Португалия. Эвора. Часть 2. Кафедральный собор

Эворский собор (Собор Се) — один из старейших и важнейших памятников центра Эворы [38.5717902N 7.9068679W]. Название собора Се происходит от букв S и E, что на латыни означает Sedes Episcopalis (место епископа). Таким образом Се-де-Эвора можно перевести как Место епископа в Эворе или Кафедральный собор Эворы. Вместе со всем центром Эворы был в 1988 г. включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Церковь освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы и является кафедральным собором архиепархии Эворы. Это самый большой из средневековых соборов в Португалии и один из лучших образцов готической архитектуры.
1.
DSC_6288

Эвора была завоёвана христианами под началом Геральда Бесстрашного в ходе Реконкисты, и вскоре после этого в городе началось строительство собора, посвящённого Деве Марии. Первый собор, построенный между 1184 и 1204 гг., был слишком мал. Примерно в 1280-1340 гг. он был расширен, приобретя раннеготический вид. С течением времени собор несколько раз перестраивался. В XIV в. был построен готический клуатр, в XVI в. — капелла Эспорао в стиле мануэлино, а в первой половине XVIII в.- великолепная главная часовня в стиле барокко. По легенде, флаги экспедиции Васко да Гама были освящены в соборе перед отплытием её в Индию в 1497 году.
2.
p864

Главный фасад собора Эворы, построенный из розового гранита, напоминает фасад Лиссабонского собора. Две его массивные башни, завершенные в XVI в., окружают нартекс и главный портал. Каждая башня имеет свой шпиль, один из которых покрыт плиткой средневекового цвета.
3.
p914

Как и в других португальских церквях того времени, внешние стены собора Эвора украшены зубцами, а также декоративными полозьями с аркадами.
4.
DSC_5704

Главный портал с оживальными арками является шедевром португальской готической скульптуры.
5.
DSC_5727

Мраморные колонны заняты большими статуями Апостолов, выполненными в 1330-х гг., возможно, знаменитыми скульпторами того времени Местре Перо и Тело Гарсия. Такие отдельно стоящие готические скульптуры довольно редки в Португалии.
6*.
p865
Собор Эворы, построенный в основном между 1280 и 1340 гг., был спроектирован аналогично лиссабонскому собору, который был создан во второй половине XII в. в романском стиле. В основе плана церкви латинский крест с трансептом, центральным нефом и двумя боковыми нефами, трифорием и апсидой с тремя часовнями.
7*.
p866

Средокрестие трансепта увенчано куполом, поддерживаемым парусами, и восьмиугольным фонарем. Трансепт освещен двумя готическими окнами-розами, одно с утренней звездой, а другое с мистической розой.
8*.
p883

Главный неф имеет цилиндрический свод. Внутреннее пространство подчеркивается использованием белого раствора на голых высоких стенах, колоннах и сводах.
9.
p887

Очень живописен фонарь-башня над средокрестием. Солнце через окна в башне заливает область трансепта светом. Подробнее рассказ об этой башенке будет позднее.
10.
p886

Над входом находится верхний хор в стиле мануэлино с изящными готическими сводами архитектора Диого де Арруда, созданный в начале XVI в. В высоком хоре есть хоровые кабинки в стиле маньеризма, вырезанные из дуба в 1562 г. скульпторами из Антверпена. Они украшены мифологическими скульптурными рельефами и сценами из придворной жизни, охотничьих вечеринок и быта на ферме. Рядом с верхним хором находится древний орган, самый старый из сохранившихся в Португалии, датированный примерно 1544 г. и исполненный Хейтором Лобо.
11.
DSC_5867

С левой стороны от входа размещен небольшой баптистерий с фреской с изображением Крещения Христа, оформленный плиткой азулежу XVIII в. и кованой железной решеткой XVI в. Справа в стену вмонтирован специальный шкафчик — для хранения святого масла.
12.
DSC_5736

Мраморная купель для крещения изготовлена Мачаду ду Кастру в 1766 г.
13.
p867

В центре главного нефа находится большой алтарь XV в. в стиле барокко с полихромной готической статуей беременной Девы Марии (Nossa Senhora do O).
14.
p885

