Город Эвора был основан древними лузитанами и поначалу назывался Эборой. В 80-72 гг. до н.э. служил резиденцией мятежного полководца Сертория. В ознаменование привилегий, дарованных городу Юлием Цезарем, он был переименован в Liberalitas Julia. В 712 г. Эвора была завоёвана маврами, которые называли её Жабурой. Для освобождения Эворы первый португальский король Афонсу I основал Ависский орден рыцарей, в распоряжение которого Эвора и была передана после её освобождения от мавров в 1166 г. В XV и особенно XVI вв., при монархах Ависской династии, Эвора часто служила местом пребывания королевского двора. Это время считается её золотым веком. В 1663-1665 гг. Эвора была оккупирована испанцами. В XVIII в. политическое и экономическое значение города упало. Самым знаменательным событием XIX в. была состоявшаяся здесь в 1832 году капитуляция короля Мигеля, завершившая период гражданских войн в Португалии. Эвора является городом-музеем и внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
1. Герб Эворы
Для приезжающих на автомобиле могу порекомендовать две больших бесплатных парковки, расположенных прямо у городской стены. Их координаты [38.5769068N 7.9109931W] и [38.5762525N 7.9149199W]. Мы воспользовались одной из них, находящейся совсем рядом с воротами Порта-де-Авис.
Порта-де-Авис
Самая старая известная ссылка на эти ворота в городских стенах была сделана в 1381 г . [38.5767254N 7.9102997W].
2.
Вероятно, свое современное название ворота получили в честь Ависской династии. В 1525 г. портал был частично реконструирован в связи с триумфальным въездом в Эвору Екатерины Австрийской, когда она вышла замуж за короля Жуана III.
3.
4.
Сразу за воротами начинается площадь Largo de Avis.
Площадь, названная так в честь одноименных ворот, — небольшой зеленый оазис в старом городе Эвора.
5. Старинный фонтан в центре площади
Convento Novo
Женский монастырь Ордена босых кармелитов Сан-Хосе да Эсперанса, также известный как Convento Novo (Новый монастырь), оказался последним религиозным строением в Эворе [38.5756235N 7.9101562W].
6.
Монастырь был основан в 1681 г. и закрыт в октябре 1886 года после смерти его последнего учителя, приорессы Марии Терезии из Сан-Хосе. В феврале 2010 года церковь Convento Novo была вновь открыта для богослужения. Но мне не повезло: она была закрыта для посещения. Впрочем, не повезло мне с церквями в этот день далеко не один раз.
7.
Уникальное особенность города проистекает из слаженности малой архитектуры XVI, XVII и XVIII вв. Это единство находит свое общее выражение в виде многочисленных невысоких побеленных домов, украшенных голландскими изразцами и коваными балконами и покрытых черепичными крышами или террасами, которые выстилают узкие улочки средневековой конфигурации и свидетельствуют о значительном росте города до XVII в.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
В XV в., когда португальские короли стали жить в городе на все более регулярной основе, начался золотой век Эворы. В то время повсюду возникали монастыри и королевские дворцы: монастырь св. Клары, королевская церковь и монастырь св. Франциска неподалеку от одноименного королевского дворца, и монастырь Лоюш с церковью св. Иоанна Крестителя. Именно в эту церковь мы и направились.
Монастырь Лоюш (Convento dos Lóios)
Монастырь Лоюш построен в 1485-1491 гг. на месте, где раньше стоял мавританский замок, разрушенный в 1384 г. после сильного пожара [38.572738N 7.906841W]. Строительством этого монастыря по распоряжению короля. Жуана II руководил первый граф Оливенса, Родриго де Мело, губернатор Танжера и опекун короля Афонсу V. В 1755 г. после Лиссабонского землетрясения здание сильно пострадало, но позднее было отреставрировано. В одном из помещений монастыря находится общественная библиотека, которая содержит около 2000 рукописей и инкунабул. Сегодня часть помещений бывшего монастыря отдана под поузаду и ресторан.
14.
Поузада Лоюш (Pousada dos Lóios)
Поузада Лоюш расположена в бывшем монастыре Лоюш, также известном как монастырь св. Иоанна Крестителя [38.572738N 7.906841W]. 31 номер отеля устроен в бывших монашеских кельях. Также там имеется двое больших апартаментов, в том числе «Президентский люкс», украшенный фресками.
