Эворский собор (Собор Се) — один из старейших и важнейших памятников центра Эворы [38.5717902N 7.9068679W]. Название собора Се происходит от букв S и E, что на латыни означает Sedes Episcopalis (место епископа). Таким образом Се-де-Эвора можно перевести как Место епископа в Эворе или Кафедральный собор Эворы. Вместе со всем центром Эворы был в 1988 г. включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Церковь освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы и является кафедральным собором архиепархии Эворы. Это самый большой из средневековых соборов в Португалии и один из лучших образцов готической архитектуры.
1.
Эвора была завоёвана христианами под началом Геральда Бесстрашного в ходе Реконкисты, и вскоре после этого в городе началось строительство собора, посвящённого Деве Марии. Первый собор, построенный между 1184 и 1204 гг., был слишком мал. Примерно в 1280-1340 гг. он был расширен, приобретя раннеготический вид. С течением времени собор несколько раз перестраивался. В XIV в. был построен готический клуатр, в XVI в. — капелла Эспорао в стиле мануэлино, а в первой половине XVIII в.- великолепная главная часовня в стиле барокко. По легенде, флаги экспедиции Васко да Гама были освящены в соборе перед отплытием её в Индию в 1497 году.
2.
Главный фасад собора Эворы, построенный из розового гранита, напоминает фасад Лиссабонского собора. Две его массивные башни, завершенные в XVI в., окружают нартекс и главный портал. Каждая башня имеет свой шпиль, один из которых покрыт плиткой средневекового цвета.
3.
Как и в других португальских церквях того времени, внешние стены собора Эвора украшены зубцами, а также декоративными полозьями с аркадами.
4.
Главный портал с оживальными арками является шедевром португальской готической скульптуры.
5.
Мраморные колонны заняты большими статуями Апостолов, выполненными в 1330-х гг., возможно, знаменитыми скульпторами того времени Местре Перо и Тело Гарсия. Такие отдельно стоящие готические скульптуры довольно редки в Португалии.
6*.
Собор Эворы, построенный в основном между 1280 и 1340 гг., был спроектирован аналогично лиссабонскому собору, который был создан во второй половине XII в. в романском стиле. В основе плана церкви латинский крест с трансептом, центральным нефом и двумя боковыми нефами, трифорием и апсидой с тремя часовнями.
7*.
Средокрестие трансепта увенчано куполом, поддерживаемым парусами, и восьмиугольным фонарем. Трансепт освещен двумя готическими окнами-розами, одно с утренней звездой, а другое с мистической розой.
8*.
Главный неф имеет цилиндрический свод. Внутреннее пространство подчеркивается использованием белого раствора на голых высоких стенах, колоннах и сводах.
9.
Очень живописен фонарь-башня над средокрестием. Солнце через окна в башне заливает область трансепта светом. Подробнее рассказ об этой башенке будет позднее.
10.
Над входом находится верхний хор в стиле мануэлино с изящными готическими сводами архитектора Диого де Арруда, созданный в начале XVI в. В высоком хоре есть хоровые кабинки в стиле маньеризма, вырезанные из дуба в 1562 г. скульпторами из Антверпена. Они украшены мифологическими скульптурными рельефами и сценами из придворной жизни, охотничьих вечеринок и быта на ферме. Рядом с верхним хором находится древний орган, самый старый из сохранившихся в Португалии, датированный примерно 1544 г. и исполненный Хейтором Лобо.
11.
С левой стороны от входа размещен небольшой баптистерий с фреской с изображением Крещения Христа, оформленный плиткой азулежу XVIII в. и кованой железной решеткой XVI в. Справа в стену вмонтирован специальный шкафчик — для хранения святого масла.
12.
Мраморная купель для крещения изготовлена Мачаду ду Кастру в 1766 г.
13.
В центре главного нефа находится большой алтарь XV в. в стиле барокко с полихромной готической статуей беременной Девы Марии (Nossa Senhora do O).
