Осмотрев монастырь иеронимитов, мы направились в королевский дворец Ажуда. И вроде бы до него идти недалеко, но все время в гору. Так что правильнее рядом с церковью сесть на автобус и доехать, не перенапрягаясь.
Башня петуха
Рядом с дворцом посреди большой площади стоит колокольня с часами [38.7080826N 9.1964766W]. Кстати, это чуть ли не единственное место в туристической части района Белен, где можно свободно и бесплатно припарковаться.
1.
Башня увенчана большой фигурой петуха — национального героя и символа Португалии.
2.
По одной легенде, петух спас португальцев от нашествия иноземцев, по другой — жареный петух, прокукарекав, спас невинно осужденного на смерть.
3.
Памятник королю Карлушу I
Карлуш I — сын короля Луиша I и принцессы Марии Пиа Савойской, дочери первого короля объединенной Италии Виктора Эмманиула II [38.7076703N 9.1967905W].
4.
Дворец Ажуда
1 ноября 1755 г., в день Лиссабонского землетрясения 1755 г., королевская семья находилась в Белене и избежала разрушения Лиссабона землетрясением и цунами. Обеспокоенный этим, король Жозе I отказался жить в резиденции с каменной кладкой и укрылся в деревянной хижине рядом с Дворцом графов Обидушских. По его приказу в возвышенном районе Ажуда, почти не поврежденном во время землетрясения, был построен новый деревянный дворец, взамен разрушенного дворца в центре Лиссабона. В народе его так и прозвали «Деревянный дворец» или «Королевский барак». Он был обителью королевской семьи почти 30 лет, пока в ноябре 1794 г. не сгорел дотла, хотя пожарные смогли спасти библиотеку и церковь. На месте сгоревшей резиденции принц Жуан повелел построить новый дворец, теперь уже из камня и известняка. В создании проекта участвовали архитекторы Мануэл Каэтану ди Соуза, итальянец Франческо Фабри и португалец Жозе да Кошта и Силва. Ими был создан проект дворца в духе нового стиля — неоклассицизма. Первый камень в фундамент дворца был заложен 9 ноября 1795 г. В дальнейшем наступила какая-то чехарда с архитекторами дворца, но 26 июня 1802 г. официальными архитекторами были назначены Жозе да Кошта и Силва и Франческо Фабри.
5.
Кошта и Сильва и Фабри внесли необходимые изменения, чтобы превратить Королевский дворец в более достойное, серьезное и величественное здание. План был упрощен и сведен к ядру, построенному вокруг двух внутренних дворов, с тем же уровнем орнамента, но теперь гораздо более изысканным.
6.
Строительство здания, начатое в 1802 году, было заморожено уже спустя пять лет: спасаясь от армии Наполеона, королевская семья и двор переехали в Бразилию. На протяжении первой половины XIX в. строительство дворца Ажуда шло ни шатко ни валко. При смене монархов здание то становилось резиденцией короля и тогда работы возобновлялись с новой энергией, то монарх покидал дворец и тогда все приостанавливалось. Постоянной резиденцией дворец стал лишь в 1861 г. после свадьбы короля Луиша и итальянской принцессы Марии Пии Савойской.
7.
Одно из самых ранних неоклассических зданий в Лиссабоне, дворец Ажуда представляет собой неправильное прямоугольное здание, разделенное на четыре крыла (с незавершенным западным крылом) вокруг большого четырехугольника, вымощенного португальским тротуаром с геометрическим узором [38.7076954N 9.1976917W]. Каждое крыло занято различными объектами: восточное и южное крыло занимают музейные экспозиции дворца Аджуда; северное крыло принадлежит Институту музеев и охраны природы, Институту архитектурного управления и археологического наследия, библиотеке Ажуда и галерее для временных экспонатов.
8.
9.
Незавершенность дворца видна даже с башни Белен.
10.
Фальш-стена недостроенного дворца, вид с внутреннего двора.
11.
В огромном фойе со сводчатым краем, поддерживаемым тосканскими колоннами, находится 22 (по другим данным 23) мраморные статуи, символизирующие добродетели, некоторые из которых подписаны и датированы.
12.
Для посетителей дворца открыты некоторые помещения на двух этажах: на первом этаже расположены многие частные помещения, а на втором — государственные залы, где проходили торжественные приемы и официальные мероприятия.
1 ЭТАЖ ДВОРЦА
Во начале правления короля Луиша I новая планировка и оформление комнат дворца, порученных архитектору Жоакиму Посидонио Нарцисо да Силва, соответствовали тогдашним стандартам комфорта, конфиденциальности и гигиены, характерным для буржуазного менталитета XIX в. Первый этаж открывается серией из четырех комнат, где, благодаря официальным и частным функциям, для которых они предназначались, демонстрируется значительное количество гламура, дополненное гобеленами и аллегорическими рисунками на потолках, остатками убранства начала XIX в. Начиная с Музыкальной комнаты и далее вдоль западного фасада, первый этаж был отведен для частных помещений.
Зал лучников
Зал Лучников назван так потому, что был занят почетным караулом, несущим службу с 8:00 утра до 23:00 вечера. Помещение представляет собой зал, освещаемый через два окна, с тремя прямоугольными дверями.
13.
Позолоченные щиты, покрытые декоративной росписью, символизируют военные победы. Сводчатый потолок зала расписан придворным художником Жозе да Кунья Таборда с португальским королевским гербом. Пол, хоть и выложен паркетом, частично покрыт ковром.
14.
15.
Комната распорядителя (The Usher’s room)
Очень сложно найти точный перевод должности Usher. На мой взгляд, это что-то среднее между привратником, обеспечивающим доступ посетителей во дворец, и распорядителем визитов.