15.DSC_5857

Напротив Богородицы находится многоцветная ренессансная статуя Архангела Гавриила, изготовленная в начале XVI в. (по другим данным — в самом конце XV в.) и приписываемая Оливье Гентскому.
16.
DSC_5858

В боковых нефах выставлено множество примечательных картин на религиозную тематику, многие из которых написаны Антонио де Оливейра Бернандесом. Хотя есть смутное подозрение, что это была временная выставка, посвященная художнику.
17.
p882

18.
p884

Все картины выложить здесь сложно, но некоторые можно и нужно.
Прибытие св. Клары в монастырь (Антонио де Оливейра Бернандес, 1696)
19.
DSC_5747

Св. Франциск отказывается от своих мирских благ (Антонио де Оливейра Бернандес, 1696)
20.
DSC_5750

Чудо Порциункулы (Антонио де Оливейра Бернандес, 1696). В Порциункуле был произведен постриг св. Клары, выполненный св. Франциском.
21.
DSC_5753

Прибытие св. Инесы, сестры св. Клары, в монастырь (Антонио де Оливейра Бернандес, 1698)
22.
DSC_5752

Пьета. Св. родня. Святейшее Сердце Иисуса Христа
23.
p889

Еще несколько нераспознанных картин.
24.
DSC_5749

25.
DSC_5782

26.
DSC_5831

Назначение этого шкафчика осталось невыясненным.
27.
p880

Главная капелла была полностью перестроена между 1718 и 1746 гг. по заказу и за счет средств короля Жуана V. За строительство часовни отвечал королевский архитектор немецкого происхождения Жуан Фредерико Людовиче, который ранее спроектировал монастырь Мафры.
28*.
p871

Король и его архитектор предпочитали стиль римского барокко с отделкой из полихромного мрамора (зеленый мрамор из Италии, белый мрамор из Монтес Кларос, красный и черный мрамор из Синтры) и расписные алтари. Хотя этот стиль не очень вписывается в средневековый интерьер собора, главная часовня, тем не менее, является элегантным шедевром барокко.
29.
p874

Португальский скульптор Мануэль Диас — автор распятого Иисуса над алтарем, основанный на рисунке португальского художника Виейры Лузитано. Главный алтарь украшен скульптурами итальянца Антонио Беллини.
30.
p873

Роспись главного алтаря была выполнена итальянцем Агостино Масуччи.
31*.
DSC_5791

Над средокрестием висит шикарная люстра,
32.
p872

13 панелей оригинального расписного фламандского ретабло главной часовни, выполненных приблизительно в 1500 г., можно увидеть в музее Эвора.
33.
DSC_5792

Рассмотрим остальные часовни церкви слева направо.
Часовня Эспорао
Часовня в стиле мануэлино построена около 1520 г. и посвящена Богоматери Благочестия. Капелла находится на торце северной части трансепта и названа в честь ее основателя, лорда Эспорао. Особого внимания достойна каменная арка в стиле платереско с классическим орнаментом и с гербом основателя в верхней части, открывающая доступ к часовне.
34.
p868

Алтарный образ — картина «Снятие с креста», обрамленная во впечатляющую резную позолоченную деревянную раму. Картина написана в 1620 г. португальским живописцем-маньеристом XVII в. из Эворы Педру Нуньес.
35.
DSC_5756

36.
p870

Ранее на месте алтарного образа был установлен полиптих, созданный в 1530-1537 гг. фламандскими мастерами. В настоящее время картины из состава полиптиха выставлены в музее Эворы.

Часовня св. Лаврентия
Капелла посвящена мученику св. Лаврентию, чья благотворительность прославила его за пожертвования нуждающимся верующим в Риме. По легенде, св. Лаврентий, на которой, как полагают, он был заживо изжарен на железной решетке: под неё подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней его тело. В искусстве св. Лаврентий часто изображается с решёткой — орудием своей казни — и облачённым в далматику; в живописи популярны сюжеты с раздачей денег беднякам и исцелением слепых. Этот поразительный момент запечатлен на краеугольном камне арки. Сцены из жизни св. Лаврентия, показывающими внимание святого к бедным, изображены на цилиндрическом потолке и на боковой стене часовни.
37.
p869