15.
По мраморной лестнице можно подняться на второй этаж, где расположена бывшая комната приора, а ныне «Комната Империи», украшенная фресками Франсиско де Фигейредо и портретами персонажей литературы и истории Португалии.
16.
Церковь св. Иоанна Крестителя
Примыкающая к будущему монастырю, церковь св. Иоанна Крестителя строилась по инициативе того же самого Родриго де Мелу как пантеон этой знатной семьи, ветви семейства герцогов Кадаваль. Уход за пантеоном был поручен монахам португальского ордена Boni Homini. В 1491 году, когда работы по созданию монастыря были практически завершены, состоялось освящение храма.
17.
Портал, датируемый последней третью XV в., создан в стиле пламенеющей готики. Портал состоит из пяти архивольт на колоннах с капителями растительного декора. Рядом с порталом под готическим навесом находится изображение герба семьи Мело. Надпись рядом с гербом провозглашает дату основания церкви.
18.
Широкий одинарный неф состоит из пяти секций с ребристым обрамлением и с геральдическими крышками. Фасонные арки и арки разделяются сплошными ребристыми краями, переходящими в тонкие растительные капители и цилиндрические абаки.
19*.
В первой секции помещается верхний хор и нартекс.
20*.
Неф с ребристым сводом выложен прекрасной коллекцией плиток азулежу (1711 г.) великого лиссабонского мастера Антонио де Оливейра Бернардес. Панели с естественными, выразительными фигурами и большими сценами датированы 1711 г. и являются одним из самых монументальных произведений ремесленника. На панелях изображены сцены из жизни патриарха Венеции, св. Лаврентия Джустиниани, патриарха и основателя Ордена св. Элигия. Кстати, Элигий — это искаженная форма португальского имени Лоюш. За этими панелями следует триумфальная арка с тремя архивольтами, снаружи облицованная плиткой азулежу и являющаяся продолжением боковых стен нефа. Через арку открывается доступ в главную часовню.
21*.
Слева в нефе во второй секции находится трибуна начала XVIII в. с балюстрадой, образующая деревянный навес, поддерживаемый четырьмя пилястрами. Этот навес украшен позолоченным деревом; здесь же можно увидеть герб семьи Мело. Кафедра на стороне нефа, прилегающего к дворцу Кадаваль, была построена в XVII в. по просьбе Нуно Альвареша Перейра де Мелу, 1-го герцога де Кадаваль.
23.
Подземелье церкви содержит множество могил разных поколений герцогов Кадаваль и их предков с XV в. и склеп с захоронениями, приписываемыми монахам Ордена Святого Элигия.
24.
Рядом со склепом находится мавританская цистерна, принадлежащая мавританскому замку, на месте которого была построена церковь.
25.
Часовня Святого Причастия украшена позолоченным алтарем, датируемым XVIII в.
26.
27.
Рядом с алтарем находится гробница эпохи Возрождения XVI в. Франсиско де Мело, великого латинского ученого и советника Д. Жуана III. Гробница приписана творчеству французского архитектора Николя Шантерена. С другой стороны находится гробница Д. Мануэля де Мело, отца Д. Франсиско де Мелоба, который был вторым капитаном и губернатором Танжера.
28.
29.
Главный алтарь церкви был построен в 1630 г. и украшен резным золоченым алтарем в стиле маньеризма переходного периода от эпохи Возрождения к барокко. На полу находятся два оригинальных гравированных мраморных надгробия: на одном из них изображены фигуры основателя церкви Родриго де Мело, 1-го графа Оливенса, и его жены графини Изабель де Менезес, а на другом — фигуры дона Альваро де Браганса и его жены Филипы де Мелу, графини Оливенса.
30*.
В центре алтаря резная трибуна с пирамидальным троном для экспозиции Святого Причастия.
31.
Статуи изображают св. Иоанна Богослова и св. Лаврентия Джустиниани, основателя ордена св. Элигия. Стены облицованы разноцветной гобеленовой плиткой XVII в. в стиле азулежу.
32.
33.
В часовне Богоматери Розария на позолоченном резном алтаре находятся картины Хосефы де Обидуш.
34.
В центре алтаря скульптура XVII в., изображающая Богоматерь Розария.
