Монашеские кельи и подсобные помещения
К этой категории помещений условно отнесем монашеские кельи, трапезную, кухню и другие. Сюда же частично включим Новициат.
На схеме эти помещения отмечены серым цветом.
1.
2.
Трапезная
Строительство трапезной велось под руководством Жуана де Кастильо в 1535-1536 гг. Текущее расположение столов соответствует 1922-1992 гг. Кухня и столовая сообщались через особый коридор (ante-chamber).
3.
В трапезной оборудованы специальные кафедры (пульпиты), с которых монахи во время приема пищи проводили политинформацию читали Священные Писания.
4.
5.
Кухня
6.
7.
8.
Помещение для хранения масла
Купив часть здания в 1843 г., Антонио Бернардо да Коста Кабрал, граф Томара, приспособил это помещение для хранения оливкового масла. В этом зале для хранения оливкового масла использовалось двадцать восемь кувшинов и шесть больших емкостей.
9.
Прочие подсобные помещения
10. Комментарии к этой фотографии, надеюсь, излишни.
Новициат
Помещения Новициата частично расположены в центре монастыря, частично — с его восточной окраины. На схеме эти помещения отмечены сиреневым цветом.
11.
Созданный по проекту Жуана де Кастильо (архитектор только начал работать над своим планом к 1546 году, а сами работы продолжались около десяти лет), новициат был предназначен для новициев — кандидатов в монахи. По окончании установленного срока прохождения новициата (минимум 12 месяцев) настоятель общины принимает решение о дальнейшей судьбе послушника — он может быть допущен к принесению обетов, удалён из общины, либо ему может быть продлён срок новициата. В случае положительного решения в адрес новиция следует профессия — торжественное принятие в орден. Новиций становится полноправным монахом после пострижения. Русский аналог новиция — послушник.
12.
13.
14.
В монашеских кельях на момент моего посещения функционировал небольшой музей каменной религиозной скульптуры XIV-XVI вв.
15. Ангел с подсвечником. Известняк, следы раскраски (неизв. автор, XIV в.)
16. Мадонна-млекопитательница. Раскрашенный известняк (неизв. автор, XVI в.)
17. Мадонна-млекопитательница. Раскрашенный известняк (неизв. автор, 1450-1500 гг.)
18. Мадонна-млекопитательница. Известняк, следы раскраски (неизв. автор, XV в.)
19. Mater Dolorosa (Горестная мать) — в католической церкви образное изображение Девы Марии в горе о страданиях Сына. Раскрашенный известняк (неизв. автор, 1450-1500 гг.)
20. Мадонна-млекопитательница. Раскрашенный известняк (неизв. автор, 1450-1475 гг.)
21. Мадонна-млекопитательница. Раскрашенный известняк (неизв. автор, 1475-1500 гг.)
22. Голгофская группа (Calvary group). Известняк, следы раскраски (школа Жуана Афонсо, XV в.)
23. Mater Dolorosa. Раскрашенный известняк (неизв. автор, XVI в.). Иисус на кресте. Известняк (школа Жуана де Руао, XVI в.). Св. Иоанн Евангелист. Раскрашенный известняк (неизв. автор, XVI в.)
24. Голгофская группа (Calvary group). Известняк, следы раскраски (неизв. автор, XVI в.)
25. Mater Dolorosa. Раскрашенный известняк (неизв. автор, XVI в.). Иисус на кресте. Раскрашенный известняк (неизв. автор, XVI в.). Св. Иоанн Евангелист. Раскрашенный известняк (неизв. автор, XVI в.)
26. Голгофская группа (Calvary group). Раскрашенный известняк (неизв. автор, XV-XVI в.)
27. Св. Власий (Saint Blaise). Раскрашенный известняк (неизв. автор, XV в.)
28. Св. Власий (Saint Blaise). Раскрашенный известняк (неизв. автор, XV в.)
29. Св. Власий (Saint Blaise). Раскрашенный известняк (неизв. автор, XV-XVI в.)
30. Св. Власий (Saint Blaise). Раскрашенный известняк (неизв. автор, XV в.)
31. Святая Троица. Раскрашенный известняк (неизв. автор, XVI в.)
32. Св. Власий (Saint Blaise). Раскрашенный известняк (неизв. автор, XV в.)
33. Св. Власий (Saint Blaise). Раскрашенный известняк (неизв. автор, XV в.)
34. Святая Троица. Раскрашенный известняк (неизв. автор, XV-XVI в.)
35. Святая Троица. Известняк, следы раскраски (неизв. автор, XVI в.)
36. Святая Троица. Известняк (неизв. автор, XVI в.)
37. Святая Троица. Раскрашенный известняк (неизв. автор, XV в.)
38. Святая Троица. Раскрашенный известняк (неизв. автор, XV-XVI в.)
39. Святая Троица. Раскрашенный известняк (неизв. автор, XV-XVI в.)
40. Св. Михаил. Раскрашенный известняк (школа Жиля Эанса, XV в.)
41. Св. Михаил. Раскрашенный известняк (неизв. автор, XV в.)
42. Св. Михаил. Известняк, следы раскраски (Жуан Афонсо, 1450-1475 гг.)
43. Св. Михаил. Раскрашенный известняк (школа Диого Пир-о-Мочо, XVI в.)
44. Св. Михаил. Раскрашенный известняк (Жуан Афонсо, XV в.)
45. Св. Михаил. Раскрашенный известняк (Жуан Афонсо, XV в.)
Клуатр потребностей
Небольшой дворик на самом краю монастыря, предназначен для обеспечения доступа к системе канализации (клоаке) всего монастыря, находящейся в подвале клуатра.
46.
47.
Часовня Портокаррейо
Признаюсь: я эту часовню пропустил и даже не в курсе, где она находится. Но она точно где-то в монастыре есть, и в недрах Википедии даже какие-то фотографии нашлись. Часовня Антонио Портокаррейо, его жены и родственников, была построена в 1626 г. Особое внимание стоит уделить стеновым панелям XVII в. из плитки азулежу с бриллиантовым рисунком.
48.
Также интересны азулежу начала XVIII в. со сценами из жизни Девы Марии и Христа.
49*.
Напоследок категорически рекомендую посмотреть очень качественную съемку монастыря Конвенту-де-Кришту с квадрокоптера (мои аплодисменты автору). Если не сработает автотайминг, можно промотать на 1:15.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.