Португалия. Эвора. Часть 1. Монастырь и церковь Лоюш

Город Эвора был основан древними лузитанами и поначалу назывался Эборой. В 80-72 гг. до н.э. служил резиденцией мятежного полководца Сертория. В ознаменование привилегий, дарованных городу Юлием Цезарем, он был переименован в Liberalitas Julia. В 712 г. Эвора была завоёвана маврами, которые называли её Жабурой. Для освобождения Эворы первый португальский король Афонсу I основал Ависский орден рыцарей, в распоряжение которого Эвора и была передана после её освобождения от мавров в 1166 г. В XV и особенно XVI вв., при монархах Ависской династии, Эвора часто служила местом пребывания королевского двора. Это время считается её золотым веком. В 1663-1665 гг. Эвора была оккупирована испанцами. В XVIII в. политическое и экономическое значение города упало. Самым знаменательным событием XIX в. была состоявшаяся здесь в 1832 году капитуляция короля Мигеля, завершившая период гражданских войн в Португалии. Эвора является городом-музеем и внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
1. Герб Эворы

Evora-coa

Для приезжающих на автомобиле могу порекомендовать две больших бесплатных парковки, расположенных прямо у городской стены. Их координаты [38.5769068N 7.9109931W] и [38.5762525N 7.9149199W]. Мы воспользовались одной из них, находящейся совсем рядом с воротами Порта-де-Авис.

Порта-де-Авис
Самая старая известная ссылка на эти ворота в городских стенах была сделана в 1381 г . [38.5767254N 7.9102997W].
2.
Porta_de_Aviz

Вероятно, свое современное название ворота получили в честь Ависской династии. В 1525 г. портал был частично реконструирован в связи с триумфальным въездом в Эвору Екатерины Австрийской, когда она вышла замуж за короля Жуана III.
3.
p845

4.
DSC_6297

Сразу за воротами начинается площадь Largo de Avis.
Площадь, названная так в честь одноименных ворот, — небольшой зеленый оазис в старом городе Эвора.
5. Старинный фонтан в центре площади
DSC_5594

Convento Novo
Женский монастырь Ордена босых кармелитов Сан-Хосе да Эсперанса, также известный как Convento Novo (Новый монастырь), оказался последним религиозным строением в Эворе [38.5756235N 7.9101562W].
6.
DSC_5595

Монастырь был основан в 1681 г. и закрыт в октябре 1886 года после смерти его последнего учителя, приорессы Марии Терезии из Сан-Хосе. В феврале 2010 года церковь Convento Novo была вновь открыта для богослужения. Но мне не повезло: она была закрыта для посещения. Впрочем, не повезло мне с церквями в этот день далеко не один раз.
7.
p846

Уникальное особенность города проистекает из слаженности малой архитектуры XVI, XVII и XVIII вв. Это единство находит свое общее выражение в виде многочисленных невысоких побеленных домов, украшенных голландскими изразцами и коваными балконами и покрытых черепичными крышами или террасами, которые выстилают узкие улочки средневековой конфигурации и свидетельствуют о значительном росте города до XVII в.
8.
DSC_5602

9.
DSC_5601

10.
DSC_5598

11.
p847

12.
DSC_6296

13.
DSC_6281

В XV в., когда португальские короли стали жить в городе на все более регулярной основе, начался золотой век Эворы. В то время повсюду возникали монастыри и королевские дворцы: монастырь св. Клары, королевская церковь и монастырь св. Франциска неподалеку от одноименного королевского дворца, и монастырь Лоюш с церковью св. Иоанна Крестителя. Именно в эту церковь мы и направились.

Монастырь Лоюш (Convento dos Lóios)
Монастырь Лоюш построен в 1485-1491 гг. на месте, где раньше стоял мавританский замок, разрушенный в 1384 г. после сильного пожара [38.572738N 7.906841W]. Строительством этого монастыря по распоряжению короля. Жуана II руководил первый граф Оливенса, Родриго де Мело, губернатор Танжера и опекун короля Афонсу V. В 1755 г. после Лиссабонского землетрясения здание сильно пострадало, но позднее было отреставрировано. В одном из помещений монастыря находится общественная библиотека, которая содержит около 2000 рукописей и инкунабул. Сегодня часть помещений бывшего монастыря отдана под поузаду и ресторан.
14.
p847-1

Поузада Лоюш (Pousada dos Lóios)
Поузада Лоюш расположена в бывшем монастыре Лоюш, также известном как монастырь св. Иоанна Крестителя [38.572738N 7.906841W]. 31 номер отеля устроен в бывших монашеских кельях. Также там имеется двое больших апартаментов, в том числе «Президентский люкс», украшенный фресками.
15.
DSC_5607

