Санта-Мария-ди-Белен — район в Португалии, входящий в округ Лиссабон и являющийся составной частью муниципалитета Лиссабон. Само название Белен (Belém) происходит от португальского прочтения слова Вифлеем. Обход начнем от станции Белен [38.696212N 9.197638W], находящейся на железнодорожной ветке Лиссабон — Кашкайш.
1.
Сквер площади Афонсу Альбукерке
Созданный в месте, где память о португальских открытиях наиболее очевидна, этот сквер был разбит в честь вице-короля Индии Афонсу де Альбукерке. Интерес к этому относительно бедному на растительность саду площадью 1,4 га вызван его расположением в историческом районе Белен, прямо перед Дворцом Президента Республики.
2.
Памятник герцогу Афонсу д’Альбукерке
Памятник герцогу Афонсу д’Альбукерке, прозванному Великим Альбукерком [38.696639N 9.2002988W]. Герцог — главный архитектор Португальской империи, первой европейской колониальной империи. Путём создания по берегам Индийского океана укреплённых пунктов с постоянным португальским гарнизоном (Гоа в Индии (1510) и Малакки в Малайзии (1511)), Альбукерке сумел перехватить у арабов контроль над основными путями евроазиатской морской торговли.
3.
Прекрасный памятник в стиле нео-мануэлино создан архитектором Сильвой Пинто и скульптором Коста Мота Тио и был открыт 3 октября 1902 г. Стела увенчана бронзовой статуей герцога.
4.
У основания по периметру памятника установлены мраморные рельефы об эпизодах из жизни героя.
5*.
Достойны внимания и четыре женских фигуры ангелов.
6.
7.
Беленский дворец
В Беленском дворце сегодня располагается официальная резиденция Президента Португалии. Здание было построено в XVI в. рядом с Монастырем иеронимитов. Оно окружено обширным садом с видом на реку Тежу, а также граничит с нынешним Беленским ботаническим садом.
8.
В XVIII в. португальский король Жуан V купил дворец у графа Авейраша и потратил часть своих привезенных из Нового Света богатств, украсив его поистине роскошно, устроив там школу верховой езды и проведя модернизацию интерьеров, чтобы селить там своих многочисленных фавориток. По понятным причинам осмотр дворца практически невозможен.
9.
Тайский павильон [38.6960905N 9.2036462W]
Построен в Тайланде и установлен в 2012 г. во время визита Принцессы Маха Шакри в Португалию.
10.
Монастырь иеронимитов
Монастырь Жеронимуш — самое красивое сооружение Лиссабона, шедевр стиля мануэлино, признанный мировым достоянием ЮНЕСКО. Там, где сегодня находится площадь-парк перед монастырем Жеронимуш, плескались воды гавани Рештелу. Из этой гавани уходили корабли Васко да Гама в далекое плавание открывать Индию.
11.
На месте монастыря раньше была часовня Богоматери Звезды, покровительницы морских путешественников, основанная Генрихом Мореплавателем. В этой часовне перед отплытием молился Васко да Гама, у этой часовни его встречал король Мануэл I после успешного возвращения. В XVI в. Мануэл I приказал построить монастырь Жеронимуш, чтобы отблагодарить Деву Марию за успешное морское путешествие Васка да Гама в Индию. Первый камень в основание монастыря был заложен в 1501 году. Церковь, галереи и монастырь строились в течение 100 лет на средства от продажи золота и пряностей, вывезенных из колоний. Стоимость выполняемых и оплачиваемых работ в год была эквивалентна 70 кг золота.
12.
По сути служивший цели изоляции для монашеской общины, монастырь был приятным и безмятежным местом для молитвы, медитации и отдыха монахов ордена иеронимитов.
13.