14.
15.
Напротив Богородицы находится многоцветная ренессансная статуя Архангела Гавриила, изготовленная в начале XVI в. (по другим данным — в самом конце XV в.) и приписываемая Оливье Гентскому.
16.
В боковых нефах выставлено множество примечательных картин на религиозную тематику, многие из которых написаны Антонио де Оливейра Бернандесом. Хотя есть смутное подозрение, что это была временная выставка, посвященная художнику.
17.
18.
Все картины выложить здесь сложно, но некоторые можно и нужно.
Прибытие св. Клары в монастырь (Антонио де Оливейра Бернандес, 1696)
19.
Св. Франциск отказывается от своих мирских благ (Антонио де Оливейра Бернандес, 1696)
20.
Чудо Порциункулы (Антонио де Оливейра Бернандес, 1696). В Порциункуле был произведен постриг св. Клары, выполненный св. Франциском.
21.
Прибытие св. Инесы, сестры св. Клары, в монастырь (Антонио де Оливейра Бернандес, 1698)
22.
Пьета. Св. родня. Святейшее Сердце Иисуса Христа
23.
Еще несколько нераспознанных картин.
24.
25.
26.
Назначение этого шкафчика осталось невыясненным.
27.
Главная капелла была полностью перестроена между 1718 и 1746 гг. по заказу и за счет средств короля Жуана V. За строительство часовни отвечал королевский архитектор немецкого происхождения Жуан Фредерико Людовиче, который ранее спроектировал монастырь Мафры.
28*.
Король и его архитектор предпочитали стиль римского барокко с отделкой из полихромного мрамора (зеленый мрамор из Италии, белый мрамор из Монтес Кларос, красный и черный мрамор из Синтры) и расписные алтари. Хотя этот стиль не очень вписывается в средневековый интерьер собора, главная часовня, тем не менее, является элегантным шедевром барокко.
29.
Португальский скульптор Мануэль Диас — автор распятого Иисуса над алтарем, основанный на рисунке португальского художника Виейры Лузитано. Главный алтарь украшен скульптурами итальянца Антонио Беллини.
30.
Роспись главного алтаря была выполнена итальянцем Агостино Масуччи.
31*.
Над средокрестием висит шикарная люстра,
32.
13 панелей оригинального расписного фламандского ретабло главной часовни, выполненных приблизительно в 1500 г., можно увидеть в музее Эвора.
33.
Рассмотрим остальные часовни церкви слева направо.
Часовня Эспорао
Часовня в стиле мануэлино построена около 1520 г. и посвящена Богоматери Благочестия. Капелла находится на торце северной части трансепта и названа в честь ее основателя, лорда Эспорао. Особого внимания достойна каменная арка в стиле платереско с классическим орнаментом и с гербом основателя в верхней части, открывающая доступ к часовне.
34.
Алтарный образ — картина «Снятие с креста», обрамленная во впечатляющую резную позолоченную деревянную раму. Картина написана в 1620 г. португальским живописцем-маньеристом XVII в. из Эворы Педру Нуньес.
35.
36.
Ранее на месте алтарного образа был установлен полиптих, созданный в 1530-1537 гг. фламандскими мастерами. В настоящее время картины из состава полиптиха выставлены в музее Эворы.
Часовня св. Лаврентия
Капелла посвящена мученику св. Лаврентию, чья благотворительность прославила его за пожертвования нуждающимся верующим в Риме. По легенде, св. Лаврентий, на которой, как полагают, он был заживо изжарен на железной решетке: под неё подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней его тело. В искусстве св. Лаврентий часто изображается с решёткой — орудием своей казни — и облачённым в далматику; в живописи популярны сюжеты с раздачей денег беднякам и исцелением слепых. Этот поразительный момент запечатлен на краеугольном камне арки. Сцены из жизни св. Лаврентия, показывающими внимание святого к бедным, изображены на цилиндрическом потолке и на боковой стене часовни.
