Для предотвращения возможных вопросов по делению помещений на Старый и Новый дворец сразу оговорюсь: распределение имеет некоторые исключения из общего правила, в основном связанные с балансировкой этого и предыдущего поста по объему материала. Можно считать, что ранее рассказывалось о частных апартаментах королевской семьи, а в этой — о публичных помещениях. Кроме того, придворная часовня формально считается территорией Старого дворца, но главный вход в нее находится с Террасы арок, которая скорее уж относится к Новому дворцу. Но в любом случае порядок изложения материала в точности соответствует маршруту осмотра дворцов туристами.
Терраса королевы
Это место является лучшим местом для получения общей картины архитектуры дворца.
1*.
В период, когда король Карлуш I и королева Амелия жили во дворце, была возведена металлическая конструкция, предназначенная для закрепления тента в жаркие летние месяцы.
3.
На террасе установлены гномон и пушка. Инициация выстрела каждый день ровно в полдень обеспечивается сфокусированным линзой солнечным светом.
4.
5.
Внимательное изучение механизма подтвердило, в общем-то, напрашивающийся вывод: из-за изменения в течение года высоты Солнца в полдень в зависимости от дня периодически требуется регулировка девайса. Но, что совсем не очевидно, находящийся под стеклянным колпаком механизм был выставлен на дату 12 апреля, то есть на День космонавтики. Случайное совпадение или своего рода «пасхальное яйцо» — не в курсе.
6.
Первая и вторая галереи
Когда во времена существования монастыря, эти две комнаты использовались как апартаменты аббата. После перестройки монастыря во дворец, эти апартаменты были преобразованы в промежуточные помещения между старым религиозным зданием и Новым дворцом, который был построен рядом. Сейчас в этих комнатах экспонируются произведения искусства, тесно связанные с королем Фернанду II. В качестве коллекционера Фернанду II воспользовался комнатами, находящими на маршруте гостей к Арабской комнате, служащей для приемов особо важных личных гостей, для экспонирования своей личной коллекции произведений искусства.
Первая комната галереи
В первой комнате галереи выставлены предметы мебели, которые, согласно инвентаризации 1886 года, уже находились здесь, по крайней мере, с 1869 года.
7.
8.
Среди мебели интерес представляет необычный шкаф, изначально служивший для показа королевской коллекции стекла.
9.
Обе комнаты также содержат некоторые работы художников, финансово поддерживаемых монархом. Картины, представленные здесь, включают произведения художников Жуана Кристино да Сильвы, Франсиско Жозе Ресенде и Венчеслава Чифки, личного друга короля.
10.
11.
Также в галерее выставлены блюда, расписанные королем на любительском уровне.
12.
13.
Студия графини Эдлы
Эта небольшая комната была занята под ателье графини Эдлы. В то время он был полностью украшен керамическими изделиями. Позже это помещение служило спальней для камер-юнкера королевы Амелии.
14.
Здесь демонстрируется мебель, выполненная из папье-маше со вставками из перламутра.
15.
Вторая комната галереи
Это последнее помещение бывшего монастыря. Отсюда туристы осуществляют переход в помещения Нового дворца.
16.
17.
Здесь также экспонируются тарелки, расписанные Венчеславом Чифка, на некоторых из них изображен король Фернанду II.
18.
Также здесь выставлен мраморный барельеф работы Виктора Бастоса.
19.
Комната для курения
Это первая большая комната в новом дворце. Мебель из Индии была приобретена только в 1940 году.
20.
Потолок комнаты для курения изготовлен в соответствии с традициями ислама и демонстрирует популярный в то время стиль мудехар.
21.
Стеклянная люстра в стиле нео-рококо середины XIX в. представляет собой «Утреннюю славу», украшенную виноградными лозами.
22.
Лестница Калабаш и входной холл
Эта лестница была главным входом во дворец для посетителей. Вход на лестницу осуществлялся на первом этаже через дверь, украшенную калабашами (символами паломника) и расположенную под Аркой Тритона.
23.
Лестница заканчивается в вестибюле, полностью украшенном гипсовыми плитами, имитирующими плетеные изделия.