16*.
По некоторым данным, это помещение также использовалось для ожидания жен дипломатов, прибывших на прием короля.
17*.
Комната выделяется коллекцией гобеленов, которые, возможно, были частью приданого принцессы Марии Пиа Савойской. В то же время подобных комнат с гобеленами во дворце несколько.
18.
Большой зал ожидания
Большой зал ожидания также называют Залом испанских гобеленов. Как следует из его второго названия, здесь выставлены восемь испанских гобеленов различных размеров, на которых изображены: Танец, Прогулка по Андалузии, Игра в карты, Фонтан, Обед, Отъезд на охоту, Возвращение с охоты и Охотники.
19*.
Комната с собакой
Министры и государственные советники ожидали в этой прихожей вызова к королю для решения государственных дел. На потолке изображена Богиня охоты Диана (Андре Монтере да Крус, ок. 1818).
21.
22.
Зал Аудиенций
Это помещение пропитано официальной атмосферой, так как именно здесь король Луиш I по четвергам занимался государственными делами. На Рождество и Карнавал атмосфера становилась более расслабленной, и королева Мария Пиа организовывала здесь вечеринки для принца Карлуша, принца Афонсу и их гостей. На потолке изображена Аврора, приносящая всеобщее счастье и изобилие (Сирило Волкмар Мачадо, ок. 1815)
23*.
Кабинет севрской вазы
Эта скромная прихожая не только разделяет официальные залы и частные помещения, но также обеспечивает переход с первого этажа на второй и обратно. Отсюда начинается крыло короля, а затем — крыло королевы.
25.
Музыкальный зал
В период, когда мода на музыку, исполняемую любителями, достигла своего пика, музыкальная комната стала очень популярной во дворце. Королевская семья и их друзья часто устраивали здесь музыкальные вечера. Короля Луиш I пел баритоном; также он сочинял музыку и играл на виолончели. Мария Пиа играла на пианино. Музыкальный зал славится своим огромным дубовым камином, на дымоходе которого красуются золотые эмблемы португальских родов. Стены обтянуты розовым тиснёным золотом шёлком, мебель — розовым бархатом.
26.
Современная роспись потолка была задумана и выполнена под контролем архитектора Посидонио да Силва в 1863-1865 гг. В восьми медальонах изображены гербы португальских монархов и герцогов Браганса и кресты трех главных португальских военных орденов – Христа, Ависа и Сантьяго.
27.
Покои короля Луиша I
В комнатах Луиша I были установлены перегородки, которые разграничивали пространство для прихожей, ванной комнаты, кабинета, спальни и гардеробной. Они сохраняли эту функцию до 1888 г. На потолке изображена Аллегория мира (Сирило Волкмар Мачадо, ок. 1814-1815).
28*.
29.
30.
Голубая комната
Мода на декоративное оформление второй половины XIX в. потребовала устроить во дворце семейную гостиную, в которой раньше не было потребности. С 1863 по 1865 г. этот зал был полностью отремонтирован по вкусу королевы придворным архитектором Посидонио да Силва. Стеклянное окно необычного для того времени размера дало возможность смотреть из этой комнаты в соседнюю, создавая иллюзию протяженного пространства. Название комнате дал яркий оттенок синего шелка, которым были обтянуты стены. Потолок богато украшен золотыми рельефами (Посидонио да Силва, 1863-1865).
31. В мой визит помещение находилось на реконструкции и имело не самый лучший вид.
Но для понимания пропущенного я в недрах Википедии нашел пару снимков приличного качества.
32.
33.
Дубовый кабинет
Это помещение было частью покоев короля Луиша I и сейчас напоминает о его годах командования военно-морским флотом и его любимых кораблях, которые можно увидеть не только на картинах, но и на дубовых резных фигурках носа и кормы в потолочном своде. Эта курительная комната восходит к эпохе, когда мужчины общались, расслаблялись и могли нарушить строгий придворный этикет в соответствующих местах.
34.
35.
Мраморная комната
Идея зимнего сада, в котором стены покрыты мраморным ониксом, а в центре красуется фонтан из каррарского мрамора, также принадлежит королеве. Управление природой и привнесение ее в дом стало модным в XIX в., что привело к созданию зимних садов в роскошных интерьерах. Весьма оригинальным решением была облицовка стен и потолка этой комнаты алебастром, подарком вице-короля Египта, который Посидонио да Силва использовал для выполнения работ в 1862 г.
36*.
Это было место для отдыха и релаксации, проведения вечеринки по случаю дня рождения принцев и королевской семьи. Здесь часто проводились обеды, которые сервировались на столе вокруг фонтана.
37.
Доступ в некоторые комнаты дворца был закрыт на реконструкцию, поэтому я был вынужден использовать несколько фотографий из Википедии.
Спальня королевы
В 1861 г. король Луиш I заказал специально для этой комнаты и купил в Париже шелковую ткань и мебель. На его выбор оказал влияние стиль Наполеона III, очень модный в то время в Европе. Мебель в комнате была расставлена так, чтобы приподнятая на платформе и накрытая балдахином кровать стояла у центра главной стены. С тех пор очень мало что изменилось.
38.
Украшение стен и ковров выполнено в разных узорах из синих дамасских шелковых и серебряных нитей. На потолке изображена Слава принцев (Сирило Волкмар Мачадо (?), до 1816).
39.
Зеленая комната
По сути, это было личное пространство, в котором королева также занималась официальными и благотворительными вопросами. Как король, она занималась делами по четвергам. Комната имела особое значение для королевы: именно здесь родился принц Карлуш, когда Марии Пиа было всего 16 лет.
40.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.