Вся композиция из горы, замка и прилегающего парка площадью 270 гектаров — один из ранних образцов романтической ландшафтной архитектуры XIX века. Замок и парк возникли в 1840 году как летняя королевская резиденция на месте маленького заброшенного монастыря в стиле мануэлино.
1.
Для тех, кто собирается приехать на автомобиле, могу посоветовать следующее. Приезжать лучше всего с самого утра. Тогда и место на близлежащей бесплатной парковке [38.7888158N 9.3860471W] найти можно, да и посетителей во дворце будет поменьше. Одна из особенностей дворца Пена заключается в том, что туристы вынуждены стоять в очереди трижды. Первый раз в кассу, второй раз на вход в парк и третий — в сам дворец. И если от первой очереди можно избавиться, заранее купив билеты в любой кассе из входящих в пул Синтры (Замок мавров, Дворец Синтры, Дворец Келуш, Дворец Монсеррат, Монастырь капуцинов), вторая, особенно с утра, очень большой не будет, то третью миновать не получится. Кстати, покупая билеты сразу в несколько объектов, можно еще и немного сэкономить за счет скидки 5%. Заметим, что Парк Регалейра имеет собственные кассы, не связанные с другими.
2*.
3. Главный вход и кассы [38.7879126N 9.3877155W]
От входа к дворцу можно доехать на автобусе или дойти пешком. Мы пользоваться транспортом не стали, так как на посадку была отдельная, четвертая по счету, очередь, и занялись «горным треккингом» по парковым дорожкам. Заодно и сфотографировали дворец с разных ракурсов.
4.
5.
6.
Дворец Пена стоит на вершине скалистой вершины, которая является второй по высоте точкой на холмах Синтры (единственное место, которое выше самого дворца — это Крест на высоте 528 метров над уровнем моря). Дворец расположен в восточной части парка Пена. По парку добираемся до крутого пандуса, по которому обеспечивается доступ к замкоподобному зданию. Сам дворец состоит из двух крыльев: бывшего монастыря Ордена Святого Иеронима и крыла, пристроенного в XIX в. королем Фернанду II. Эти крылья окружены третьей архитектурной конструкцией, которая представляет собой фантазийную версию воображаемого замка, стены которого можно обойти и которые включают зубцы, сторожевые вышки, входной туннель и даже подъемный мост.
7*.
В 1838 г. король Фернанду II приобрел бывший монастырь иеронимитов Пресвятой Богородицы Пены, который был построен королем Мануэлем I в 1511 г. и остался без присмотра с 1834 г. в ходе секуляризации, когда религиозные ордена были распущены, а их имущество конфисковано, Монастырский комплекс состоял из собственно монастыря и его надворных построек, часовни, ризницы и колокольни, которые сегодня образуют северную часть дворца Пена, или Старый дворец.
8.
Король Фернанду II велел начать ремонт бывшего монастыря, который, по историческим источникам того времени, находился в очень плохом состоянии. Был отремонтирован весь верхний этаж, при этом четырнадцать монашеских келий были перестроены в комнаты большего размера и покрыты сводчатыми потолками. Примерно в 1843 г. король решил расширить дворец, построив новое крыло (Новый дворец) с еще большими комнатами, заканчивающееся круглой башней рядом с дворцовой кухней. Строительными работами руководил генерал-лейтенант, горный инженер, барон Вильгельм Людвиг фон Эшвеге.
9.
В ходе ремонтных работ 1994 года восстановлены оригинальные цвета экстерьера дворца: красно-розовый для бывшего монастыря (Старый дворец) и охряно-желтого — для Нового дворца.
10.
Перестраивая прежний монастырь в похожую на замок резиденцию, король Фернанду II отметил, что на него сильное влияние оказал немецкий романтизм, и что он, вероятно, нашел свое вдохновение в замках Штольценфельс и Рейнштайн на берегах Рейна, а также в замке Бабельсберг в Потсдаме. Основные строительные работы во Дворце Пены закончились в середине 1860-х годов, хотя в дальнейшем выполнялись некоторые работы по украшению интерьеров.
11.
Король Фернанду II также приказал, чтобы парк Пены был высажен в окрестностях дворца в стиле романтических садов того времени, с извилистыми дорожками, павильонами и каменными скамейками, расположенными в разных точках вдоль его маршрутов, а также деревьями и другими растениями, происходящими из четырех уголков земли. Таким образом, король воспользовался мягким и влажным климатом холмов Синтры, чтобы создать совершенно новый экзотический парк с более чем пятью сотнями видами деревьев.
12.
Дворец Пены был признан Национальным памятником в 1910 году и является частью культурного ландшафта Синтры, который был классифицирован ЮНЕСКО как всемирное наследие с 1995 года. Также Дворец Пена включен в список Семи чудес Португалии.
13*.
Желающие посмотреть на дворец под разными ракурсами, могут «покрутить» 3D-модель дворца.
Ворота Альгамбры (Ворота Розы)
Ворота Альгамбры расположены в конце главной рампы, ведущей ко Дворцу, которую барон фон Эшвеге построил на старом пути вокруг монастыря Мануэлине. Этот дверной проем без каких-либо дверей вдохновлен Воротами справедливости Альгамбры в испанской Гранаде с типичными низко- и взаимоперекрывающими нео-мавританскими арками. На внешней стороне большой арки есть три розы, в то время как с внутренней стороны имеется одна среди растительных мотивов.
14.
С внешней стороны краеугольные камни больших и меньших арок содержат изображения открытой руки и ключа соответственно.
15.
Ворота увенчаны зубцами и украшены двумя гаргульями в форме крокодилов.
16.