37.
Часовня Реликвий
Это одна из самых красивых и известных часовен, знаменитых несколькими изображениями святых и содержащими их мощи. Великолепная железная решетка изготовлена во Франции в XVIII в.
38.
39.
Резные стены капеллы, окружающие часовню, изготовлены из позолоченного дерева также в XVIII в. Потолок часовни украшен резными готическими узорами
40.
Часовня Святого Причастия
Примитивная абсидиола на правой стороне собора. Железная решетка французских мастеров XVIII в. свидетельствует о тех временах, когда люди предпочитали созерцать святыни издалека.
41.
Капелла украшена резными позолоченными деревянными панелями также XVIII в. Серебряный алтарь весит около 800 кг. Внутри часовни справа видна табличка с указанием даты основания собора.
42.
Часовни Богоматери Хорошей Смерти
Капелла названа в честь восковой фигурки Девы Марии, изображенной в лежачем положении, к которой обращаются благочестивые христиане, молясь о «хорошей смерти».
43.
Прямо в центре алтаря установлено большое распятие — прекрасная скульптура XVI в., являющаяся знаком для христиан, символизирующим, что смерть не является последним словом в человеческом существовании. Справа в стене имеется дверь в помещение капитула.
44.
Крыша собора
Для тех, кто в состоянии подняться своими ногами по узкой винтовой лестнице на крышу и заплатить за это некоторую денежку, советую подняться на крышу. Оттуда в хорошую погоду открывается неплохой вид на Эвору.
45.
Можно рассмотреть сверху клуатр собора.
46.
Башня-фонарь
Шпиль фонаря над средокрестием, покрытым каменной «чешуей», окружен шестью башенками, причем каждая из них является миниатюрной копией самой башни-фонаря.
47.
48.
Дизайн башни напоминает дизайн собора Саморы и Старого собора Саламанки.
49.
Из-за довольно большой башни в средокрестии сигнатурка немного смещена в сторону.
50.
Две башни фасада собора заканчиваются совсем разными куполами. С крыши это видно намного лучше.
51.
52.
В правой башне (если смотреть на фасад снаружи), внутри которой расположена лестница, по которой надо подниматься наверх, находится колокольня, в составе которой находится Золотой колокол, названный так потому, что в сплав для его изготовления мастера добавили несколько слитков золота. В средневековые времена, однако, у него было зловещее предназначение: его звон оповещал горожан о начале судебного дела над женщиной, которую инквизиторы подозревали в колдовстве.
53.
Крыша над трансептом.
54.
С противоположной стороны от клуатра здание сильно похоже на еще один клуатр, только современный. Но на самом деле это Музей Эворы.
55
Отдельные архитектурные элементы
56.
57.
Клуатр собора
Клуатр собора был построен между 1317 и 1340 годами в готическом стиле, и снова показывает влияние Лиссабонского собора. Несмотря на использование позднеготического ажурного рисунка, использование гранита в его конструкции создает впечатление тяжелого внешнего вида.
58.
59.
60.
У каждого угла галереи монастыря есть мраморная готическая статуя одного из четырех Евангелистов.
61.
В капелле Основателя, погребальной часовне епископа Дона Педро — строителя клуатра, находится его саркофаг с лежащей фигурой на крышке. Там же можно рассмотреть статуи св. Петра, Архангела Гавриила и полихромную статую девы Марии.
62.
63.
У основания лестницы стоят каменные надгробья. Здесь лежит прах четырех последних архиепископов Эворы.
64.
65.
66.
67.
68.
Старинный светильник и длиннющий подвес для него. Явно когда-то светильник был покрыт позолотой и украшал собой собор.
69.
70.
С верхнего этажа клуатра, куда можно добраться по винтовой лестнице, открывается великолепный вид на собор и окружающий ландшафт.
71.
73.
Вот так выглядит собор СЕ с высоты птичьего полета.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.