Кинта да Регалейра — один из самых удивительных из всех памятников Синтры. Расположенный на окраине города, этот дворцово-парковый комплекс был построен в период с 1904 по 1910 годы, в последние дни португальской монархии. В дословном переводе с португальского Кинта (Quinta) — ферма или виноградник. Но со временем этот термин также стал обозначать имение. Романтическое имение, ранее принадлежавшее Эрмелинде Аллен де Альмейда, баронессе да Регалейра, было приобретено и расширено миллионером Антонио Аугусто Карвалью Монтейру как его любимая усадьба. Огромное состояние, сделанное на торговле кофе и драгоценными камнями из Бразилии, принесло меценату прозвище «Денежный мешок Монтейру» или «Монтейру-Миллионщик». Он заказал этот уникальный проект дома и пейзажа итальянскому дизайнеру, архитектору и сценографу Луиджи Манини, чей гений, а также мастерство скульпторов, каменщиков и ремесленников создали это волшебное место.
1.
Следуя веяниям моды того времени и отвечая запросам заказчика, Луиджи Манини совместил в проекте стилевые элементы архитектуры различных эпох: романского стиля, готики, ренессанса и мануэлино. Как результат, в имении появились романтический дворец в стиле неоготики, часовня и парк с озёрами, гротами, фонтанами и различными архитектурными капризами.
2.
Чтобы хоть как-то понять авторский замысел в Регалейре, надо прекрасно разбираться в философии, мифологии, поэзии и португальской истории, которым, не без участия сценографа Манини, придана еще и театральность. Заметим, что Манини, как и Монтейру, возможно, каким-то образом были связаны с масонами, что добавляет еще и специфического масонского символизма. Но даже если и не знать всего скрытого смысла таинственных символов, все равно невольно осознаешь, что здесь ничто не появилось случайно или из чисто эстетических соображений, а все выстроено именно в какой-то зависимости. Здесь нельзя торопиться, ходить и осматривать все вокруг надо вдумчиво и внимательно.
3.
Каждый грот, камень или пещера здесь имеет тайный смысл и продуманы до мелочей. Дело в том, что когда по всей Европе в 1312 году со страшной жестокостью истреблялись тамплиеры, то многие члены этого некогда великого ордена нашли приют в Португалии и преспокойно продолжили своё существование, лишь сменив вывеску. Ребрендинг Ордена тамплиеров в Орден Христа произошел по велению короля Диниша I. Под эгидой масонства и тамплиеров в Португалии совершались все открытия. Масонские знаки, встречающиеся в парке Кинта да Регалейра, относятся к раннему масонству времен правления тамплиеров. Наряду с масонством здесь можно найти и эпизоды алхимии и древнейших религий.
4.
Парк Регалейры задумывался как Эдем — райский сад. А разбросанные по нему на разных уровнях балконы, бельведеры, беседки, гроты, скульптуры и крошечные озера имеют свой смысл. Даже экзотические растения собраны здесь с определенным умыслом: привезенные из Бразилии, они включают едва ли не все виды из тех, что упоминает португальский поэт, крупнейший представитель литературы Возрождения в Португалии XVI века, Луиш де Камоэнс.
5.
Многоярусный парк, пересекающийся множеством тропинок, террасами спускается со склонов холма. В верхней части парка находится внешне дикий и неухоженный лес, в то время как в нижней — облагороженный руками человека. Хотя граница между верхней и нижней частью парка весьма условна, ее я постараюсь найти и соблюсти, рассказав в первой части отчета о верхнем, а во второй, соответственно, о нижнем парке.
6.
Нагулявшись по парку, у меня осталось стойкое убеждение, что идея весьма запутанной планировки магазина Икея была позаимствована именно здесь. Но в парке все гораздо сложнее. Помимо плавно извивающихся широких, здесь множество малозаметных крутых тропок, напрямую соединяющих различные объекты. Усугубляется все это буйство лабиринта весьма развитой сетью подземных туннелей и гротов. И все это безобразие создано на достаточно крутом склоне, который с возрастом не заметить все сложнее.
7*. Точно такую же схему парка выдают на кассе при покупке билетов. Схема достаточно внятная, но понимание и ориентирование по ней требует внимательности и пространственного воображения. В отличие от прочих, выложенных в сеть, эта схема на английском языке.
Верхние входные ворота
8.
Дом для экипажей, конюшня и коровник
Сейчас здесь находятся кассы парка, мультимедийный класс и магазин сувениров.
9.
10.
А еще здесь часто есть очередь. Точнее здесь очень часто есть ОЧЕРЕДЬ. В середине мая, когда еще не начался высокий туристический сезон, чтобы попасть внутрь, мы отстояли в этой очереди не менее часа.
11.
Фонтан возле дома для экипажей (или правильнее возле гаража?). Отсюда совершим восхождение к верней точке парка (грот девственницы) и потихоньку начнем зигзагообразный спуск мимо большей части достопримечательностей.
12.
13.
Мастерская искусств
В этом здании первоначально размещались сотрудники по управлению недвижимостью вместе с гаражом и электростанцией, генерирующей электроэнергию для всего имущества паркового комплекса.
14*.
Грот девственницы (Grotto of the Virgin)
15.
