Монастырь Жеронимуш и входящая в него церковь св. Марии — самое красивое сооружение Лиссабона, шедевр стиля мануэлино, признанный мировым достоянием ЮНЕСКО. Там, где сегодня находится площадь-парк перед монастырем Жеронимуш, плескались воды гавани Рештелу. Из этой гавани уходили корабли Васко да Гама в далекое плавание открывать Индию. Этот один из самых знаковых памятников эпохи великих географических открытий имеет более чем 500-летнюю историю.
1.
Южный портал
Главной достопримечательностью монастыря Жеронимуш является его церковь, знаменитая своими порталами. Построенный в 1516-1518 гг. Жуаном де Кастильо по проекту Диогу де Бойтака, южный портал является визуальным центром фасада монастыря, обращенного к реке Тежу. Однако, несмотря на его роскошные детали, это всего лишь боковой вход. Портал гармонично окружен с обоих сторон большими окнами, богато украшенными лепными украшениями.
2*.
Портал обладает внушительными размерами: 12 м в ширину и 32 м в высоту.
3*.
На архивольтах портала размещены фигуры двенадцати апостолов. Внимательный читатель рассмотрит фотографии, посчитает фигуры и заявит, что апостолов всего восемь. И будет неправ, так как остальные четыре фигуры установлены так, что их не видно, если стоять прямо перед порталом.
4.
5.
Чтобы увидеть оставшиеся фигуры апостолов, надо смотреть сбоку от портала.
6.
Центральной фигурой на портале является Вифлеемская Богоматерь (Santa Maria de Belém) с младенцем, стоящая на постаменте, в руках у которой находится чаша с дарами волхвов.
7*.
8.
Мадонна окружена множеством статуй, представляющих пророков, апостолов, церковных деятелей и некоторых святых (или, возможно, сивилл).
9.
10.
На тимпане изображены две сцены из жизни св. Иеронима: на левой он в одеянии кардинала удаляет шип из лапы льва, на правой — кающийся святой в простом одеянии в пустыне. В пазухе между этими сценами находится герб короля Мануэла I.
11.
Ниже, между двумя дверями портала, — дань уважения со стороны короля Мануэла I — статуя принца Генриха Мореплавателя с мечом в руке и львами у ног, который основал часовню Рестело и был организатором множества морских экспедиций.
12*.
Доминирующим во всей скульптурной композиции является статуя Архангела Михаила над порталом и крест ордена Христа.
13.
Западный портал
Главный вход в церковь св. Марии осуществляется через западный портал.
14.
Над оформлением западного портала, не менее роскошного, чем южный, в 1517 г. работал французский архитектор Никола Шантерен. Несмотря на то, что эти ворота менее значительны по сравнению с Южным порталом, они бесценны для лучшего понимания эпохи великих географических открытий.
15*.
В трех нишах, расположенных над входом, находятся изображения сцен Благовещения, Рождества и Богоявления (Поклонения волхвов). Немного ниже два ангела держат герб Королевства Португалии.
16.
С левой стороны от них установлены фигуры короля Мануэла I и его покровителя св. Иеронима, с правой — второй супруги португальского монарха королевы Марии и покровительствовавшего ей св. Иоанна Крестителя.
17*.
Зайдем внутрь церкви и все внимательно осмотрим. Обход будет идти против часовой стрелки, потому что именно так организован маршрут посещения. Привожу план церкви. В дальнейшем в квадратных скобках буду ссылаться на номер по этому плану.
18.
Баптистерий [1]
Старинная часовня св. Леонарда была приспособлена в XIX в. под часовню крещения. Внутри можно увидеть полихромную фаянсовую статую XVI века св. Антония и реликварий XVII в. из позолоченного дерева. Крестильная купель в стиле нео-мануэлино датируется XIX в.
19.
Нефы церкви
Монастырская церковь построена в форме латинского креста. Она имеет три равных по высоте нефа, трансепт и прямоугольную апсиду. Для разделения нефов использованы шесть восьмигранных пилонов, украшенных характерными для ренессансного стиля растительными и гротескными мотивами и зрительно увеличивающих внутреннее пространство храма.
20*.
Нефы оформлены в традициях мануэлино, с ними контрастирует апсида в стиле маньеризма.
21.
Испанский архитектор и скульптор Жуан де Кастильо продолжил строительство церкви в 1517 г. Он завершил подпорные стены и уникальный однопролетный ребристый свод, охватывающих церковь шириной 19 м. Каждый набор ребер в своде защищен выпуклостями. У смелого проекта поперечного свода трансепта (1522) отсутствуют какие-либо опоры или колонны, в то время как Диого де Бойтак первоначально планировал три отсека в трансепте. Неподдерживаемый свод трансепта создает у посетителя впечатление, будто он парит в воздухе.
22*.