24.
25.
Большой зал
Это самая большая комната во дворце. Первоначально зал предназначался для приема иностранных послов и, следовательно, для проведения официальных приемов. Однако, после смерти королевы Марии II в 1853 году король Фернанду II столкнулся с резким сокращением государственных обязательств, и поэтому после 1865 года зал был подвергнут полной реконструкции и преобразован в Бильярдную комнату. Бильярдный стол простоял в этом зале до 1939 года.
26*.
Мебель, освещение и декоративное оформление были разработаны в соответствии с модой тех лет в архитектуре. Канапе расставлены вдоль стен, а турки-факелоносцы были размещены на концах центральной части зала и в самой заметной точке комнаты. Король Фернанду II также приказал разместить главную часть своей европейской коллекции витражей в трех окнах, выходящих на запад.
28.
В январе 2014 года была завершена реставрация Большого зала Национального дворца Пены. Этот проект охватывал общее восстановление инфраструктуры, полов и отделки деревом и гипсом, люстр, стеклянных витрин и мебели, созданной по заказу Фернанду II. Основываясь на исторических данных и при поддержке специалистов-консультантов, реставраторы стремились представить зал в его первоначальном состоянии.
29.
Необходимость проведения работ в Большом зале Дворца Пены обусловливалась плохим состоянием напольного покрытия, стеклянных витрин и гипсовых украшений, которые по причине ненадлежащих условий хранения были в значительной степени разрушены. Кроме того, мебели был возвращен первоначальный цвет.
30.
31.
Олений зал
Это банкетный зал дворца, первоначально спроектированный как Рыцарская комната. Старое оружие должно было быть развешано на стенах, а в окна должны были быть вставлены витражные стекла с геральдическими мотивами. Центральная колонна должна была быть воспроизведением дерева, вокруг которой планировалось расставить головы оленей. Такое оформление пространства зала никогда не было реализовано, однако круглый стол, вокруг которого на банкетах собирались гости, все еще хранится в запасниках музея.
32*.
33.
Королевская кухня
Это самое большое из помещений, которые существовали во дворце, предназначалось для организации банкетов, проводимых в Оленьем зале.
34*.
35.
Из трех оригинальных печей (соответствующих трем наружным трубам) осталось только две. Печь можно углядеть в правом дальнем углу.
36.
Оригинальная медная и фарфоровая посуда дворца отмечена буквами PP (Palácio da Pena, Дворец Пены) и коронована монограммой короля Фернанду II.
37.
38.
39.
Дворцовая часовня
Часовня древнего монастыря иеронимитов Пресвятой Богородицы Пены сохраняет свою первоначальную форму и расположение с XVI века.
40.
41.
Маленький неф имеет готический сводчатый потолок из плитки XVI в.
42.
43.
Главная часовня простирается вправо, чтобы разместить 22 деревянных сидения для монахов, и накрыта сложной сводчатой аркой с мануэлиновыми нервюрами и многоцветной плиткой XVII века.
44.
45.
Главный алтарь
Особое впечатление оставляет алтарь из алебастра и черного мрамора работы француза Никола де Шантерен, созданный по заказу короля Жуана III за 30 лет до того, как подобные сооружения появились в Баварии. Римская триумфальная арка содержит сцены из Нового Завета: Рождество, Благовещение, Сретение Господне, Поклонение волхвов и Бегство в Египет. Центральная ниша отведена смерти и воскрешению Христа.
46*.
На старинной картине, выставленной в часовне, изображены молящиеся прихожане.
47.
Неоготическое витражное окно было заказано в 1840-1841 гг. королем Фернанду II, изготовлено в семейной мастерской Келлнеров из Нюрнберга, которые славились своими витражами, и намекает на основание монастыря Пены в 1503 году: король Мануэл I изображен в левом нижнем углу; справа — Васко да Гама с кораблем и Башней Белем на заднем плане; выше — Пресвятая Богородица Пены, св. Георгий, армиллярная сфера, крест Христа и гербы Брагансы и Саксен-Кобург-Готы.
48.
49.
Небольшое красивое видео о Дворце Пены.