35.
На полу установлены две бронзовые надгробия: Руи де Соуза и его жены и сестры основателя церкви Бранки де Вильена, — произведения искусства фламандской школы, датируемые концом XV в.
36.
37.
Сегодня в ризнице мы можем увидеть то, что осталось от фрески начала XVII в., приписываемой Иосифу Эскобару, с изображением Голгофы в окружении ангелов, обнаруженной во время недавней реставрации церкви. На боковых стенах картины XVIII в.
38.
39.
В оригинальной ризнице, сейчас это Комната восковых фигур, вы можете увидеть часть римской стены с редкой в Португалии скульптурой св. Аполлонии, покровительницы дантистов, выполненной в стиле барокко.
40.
Другие скульптуры в этой комнате также относятся к XVIII в., за исключением той, что изображает Младенца Иисуса, которая, как полагают, датируется началом XIX в.
41.
Часовню св. Нуно приказала возвести герцогиня Кадаваль в память о своем сыне Нуно Альварес Перейра де Мелло, девятом герцоге Кадаваль (1888-1935).
42.
43.
Плитка азулежу в церкви встречается в каждом закоулке.
44.
45.
Еще одно захоронение, но кому принадлежит — непонятно.
46.
Дворец герцогов Кадаваль
Дворец герцогов Кадаваль расположен рядом с монастырем Лоюш и церковью, напротив римского храма Эвора [38.5732812N 7.9074821W]. Он принадлежит к семейству герцогов Кадавальских, и сегодня он имеет гармоничное сочетание архитектурных элементов: мавританский (мудехар), готический и мануэлино. Дворец с фасадом XVII в. частично состоит из старого мавританского замка, сгоревшего в 1384 г. Сегодня в нем возвышается башня под названием Башня пяти щитов. Этот дворец использовался губернатором города Эвора и время от времени служил королевской резиденцией. В комнатах первого этажа хранится коллекция рукописей, семейных портретов и предметов религиозного искусства XVI в.
47.
Сад Дианы
Площадь Ларго Конде де Вила Флор, на которой стоит римский храм, завершается небольшим Садом Дианы [38.5730652N 7.9078361W]. Отсюда открывается прекрасный вид на белые домики города и на равнину Алентежу.
48.
В центре сада находится памятник с бюстом доктора Эдуардо де Бараона Фрагозо, богатого землевладельца равнины Алентежу, человека искусства и культуры, а также великого мецената и благотворителя города Эвора.
49.
25 января 1908 года памятник был построен при активном участии населения Эворы скульптором Симоешем де Альмеда и архитектором Альфредо Коста Кампосом. Помимо бюста, памятник включает в качестве основного символа фигуру Либералитас Юлия, олицетворение римского наименования Эворы.
50.
Доктор Эдуардо де Бараона Фрагозо участвовал во многих благотворительных акциях, в том числе восстановление церкви св. Браса, ремонту Акведука, строительству рынка и бани, основание группы Amadores of Music Eborense, основанию газеты News Evora. Он пожертвовал свою коллекцию скульптур для музея Эворы и внес решающий вклад в строительство театра Гарсия де Резенди.
51.
Римский храм
Довольно часто римский храм в городе Эвора называют храмом Дианы, однако он не имел никакого отношения к римской богине охоты. Это имя храм получил намного позднее — от сочиненной одним священником легенды. В то же время некоторые исследователи утверждают, что храм носил имя бога Юпитера.
52.
Строительство храма относится ко времени правления императора Огастеса, почитаемого как бога [38.5726311N 7.9073372W]. Храм возведен в I веке н.э., и дважды перестраивался во II и III веках. Во время нападения германских племен в V в. храм был частично разрушен. В эпоху средневековья фрагменты здания вошли в состав крепости. А в период с XIV в. вплоть до 1836 г. помещение храма использовалось в качестве мясного павильона, и именно это активное использование спасло храм от полного разрушения.
53.
Лишь после 1871 года были начаты мероприятия по реконструкции храма. Фундамент имеет прямоугольную форму, в длину около 25 м, а в ширину — 15 м. Из всего храмового комплекса сохранились только 14 коринфских гранитных колонн высотой более 3 метров. На большинстве из них присутствуют капители.
54.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.