Захоронение Луиша де Камоэнса [3]
В 1880 г. останки поэта Луиша де Камоэнса были перенесены в монастырь Жеронимуш. Его саркофаг, сделанный скульптором Коста Мота в в XIX в. стиле нео-мануэлино, установлен в нижнем хоре монастырской церкви справа. Если вы присмотритесь к могиле Камоэнса, вы в центре боковой стенки увидите перо, книгу и арфу — аллегории жизни поэта.
23.
24.
Луиш де Камоэнс — португальский поэт, крупнейший представитель литературы Возрождения в Португалии XVI в., автор общепризнанного шедевра мировой литературы — национальной эпической поэмы «Лузиады», один из основоположников современного португальского языка. За заслуги перед Португалией ему была предоставлена честь последнего пристанища среди королей.
25.
Возле саркофага Луиша де Камоэнса выставлена картина португальского художника Андре Рейносо » Св. Паола наставляет своих монахинь», написанная около 1650 г. [2]
26.
Капелла Богоматери Скорби [4]
Богоматерь Скорбящая (Nossa Senhora da Soledade) — под этим именем упоминается Дева Мария в связи с горестями в ее жизни.
27.
Правый (южный) рукав трансепта [5]
Расположенные в рукавах трансепта капеллы по обе стороны от нефа были построены около 1587 г. и излучают царственную символику. Каждая из них спроектирована в стиле, типичном для стиля маньеризма, предложенном архитектором Херонимо де Руан. Ниши, приспособленные для размещения саркофагов, чередуются с нишами, используемыми в качестве алтарей. В часовне на южной стороне трансепта находится небольшая скиния, в которой хранится Святое причастие во время литургии.
28.
Здесь захоронены дети короля Жуана III и оставшаяся пустой гробница внука Себастьяна I, погибшего 4 августа 1578 г. в Марокко в битве при Эль-Ксар-эль-Кебире, чьи останки так и не были найдены.
29*.
Капелла непорочной Девы Марии (Altar de Nossa Senhora da Conceição) [6]
30.
Капелла Богоматери Кармельской (Altar de Nossa Senhora do Carmo) [7]
31.
Капелла св. Паулы [8]
Ставшая вдовой в возрасте 33 лет, св. Паула посвятила все свое имущество и силы духовной жизни и служению бедным. В Риме она была ученицей св. Иеронима, под руководством которого в сентябре 385 года она покинула Рим как паломник и отправилась в Святую Землю, а также вошла в Вифлеем, где основала несколько монашеских общин.
32.
Главный алтарь [9]
Один из мотивов, по которым король Мануэл I начал строительство монастыря, почти наверняка был связан с его желанием создать пантеон для ависской династии Авис-Бежа, первым монархом которой он был.
33.
Главный алтарь в стиле маньеризма был создан в 1571 г. по заказу королевы-консорта Екатерины Австрийской. Созданная мастером-строителем Херонимо де Руан, капелла полностью контрастирует с интерьером церкви в стиле мануэлино.
34*.
В открытых арках между парами боковых колонн на мраморных фигурах слонов находятся саркофаги португальских монархов из Ависской династии: слева (сторона Евангелия) — короля Мануэла I и его второй супруги Марии Арагонской, справа (сторона Послания) — короля Жуана III и королевы Екатерины Австрийской. Эти гробницы установлены на фигурки слонов, выполненные из зеленого мрамора. Заметим, что саркофаги королев установлены ближе к трансепту.
35*.
Серебряная скиния работы португальского ювелира Жуана де Соуза (1674-1678) была подарена королю Афонсу VI в благодарность за победу в битве при Монтеш-Кларуше в 1665 г., которая привела к восстановлению португальской независимости. За главным алтарем находится ретабло с картинами художника Лоренцо де Сальзедо, написанными в 1570-1572 гг. Верхний ряд (слева направо): Путь на Голгофу, Снятие с креста и Бичевание Иисуса Христа. Слева и справа от скинии две картины, изображающие Поклонение волхвов. Для размещения скинии пришлось убрать центральную картину ретабло, изображающую Богоявление Иисуса. Эта сцена была воспроизведена на дверце скинии.
36*.
Свод над главным алтарем
37.
Капелла св. Иеронима [10]
На алтаре часовни выделяется центральная скульптура из раскрашенной глазурованной терракоты, изображающая св. Иеронима. Статуя изготовлена флорентийским скульптором, крупнейшим мастером полихромной глазурованной терракоты (майолики), Андреа делла Роббиа приблизительно в 1510-1513 гг.
38.
Капелла Святого Семейства [11]
39.
Левый (северный) рукав трансепта [12]
Капелла начала строиться около 1587 года и используется в качестве королевского пантеона. Саркофаги в северной часовне были запланированы для захоронения детей короля Мануэла I.
40.
Стиль капеллы аналогичен правому рукаву трансепта, она спроектирована в стиле, типичном для стиля маньеризма, предложенном архитектором Херонимо де Руан. Ниши, приспособленные для размещения саркофагов, чередуются с нишами, используемыми в качестве алтарей.
41*.
По центру часовни на мраморных фигурах слонов установлен саркофаг кардинала-короля Энрике, последнего короля Португалии из Ависской династии.