Первым архитектором монастыря был Диого Бойтака, который придумал большой архитектурный комплекс: церковь, монастырь, общежития, мастерские, трапезную и дворец. Король Мануэл I хотел, чтобы новая церковь продолжала оказывать духовную помощь морякам, которые проходили мимо побережья Рестело. Проект разрабатывался в соответствии с веяниями португальской поздней готики, известной как мануэлино. В 1517 г. мастер Жуан де Кастильо переделал проект и представил элементы нового архитектурного языка. После смерти короля его преемник король Жуан III в 1540-1541 гг. предоставил руководство строительством Диого де Торралва. Благодаря своей значимости и символике, монастырь сегодня является одним из наиболее важных примеров архитектуры в стиле мануэлино.
14.
Первый камень в основание фундамента был установлен в День Богоявления, 6 января 1501 или 1502 г. Мощная символика представлена в убранстве монастыря, который в то время превратил это место в «новый Вифлеем, новую дом, новую отправную точку для христианства».
15.
16*.
Клуатр монастыря иеронимитов
Монастырский клуатр был сооружен в 1544 году. Этот шедевр искусства в стиле мануэлино поражает удивительным разнообразием и богатством декоративных элементов.
17.
18.
19.
20.
Двухэтажное здание клуатра со сводчатыми потолками и четырехугольной планировкой украшает его оригинальность этого стиля, сочетая религиозные символы (среди прочего, изображения Страстей Христовых), королевские образы (Крест Ордена Христа, армиллярная сфера, королевский герб) и натуралистические элементы (веревки и растительные мотивы, которые соседствуют с позднесредневековыми образами фантастических животных).
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
В плане клуатр представляет собой двухэтажный квадрат размером 55×55 м. Автор оформления нижнего этажа — Диого Бойтака отделил внутреннюю галерею от дворика огромными ажурными арками, которые опираются на тонкие витые колонны, напоминающие морские канаты.
29.
30.
В углу клуатра стоит фонтан в форме льва — геральдического зверя св. Иеронима.
31.
В северном крыле нижнего этажа клуатра находится гробница символа португальской словесности нового времени Фернанду Пессоа, созданная Лагоа Энрикесом в 1985 г.
32.
Рефекторий
Трапезная была построена в 1517-1518 гг. Леонардо Вазом и его командой мастеров-строителей. Множественный ребристый низкий сводчатый потолок характерен для периода мануэлино.
33.
На стене, обращенной к окнам, ранее находилась небольшая деревянная кафедра для чтения Священного Писания и Жития Святых во время еды.
34.
Под толстыми каменными канатами стены покрыты плиткой азулежу 1780-1785 гг. Панели изображают «Чудо с хлебом и рыбой» из Нового Завета (северный конец) и сцены из жизни Иосифа в Египте из Ветхого Завета (боковые стены).
35*.
На северной стороне выставлена картина XVII в., изображающая св. Иеронима, приписываемая придворному художнику Авелару Ребело.
36.
На южной оконечности над отопительной трубой видна фреска маслом конца XVI в. «Поклонение пастухов», приписываемая Антонио Кампело. Реставрация картины была завершена в 1992 г.
37.
Второй этаж клуатра создавал Жуан де Кастильо.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
Зал Капитула
На втором этаже клуатра находятся Зал Капитула и могила писателя Алехандро Эркулано. Обычно в комнате Главы монастыря, или Зале капитула, проводились регулярные встречи монахов. Встречи начинались с чтения главы из Книги Правил. На этих встречах проводились выборы настоятелей и осуществлялся прием новых послушников, а также публично признавались отдельные недостатки.
44.
Первоначально предназначенный для этой цели, Зал капитула монастыря иеронимитов никогда не использовался по основному предназначению, потому что сводчатый потолок и внутренняя отделка были завершены только в XIX в.
45.
46.
Дверной проем в Зал капитула был создан в 1517-1518 гг. архитектором Родриго де Понтезилья.
47.
В оформлении портала использованы две скульптуры, на которых изображены св. Бернард и св. Иероним.
48.
Гробница Алехандро Эркулано была помещена в центре комнаты в XIX в.
49.
Комната Главы также использовалась в качестве пантеона для других писателей и португальских президентов вплоть до завершения строительства церкви св. Энграсии. Когда этот храм был преобразован в португальский Национальный пантеон, туда были перенесены останки персон из недавней истории Португалии.
50.
Небольшое видео о монастыре:
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.