Церковь св. Марии и св. Николая находится в Калейе и посвящена Успению Богородицы и св. Николаю [41.6138702N 2.6586056E]. Церковь включена в Перечень архитектурного наследия Каталонии.
1.
До XVI в. верующие Калейи числились в приходе Пинеда де Мар. В 1525 г. приход Калейи (400 жителей) получил от папы римского Климента XVII буллу, предоставившую независимость, и вскоре после этого, 8 мая 1528 г., началось строительство нового храма. Возведение церкви было поручено мастеру из Барселоны Перу Суарису. Позже работа была доверена строителю Антони Матеу, который в то время построил церковь Сан-Марти-д’Аренис. Его преждевременная смерть вынудила нанять знаменитого скульптора и мастера работ Жана де Турса, который умер в Калейе в 1563 г., оставив работу незавершенной. Завершение строительства было поручено мастеру из Калейи Жоан Солер и французу Перри Роха, жившему в Матаро. Освящение церкви состоялось в 1564 г. Эта первая церковь разрушилась в 1747 г. в результате падения колокольни.
2.
В 1755 г. началось ее восстановление и расширение в неоклассическом стиле по проекту архитектора Жозепа Морато из Вика, которое завершилось к 1785 г. В церкви по проекту Жозепа Морато были дополнительно построены трансепт и часовня Долорес (Capella dels Dolors).
3.
Архитектура здания с нефом, куполом в трансепте и боковыми часовнями между контрфорсами схожа с архитектурой барочной церкви св. Филипа Нери в Барселоне.
4.
Фасад имеет трехстворчатую схему с полукруглым оголовьем, дверью архитрава со сломанным фронтоном, нишей и большой центральной розой. Встроенная в фасад колокольня квадратного основания высотой 42 м с превосходным восьмиугольным корпусом является традиционной для церквей Каталонии. Главный фасад и колокольня сделаны из прямоугольных каменных блоков (ашларов).
5.
Портал в стиле барокко, спроектированный Жаном де Туром и называемый «Апостолами», создан с использованием каменного алтаря XVI в. пресвитерия в стиле платереско [1].
6.
По сторонам от портала были размещены рельефы голов двенадцати апостолов.
7.
В нише над порталом находится статуя св. Николая Бари.
8.
Боковой портал [15]
9.
10.
К сожалению, во время Гражданской войны в Испании в 1936-1939 гг. было разрушено очень большое число церквей, их интерьеры разграблены, сожжены и просто уничтожены. Проведенная в последующем реставрация многих храмов носит явно видимые следы относительно современных работ. Не миновала эта печальная участь и церковь в Калейе.
11. Мемориальная доска на стене храма посвящена всем погибшим в ходе войны 1936-1939 гг.
После полного разрушения и уничтожения интерьера в результате пожара в 1936 г., в 1939 г. началось восстановление церкви согласно проекту Джерони Марторелла и, наконец, 23 сентября 1951 г. она была вновь открыта. При реставрации стен храма широко использовался кирпич. В результате иконоборческой революции в 1930-х годах многие произведения искусства, созданные известными скульпторами, архитекторами, художниками, мастерами органов и вышивальщицами, были утеряны.
12.
Часовня Долорес, снесенная в 1896 г., в конце 1898 г. была восстановлена и украшена скульптурами Мориса Ровира и картинами Сержа Лангрина. В 1980 г. часовня Долорес снова была снесена, и на сегодняшний день она стала зоной общественного сада.
13.
В плане церковь выполнена в форме латинского креста с нефом длиной 49 м и многоугольным трансептом. Средоскрестие покрыто полукруглым куполом.
14*.
Между опорами центрального нефа открыты по четыре часовни с каждой стороны, над которыми находится трифорий.
16.
17.
Храм освещается через большое окно-розу на главном фасаде, два витража в трансепте и через окна над боковыми капеллами с каждой стороны нефа.
18. Святые мученики Кирик и Иулитта
19.
20.
21. Витраж трансепта, вид снаружи
Совершим обход церкви по часовой стрелке, начиная от входа. Для лучшей ориентации воспользуемся планом храма, в квадратных скобках буду указывать номер по этому плану. В описании капелл возможны неточности, поэтому буду благодарен за уточнения.
22.
В нартексе находится небольшая капелла, название которой я так и не установил [2].
23.
Капелла Святого распятия [3]
24.
Статуя св. Христоса (Хаум Марторелла, 1942)
25*.
Капелла Богоматери Святого Сердца [4]
Статуя Богоматери Святого Сердца изготовлена в мастерской Campanyà-Reixach в 1954 г.
26.
Капелла св. Иосифа [5]
27.
Капелла св. Долорозы [6]
Матерь Скорбящая у подножия креста (Пьета) (Хаум Марторелла, 1947)
28.
В левом трансепте устроена капелла Непорочного зачатия Девы Марии [7]
29.
30.
Слева от главного алтаря находится единственная капелла, в которой выставлены явно старинные предметы культа [8].
31.
32.
Небольшая статуэтка покровительницы Каталонии черной Девы Монсерратской.
33.
Главный алтарь [9] удивил меня своим внешним видом. Не зная предыстории, можно предположить, что это место предназначено для восточных медитаций.
34.
В правом трансепте установлена статуя, предположительно, св. Христофора [10].
35.
36.
Капелла Священного Сердца Иисуса [11]
Статуя Священного Сердца Иисуса изготовлена в мастерской Campanyà-Reixach в 1946 г. Статуя лежащего Иисуса Христоса (Хаум Марторелла, 1955).
37.
Капелла Девы Скорби (предположительно) [12]
38.
Капелла св. Луции [13]
Статуя св. Луции (Josep M. Brull, 1947).
39.
Капелла св. Антония [14]
40.
Скульптура Богоматери Фатимы (мастерская Campanyà-Reixach, 1957)
41.
В церкви установлено 14 чеканок, на которых изображены Стояния крестного пути
42*.
В церкви регулярно проводятся различные музыкальные концерты. Я думаю, что акустика готического здания вполне способствует звучанию музыкальных инструментов.
43.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.