42.
Вокруг этого саркофага два алтаря: левый посвящен св. Антонию, под ним барельеф (антепендиум), изображающий кающегося св. Иеронима; правый алтарь посвящен Деве Марии Рестело (Nossa Senhora do Restelo), под ним барельеф, изображающий св. Иеронима, учащегося в своей келье.
43*.
Левая стена часовни: слева захоронение инфанта Фернанду и инфанта Антонио, умершего сразу после родов; по центру картина Фернана Гомеса «Благовещение»; справа захоронение кардинала Афонсу.
44.
Правая стена часовни: слева инфант Луиш и инфант Карлуш; по центру картина Фернана Гомеса «Рождение Богородицы»; справа захоронение инфанта Дуарте и инфанты Марии.
45.
Картина, изображающая св. Раймундо, кисти Винченцо Кардуччи (XVII в.). [13]
46.
В нишах на левой стене церкви, планировалось установить статуи двенадцати апостолов.
47.
Захоронение Васко да Гама [14]
Саркофаг Васко да Гама был установлен в церкви в 1898 г. в честь 400-летия открытия морского пути в Индию.
48.
Скульптурный рельеф в центре могилы Васко да Гамы изображает каравеллу — один из первых и наиболее известный тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий.
49.
50.
Аналогично расположенного напротив захоронения Луиша де Камоэнса, этот саркофаг также создан скульптором Коста Мота.
51.
Картина «Кающийся св. Иероним», вероятно написана художником Хосе Авеларом Ребело в XVII в. [15]
52.
Капелла Сеньора дос Пассос [16]
Слева от входа в церковь за железной решеткой находится капелла, созданная на месте старинной часовни св. Антония и посвященная Nosso Senhor dos Passos. Капелла XVII в. украшена деревянными панелями с изысканной позолоченной резьбой по дереву, отличающейся прекрасной проработкой деталей. На четырех картинах художника Антонио де Оливейра Бернардеса (1703) изображены ангелы с инструментами Страстей Христовых (плащаница, столб бичевания, терновый венец и святой крест).
53*.
Португальский термин «Nosso Senhor dos Passos», который можно перевести приблизительно как «Наш Властелин шагов», означает особое почитание в Португалии пути Иисуса на Голгофу, проявляемое в часто встречаемых в церквях капеллах Nosso Senhor dos Passos. В этих часовнях, как правило, устанавливаются скульптурные изображения коленопреклоненного Иисуса в фиолетовых одеяниях, несущего крест.
54.
Витражи
Красивые витражи датируются XX в. Эскизы витражей в окнах южной стены церкви (на фото слева) разработаны португальским архитектором, художником и дизайнером Абелем Манта. Витражи изготовлены в 1939 г. в студии Рикардо Леоне, также известной по витражам в кафедральном соборе Лиссабона и в монастыре Батальи. Витражи в трансепте (на фото справа) изготовлены в 1950 г. в студии Иоакима да Коста Ребочо по эскизам Алвеса Мендеса. Окна с витражами имеют внушительный размер: высота более 10 м и ширина около 2 м.
55*.
Витраж, изображающий Вифлеемскую Богоматерь, установлен в окно южного портала и также разработан Абелем Манта и изготовлен в 1936 г. в студии Рикардо Леоне.
56.
Верхние хоры
Хоры расположены в западной части нефа. Здесь монахи-иеронимиты проводили несколько часов в день, молясь и повторяя песни. Вход туда осуществляется только со второго этажа монастырского клуатра. Балкон, разрушенный в результате землетрясения 1755 г., был перестроен в 1883 г.
57.
Здесь установлены великолепные резные скамьи в стиле ренессанс, спроектированные под влиянием фламандских и итальянских мастеров португальским архитектором Диего де Торралва и изготовленные из дуба и каштана около 1550 г. испанским гравером Диего де Зарза . Скамьи стали первым опытом ренессансной резьбы по дереву в Португалии.
58.
Стены над скамьями украшены множеством картин неизвестного автора XVIII в., на которых изображены Апостолы (всего мы видим десять картин, так как еще две были утеряны в 1755 г.), а также изображениями св. Иеронима и св. Августина.
59.
60.
Монументальное скульптурное изображение Христа на кресте в 1551 г. создал фламандский скульптор Филипп де Врис по заказу сына короля Мануэла I инфанта Луиша.
61.
С верхнего хора открывается поистине замечательная перспектива интерьера церкви. С этой высокой точки можно оценить неф и его своды, где на первый план выходит пространство и гармония церкви.
62*.
63.
Круглый витраж в окне-розе отличается относительной скромностью.
64.
Отдельные элементы украшений верхних хоров.
65.
66.
Также дополнительно можно посмотреть небольшое видео из церкви.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
grigova says:
Отдельную благодарность за оперативную помощь в предоставлении информации хочу выразить сотрудникам Монастыря Жеронимуш, особенно Ana Maria Reixa.