По мраморной лестнице можно подняться на второй этаж, где расположена бывшая комната приора, а ныне «Комната Империи», украшенная фресками Франсиско де Фигейредо и портретами персонажей литературы и истории Португалии.
16.
DSC_5703

Церковь св. Иоанна Крестителя
Примыкающая к будущему монастырю, церковь св. Иоанна Крестителя строилась по инициативе того же самого Родриго де Мелу как пантеон этой знатной семьи, ветви семейства герцогов Кадаваль. Уход за пантеоном был поручен монахам португальского ордена Boni Homini. В 1491 году, когда работы по созданию монастыря были практически завершены, состоялось освящение храма.
17.
p861

Портал, датируемый последней третью XV в., создан в стиле пламенеющей готики. Портал состоит из пяти архивольт на колоннах с капителями растительного декора. Рядом с порталом под готическим навесом находится изображение герба семьи Мело. Надпись рядом с гербом провозглашает дату основания церкви.
18.
DSC_5608

Широкий одинарный неф состоит из пяти секций с ребристым обрамлением и с геральдическими крышками. Фасонные арки и арки разделяются сплошными ребристыми краями, переходящими в тонкие растительные капители и цилиндрические абаки.
19*.
p858

В первой секции помещается верхний хор и нартекс.
20*.
p857

Неф с ребристым сводом выложен прекрасной коллекцией плиток азулежу (1711 г.) великого лиссабонского мастера Антонио де Оливейра Бернардес. Панели с естественными, выразительными фигурами и большими сценами датированы 1711 г. и являются одним из самых монументальных произведений ремесленника. На панелях изображены сцены из жизни патриарха Венеции, св. Лаврентия Джустиниани, патриарха и основателя Ордена св. Элигия. Кстати, Элигий — это искаженная форма португальского имени Лоюш. За этими панелями следует триумфальная арка с тремя архивольтами, снаружи облицованная плиткой азулежу и являющаяся продолжением боковых стен нефа. Через арку открывается доступ в главную часовню.
21*.
p849

22*.
p850

Слева в нефе во второй секции находится трибуна начала XVIII в. с балюстрадой, образующая деревянный навес, поддерживаемый четырьмя пилястрами. Этот навес украшен позолоченным деревом; здесь же можно увидеть герб семьи Мело. Кафедра на стороне нефа, прилегающего к дворцу Кадаваль, была построена в XVII в. по просьбе Нуно Альвареша Перейра де Мелу, 1-го герцога де Кадаваль.
23.
DSC_5653

Подземелье церкви содержит множество могил разных поколений герцогов Кадаваль и их предков с XV в. и склеп с захоронениями, приписываемыми монахам Ордена Святого Элигия.
24.
DSC_5622

Рядом со склепом находится мавританская цистерна, принадлежащая мавританскому замку, на месте которого была построена церковь.
25.
DSC_5672

Часовня Святого Причастия украшена позолоченным алтарем, датируемым XVIII в.
26.
p852

27.
p853

Рядом с алтарем находится гробница эпохи Возрождения XVI в. Франсиско де Мело, великого латинского ученого и советника Д. Жуана III. Гробница приписана творчеству французского архитектора Николя Шантерена. С другой стороны находится гробница Д. Мануэля де Мело, отца Д. Франсиско де Мелоба, который был вторым капитаном и губернатором Танжера.
28.
DSC_5643

29.
DSC_5644

Главный алтарь церкви был построен в 1630 г. и украшен резным золоченым алтарем в стиле маньеризма переходного периода от эпохи Возрождения к барокко. На полу находятся два оригинальных гравированных мраморных надгробия: на одном из них изображены фигуры основателя церкви Родриго де Мело, 1-го графа Оливенса, и его жены графини Изабель де Менезес, а на другом — фигуры дона Альваро де Браганса и его жены Филипы де Мелу, графини Оливенса.
30*.
p851

В центре алтаря резная трибуна с пирамидальным троном для экспозиции Святого Причастия.
31.
DSC_5650

Статуи изображают св. Иоанна Богослова и св. Лаврентия Джустиниани, основателя ордена св. Элигия. Стены облицованы разноцветной гобеленовой плиткой XVII в. в стиле азулежу.
32.
DSC_5652

33.
DSC_5651

В часовне Богоматери Розария на позолоченном резном алтаре находятся картины Хосефы де Обидуш.
34.
DSC_5612