Часовня Реликвий
Это одна из самых красивых и известных часовен, знаменитых несколькими изображениями святых и содержащими их мощи. Великолепная железная решетка изготовлена во Франции в XVIII в.
38.
p875

39.
DSC_5828

Резные стены капеллы, окружающие часовню, изготовлены из позолоченного дерева также в XVIII в. Потолок часовни украшен резными готическими узорами
40.
p876

Часовня Святого Причастия
Примитивная абсидиола на правой стороне собора. Железная решетка французских мастеров XVIII в. свидетельствует о тех временах, когда люди предпочитали созерцать святыни издалека.
41.
p881

Капелла украшена резными позолоченными деревянными панелями также XVIII в. Серебряный алтарь весит около 800 кг. Внутри часовни справа видна табличка с указанием даты основания собора.
42.
p877

Часовни Богоматери Хорошей Смерти
Капелла названа в честь восковой фигурки Девы Марии, изображенной в лежачем положении, к которой обращаются благочестивые христиане, молясь о «хорошей смерти».
43.
p879

Прямо в центре алтаря установлено большое распятие — прекрасная скульптура XVI в., являющаяся знаком для христиан, символизирующим, что смерть не является последним словом в человеческом существовании. Справа в стене имеется дверь в помещение капитула.
44.
p878

Крыша собора
Для тех, кто в состоянии подняться своими ногами по узкой винтовой лестнице на крышу и заплатить за это некоторую денежку, советую подняться на крышу. Оттуда в хорошую погоду открывается неплохой вид на Эвору.
45.
p895

Можно рассмотреть сверху клуатр собора.
46.
p897

Башня-фонарь
Шпиль фонаря над средокрестием, покрытым каменной «чешуей», окружен шестью башенками, причем каждая из них является миниатюрной копией самой башни-фонаря.
47.
p898

48.
DSC_5957

Дизайн башни напоминает дизайн собора Саморы и Старого собора Саламанки.
49.
p894

Из-за довольно большой башни в средокрестии сигнатурка немного смещена в сторону.
50.
p900

Две башни фасада собора заканчиваются совсем разными куполами. С крыши это видно намного лучше.
51.
DSC_5921

52.
p893

В правой башне (если смотреть на фасад снаружи), внутри которой расположена лестница, по которой надо подниматься наверх, находится колокольня, в составе которой находится Золотой колокол, названный так потому, что в сплав для его изготовления мастера добавили несколько слитков золота. В средневековые времена, однако, у него было зловещее предназначение: его звон оповещал горожан о начале судебного дела над женщиной, которую инквизиторы подозревали в колдовстве.
53.
p892

Крыша над трансептом.
54.
p899
С противоположной стороны от клуатра здание сильно похоже на еще один клуатр, только современный. Но на самом деле это Музей Эворы.
55
p890

Отдельные архитектурные элементы
56.
DSC_5920

57.
DSC_5922

Клуатр собора
Клуатр собора был построен между 1317 и 1340 годами в готическом стиле, и снова показывает влияние Лиссабонского собора. Несмотря на использование позднеготического ажурного рисунка, использование гранита в его конструкции создает впечатление тяжелого внешнего вида.
58.
p908

59.
p910

60.
p907

У каждого угла галереи монастыря есть мраморная готическая статуя одного из четырех Евангелистов.
61.
p909

В капелле Основателя, погребальной часовне епископа Дона Педро — строителя клуатра, находится его саркофаг с лежащей фигурой на крышке. Там же можно рассмотреть статуи св. Петра, Архангела Гавриила и полихромную статую девы Марии.
62.
p906

63.
p905

У основания лестницы стоят каменные надгробья. Здесь лежит прах четырех последних архиепископов Эворы.
64.
DSC_5934

65.
DSC_5935

66.
p904

67.
DSC_5938

68.
DSC_5941

Старинный светильник и длиннющий подвес для него. Явно когда-то светильник был покрыт позолотой и украшал собой собор.
69.
p911

70.
DSC_5963

С верхнего этажа клуатра, куда можно добраться по винтовой лестнице, открывается великолепный вид на собор и окружающий ландшафт.
71.
p912

72*.
p913

73.
p903

Вот так выглядит собор СЕ с высоты птичьего полета.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.