся жить будет просто негде. Вопрос о том, куда девать такое большое количество останков, стоял настолько остро, что им были озабочены лучшие умы королевства. Тогда-то монахам ордена францисканцев и пришла идея использовать человеческие кости в качестве строительного материала, а заодно напомнить прихожанам о скоротечности земной жизни и неизбежности смерти.
38.
Это наглядно показано в знаменитой надписи при входе в часовню: «Nós ossos que aqui estamos pelos vossos esperamos» (в переводе с порт. - «Мы, кости, которые находятся здесь, ждём вас«).
39.
Человеческие черепа и кости отбеливались известью и крепились цементным раствором. Мелкие и раздробленные кости измельчали и подмешивали в раствор. Всего при строительстве были использованы кости пяти тысяч скелетов. Монахи тщательно подсчитывали поступавший «строительный материал», и эта цифра является абсолютно точной.
40.
Мрачная часовня состоит из трёх пролетов 18,7 метров длиной и 11 метров шириной. Свет проникает через три небольших окна слева.
41.
Стены и восемь столбов часовни оформлены тщательно упорядоченными «узорами» костей и черепов, скреплённых цементом.
42.
Потолок сделан из белого кирпича и расписан фресками на тему смерти.
43.
Алтарь часовни с изображением распятия. Справа саркофаг основателя монастыря эпископа Жасинто Карлоса да Силвейра, убитого наполеоновскими солдатами в 1808 г.
44.
Количество скелетов приблизительно равно 5000 — исходя из кладбищ, которые были расположены при нескольких десятках церквей рядом. Некоторые из этих черепов сегодня исписаны граффити.
45.
46.
Еще недавно два высушенных трупа, один из которых труп ребёнка, свисали с цепей с потолка капеллы. Но сегодня они аккуратно положены в стеклянные саркофаги.
47.
Завершая небольшую прогулку по Эворе, сделал еще несколько фотографий, которые не тянут на полноценный пост.
Дворец короля Мануэла I
Королевский дворец Эворы также известен как Королевский дворец св. Франциска или Дворец короля Мануэла I [38.5677596N 7.9092336W]. Здание королевской резиденции изначально было частью монастыря св. Франциска, построенного в XIII в. Сначала дворец служил резиденцией королю Афонсу V, а потом и последующим королям Португалии — Жуану II и Мануэлу I. Если другие короли приезжали во дворец нерегулярно, то именно король Жуан II был первым королем, который сделал дворец своей постоянной резиденцией. Также в этом дворце с 1481 по 1482 г. он созывал португальские кортесы. Дворец стал местом бракосочетания принца Афонсу и принцессы Изабеллы. Для проведения этой церемонии было достроено еще одно крыло, а также разбиты сады.
48.
До наших времен сохранились лишь некоторые аутентичные элементы дворца, а именно — изящная галерея, в которой сегодня оборудовано выставочное пространство. Существует предположение, что именно в этой галерее Васко да Гама получил в свое командование флот для путешествия в Индию.
49.
Общественный сад
Нынешний сад был построен по городской инициативе в период с 1863 по 1867 г. на землях, которые ранее занимали старый королевский сад дворца и монастырь св. Франциска. Он был разработан итальянским архитектором Хосе Синатти. Концепция сада площадью 3,3 га соответствует реализации романтического идеала садов XIX в. и функции социального пространства для элиты и среднего класса.
50.
51.
52.
53.
В центре сада находится памятник Васко да Гама, установленный в честь 500-летия его плавания в Индию.
54.
Дворец Барахона
Сейчас там функционирует суд города Эвора [38.5677009N 7.9077691W].
55.
Церковь Благодати
Церковь Благодати, или Монастырь Богоматери Благодати, является важным религиозным памятником эпохи Возрождения Эворы [38.5695296N 7.9072165W]. Монастырь был построен в 1511 г. по проекту королевского архитектора Мигеля де Арруда.
56.
После запрета в Португалии в 1834 г. деятельности религиозных орденов, церковь и монастырь были национализированы и потеряли большую часть своих роскошных ценностей. Многие алтари, изображения и колокола церкви были переданы церкви монастыря св. Франциска, затем приходской церкви св. Петра.
57.
Здание является классическим примером эпохи Возрождения с широко известными фигурами атлантов, которых жители Эворы веками называют «мальчиками благодати».
58.
Примечание. Названия боковых капелл церкви св. Франциска даны в соответствии с информацией на сайте http://www.monumentos.gov.pt. В некоторых наименованиях у меня есть сомнения, но других источников информации я не нашел. К сожалению, на мое письмо с просьбой оказать помощь в идентификации, отправленное на контактный емейл, указанный на официальном сайте, ответ не получен.
Небольшое качественное видео о Капелле костей. Рекомендую посмотреть.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.