В центре алтаря скульптура XVII в., изображающая Богоматерь Розария.
35.
DSC_5615

На полу установлены две бронзовые надгробия: Руи де Соуза и его жены и сестры основателя церкви Бранки де Вильена, — произведения искусства фламандской школы, датируемые концом XV в.
36.
DSC_5613

37.
DSC_5614

Сегодня в ризнице мы можем увидеть то, что осталось от фрески начала XVII в., приписываемой Иосифу Эскобару, с изображением Голгофы в окружении ангелов, обнаруженной во время недавней реставрации церкви. На боковых стенах картины XVIII в.
38.
p854

39.
DSC_5658

В оригинальной ризнице, сейчас это Комната восковых фигур, вы можете увидеть часть римской стены с редкой в Португалии скульптурой св. Аполлонии, покровительницы дантистов, выполненной в стиле барокко.
40.
p855

Другие скульптуры в этой комнате также относятся к XVIII в., за исключением той, что изображает Младенца Иисуса, которая, как полагают, датируется началом XIX в.
41.
p856

Часовню св. Нуно приказала возвести герцогиня Кадаваль в память о своем сыне Нуно Альварес Перейра де Мелло, девятом герцоге Кадаваль (1888-1935).
42.
p859

43.
DSC_5683

Плитка азулежу в церкви встречается в каждом закоулке.
44.
p848

45.
p860

Еще одно захоронение, но кому принадлежит — непонятно.
46.
DSC_5687

Дворец герцогов Кадаваль
Дворец герцогов Кадаваль расположен рядом с монастырем Лоюш и церковью, напротив римского храма Эвора [38.5732812N 7.9074821W]. Он принадлежит к семейству герцогов Кадавальских, и сегодня он имеет гармоничное сочетание архитектурных элементов: мавританский (мудехар), готический и мануэлино. Дворец с фасадом XVII в. частично состоит из старого мавританского замка, сгоревшего в 1384 г. Сегодня в нем возвышается башня под названием Башня пяти щитов. Этот дворец использовался губернатором города Эвора и время от времени служил королевской резиденцией. В комнатах первого этажа хранится коллекция рукописей, семейных портретов и предметов религиозного искусства XVI в.
47.
DSC_5695

Сад Дианы
Площадь Ларго Конде де Вила Флор, на которой стоит римский храм, завершается небольшим Садом Дианы [38.5730652N 7.9078361W]. Отсюда открывается прекрасный вид на белые домики города и на равнину Алентежу.
48.
p862

В центре сада находится памятник с бюстом доктора Эдуардо де Бараона Фрагозо, богатого землевладельца равнины Алентежу, человека искусства и культуры, а также великого мецената и благотворителя города Эвора.
49.
DSC_5688

25 января 1908 года памятник был построен при активном участии населения Эворы скульптором Симоешем де Альмеда и архитектором Альфредо Коста Кампосом. Помимо бюста, памятник включает в качестве основного символа фигуру Либералитас Юлия, олицетворение римского наименования Эворы.
50.
DSC_5696

Доктор Эдуардо де Бараона Фрагозо участвовал во многих благотворительных акциях, в том числе восстановление церкви св. Браса, ремонту Акведука, строительству рынка и бани, основание группы Amadores of Music Eborense, основанию газеты News Evora. Он пожертвовал свою коллекцию скульптур для музея Эворы и внес решающий вклад в строительство театра Гарсия де Резенди.
51.
DSC_5697

Римский храм
Довольно часто римский храм в городе Эвора называют храмом Дианы, однако он не имел никакого отношения к римской богине охоты. Это имя храм получил намного позднее — от сочиненной одним священником легенды. В то же время некоторые исследователи утверждают, что храм носил имя бога Юпитера.
52.
p863

Строительство храма относится ко времени правления императора Огастеса, почитаемого как бога [38.5726311N 7.9073372W]. Храм возведен в I веке н.э., и дважды перестраивался во II и III веках. Во время нападения германских племен в V в. храм был частично разрушен. В эпоху средневековья фрагменты здания вошли в состав крепости. А в период с XIV в. вплоть до 1836 г. помещение храма использовалось в качестве мясного павильона, и именно это активное использование спасло храм от полного разрушения.
53.
DSC_5700

Лишь после 1871 года были начаты мероприятия по реконструкции храма. Фундамент имеет прямоугольную форму, в длину около 25 м, а в ширину — 15 м. Из всего храмового комплекса сохранились только 14 коринфских гранитных колонн высотой более 3 метров. На большинстве из них присутствуют капители.
54.
DSC_6289

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.