Различные гроты и пещеры. Их суммарно в парке великое множество.
16.
17.
Из верхнего парка можно увидеть различные достопримечательности Синтры.
18. Дворец Синтры и церковь св. Мартина
19. Дворец Пена. Об этом дворце будет мой следующий рассказ.
20. Замок мавров
Колодец посвящения (Initiation Well)
Колодец посвящения, уходящий вглубь земли, окружает спиральная галерея, украшенная многочисленными арочными проёмами. Галерея состоит из девяти пролётов по пятнадцать ступеней каждый. Согласно легенде, эти девять уровней символизируют девять кругов ада, чистилища и рая, описанные Данте. На дне колодца выложен герб Монтейру — восьмиконечная звезда, в которую вписан крест тамплиеров. На стене изображён сияющий треугольник — один из символов масонства. Существовало мнение, что колодец служил для религиозных церемоний масонского братства, однако документального подтверждения этой теории не нашлось.
21.
Пройти мимо колодца и не заметить его проще простого. Вход туда качественного замаскирован.
22.
В колодце все построено на единстве противоположностей: небо — преисподняя, ад — рай, этот мир и «мир потусторонний», который соседствует с райским садом Карвалью Монтейру. Этот «Колодец посвящения» — самая загадочная из всех диковинок Регалейры. Колодец уходит вглубь на 27 метров и состоит из 9 уровней (9 кругов ада, рая и чистилища). Одновременно он похож на башню между небом и землей. Прохождение по колодцу также может символизировать блуждание по нашему подсознанию. К примеру, вы можете подниматься из его темных глубин к яркому небу — от ада к раю, от глубин невежества, к ясности сознания, пройти некий обряд посвящения и выйти просветленным.
23.
Или можно пройти колодец наоборот — сверху вниз. Тогда спуск может быть ассоциацией на то, как человек пытается узнать и понять себя лучше, он начинает от светлых, понятных слоев своей личности, опускаясь все глубже вниз, к все более глубоким и пугающим пластам подсознания, а потом и вовсе скрываясь в системе туннелей — блуждая в потемках своего бессознательного. Но если ты настойчив и смел, то из темных лабиринтов подсознания отыщешь выход к Райскому саду — красивому гроту с озером и водопадом. Или к беседке, охраняемой драконами. Кстати, в любом случае выход расположен на востоке.
24.
Незавершенный колодец (Unfinished Well)
По подземным лабиринтам можно выйти еще к одному колодцу, выглядящему недостроенным. Собственно, так колодец и называют — Незавершенным.
25.
Портал стражи
Ворота Стражи очень похожи на часть небольшой крепости.
26*.
27.
Что же охраняют эти ворота, ведь за ними возвышаются парковые деревья?
28.
Ответ прост: если пройти в дверные проемы около очень красивого фонтана вглубь, то можно попасть в еще один грот, а оттуда — в подземный туннель, ведущий к Колодцу посвящения.
29*.
Терраса Небесных Миров. Башни Зиккурата
Терраса Небесных Миров — еще одно не самое простое название. По краям террасы стоят две башни, которые Монтейру называл Зиккуратами.
30.
По сути, зиккурат представляет собой культовое сооружение в форме ступенчатой пирамиды.
31.
32.
Возможно, что это тонкая аллюзия на Вавилонскую башню.
33.
Озеро водопада
Если Колодец Посвящения — самое мистическое место Регалейры, то водопад — самое живописное. В мое посещение водопад почему-то не работал, что немного снизило красоту момента.
34.
Замечательный пруд плотно зарос ряской и окаймлен ноздреватыми камнями.
35.
В пещеру у этого озера приводит подземный туннель, ведущий от Колодца посвящения.
36.
Пруд можно перейти по каменному мостику. В этой дорожке есть одна хитрость, камни расставлены так, что первый шаг должен быть с левой ноги, иначе проходить этот путь будет не слишком удобно.
37.
38.
Учитывая, что сам туннель узкий, движение в нем, как правило, идет на выход. Так что попасть в пещеру снаружи может оказаться непросто.
39.
Но я все-таки улучил момент и успел заскочить внутрь пещеры и сделать несколько кадров.
40.
Башня Регалейра
41.
42.
43.
Источник изобилия (фонтан Ригалейра)
44.
Восточный грот
Над псевдо-крепостной стеной устроен восточный грот, в котором заканчивается подземный ход, идущий от Колодца посвящения.
45.
46.
Фонтан ибиса
Египетский домик с мозаичным изображением священного ибиса, символизирующего древние культы. На месте проемов, закрытых на реставрацию, находятся окна.
47.
Безымянное озеро
Вода является одним из важнейших элементов парка — кроме каналов и фонтанов на территории находятся два искусственных озера. Безымянное озеро, также называемое «Аквариум», создано так, словно оно является естественной частью скалы.
48.
Грот лабиринт
В окружающие Безымянное озеро пещеры можно зайти и… заблудиться там. Внутри действительно целый лабиринт из каменных переходов, очень темно. Но очень интересно. Так что спасает от излишнего плутания либо обычный фонарь, либо, в худшем случае, фонарик смартфона.
49.
50.
51.
Окончание рассказа будет опубликовано через несколько дней.