Старые конюшни
Это часть Нового дворца с окнами/балконами с чаджами, где в верхнем углу сияет луковичный купол минарета, отделанный желтой плиткой, построена в стиле архитектуры великих моголов, такой как Красный Форт в Агре.
17.
На нижнем этаже, где теперь находится сувенирный магазин, изначально размещались «крытая парковка» для карет и конюшня. На верхнем этаже находится «Комната арки», которая ранее с помощью деревянных перегородок была разделена на комнаты для слуг. Сейчас там работает ресторан.
18*.
Внутренние дворцовые ворота
Монументальная дверь представляет собой смесь триумфальной арки и укрепленных ворот, обозначающих вход в туннель, ведущий к жилым помещениям королевских особ и залам для приемов. Архитектурная композиция ворот содержит отсылки на символичные здания Лиссабона эпохи великих географических открытий и периода мануэлино.
19*.
В оформлении арки использованы изображения змей и средневекового шлема. На боковых зубцах верхних башенок изображены шкуры животных, внутри которых висят кресты Христа, в то время как на центральном зубце мы видим два наложенных меча с намеком на рыцарский характер Дворца Пены. За монументальной дверью находился подъемный мост, который стал обязательной чертой оборонительных систем средневековых замков, из которых барон фон Эшвеге вдохновлялся проектом замка Пены.
20.
Железные ворота
Перейдя по подъемному мосту, мы подходим к оборонительному проходу в стиле средневековых замков, закрываемому железной дверью. В одном из листьев двери, оббитой железными гвоздями, открывается маленькая дверь, ключ от которой выставлен во Дворце Пены. Железная дверь расположена в центральной многоугольной башне, окруженной двумя, по-видимому, схожими цилиндрическими башнями. Однако, в то время как левая башня имеет витую лестницу внутри, правая башня является ложной и служит только в качестве опоры. Все башни увенчаны простыми белыми зубцами. В верхней части центральной башни имеется механизм подъема и опускания моста с той же тяжелой цепью, которая используется и в настоящее время. Центральная башня также украшена гербом короля Фернанду II и королевской короной.
21.
Туннель
Туннель, ведущий к верхним террасам Дворца Пены, имитирует оборонительные туннели средневековых замков. Обычно туннель являлся единственным средством доступа к внутреннему пространству, и, следовательно, захватчики должны были пройти через туннель, где они были бы легко захвачены и уничтожены. Тоннель Дворца Пены, напротив, представляет собой просто сценографическую особенность, поскольку четыре большие арки справа открывают романтический вид на окружающий ландшафт и дезавуируют любую военную логику, стоящую за этой особенностью. Своды туннеля, поддерживающиеся монументальными контрфорсами, служат для поддержки террасы Тритона и тем самым позволяют расширить место во внешних помещениях вокруг дворца на его восточной стороне.
22.
23.
24.
Терраса Тритона
С террасы Тритона открывается прекрасный вид на восточный пейзаж, а его западная часть граничит с Новым дворцом. На севере расположен старый монастырь, доступ в который осуществляется через две галереи арок, построенных в XIX в. Сейчас в помещениях старого монастыря находится Старый дворец.
25*.
29.
30.
Минарет изнутри. Заодно «полюбуемся» на страшный сон любого, что хочет сделать фотографии интересного и популярного объекта — туристическую группу из Китая. Пока вся эта небольшая группа китайцев в 2-3 миллиона (фраза из старого анекдота) не перефотографируется на фоне объекта, да еще и каждый в нескольких позах, нормального кадра не сделать.
31.
Ворота Тритона
Арка Тритона — одна из самых загадочных архитектурных особенностей Дворца Пены. В XIX в. она называлась «Аллегорические ворота к созданию мира».
32*.
Наиболее ярким аспектом арки является Тритон — мифологический монстр, получеловек и полуживотное. Тритона изображали с человеческой фигурой, у которого вместо ног были хвосты дельфинов.
33*.
Все арки разделены между водным миром снизу и земным миром сверху.
34.
На нижнем уровне навесная неоготическая арка с ее небольшими колоннами, обрамленная кораллами с тремя раковинами, с тритоном, сидящим на одном. Это область воды. На верхнем уровне расположены растения, которые передают земной мир: из головы Тритона выходит дерево, обрамленное лозами, которые монстр, кажется, держит вверх.
35.
Переход осуществляется водным сорняком, причем эти водные растения растут на границе двух миров с видимым за ними Тритоном. По всей вероятности, король Фердинанд приступил к дизайну этой арки так же, как и к почти всем другим декоративным искусствам во Дворце Пены: он попытался восстановить черты португальской культуры.
36.
Известны два возможных литературных источника, на основании которых мог быть создан Тритон. Один из них — работа Дамиано ди Гойша 1554 года, в которой упоминается, как Тритон был замечен поющим, сидящим на раковине на пляже недалеко от Колареса. Луиш де Камоэнс также ссылается на Тритона в стихе 39 Песни IV Лузиад, описание которого, несомненно, напоминает монстра Пены (перевод Ольги Овчаренко):
И вот средь волн могучих, горделивых,
Нам чудище громадное явилось.
Казалось, в бороды его извивах
Ветров ватага мощная скопилась.
Над гладью вод нечесаная грива,
Как стая змей огромных, шевелилась.
Из уст прикрытых зубы выпирали
И желтизной зловещей отдавали.
37*.
Туннель Тритона
Туннель Тритона представляет собой проход, соединяющий террасу Тритона с Двором арок. Туннель создан в буйном нео-мавританском оформлении со сводчатым сводом, завершенным сталактитами. Здесь также чувствуется заимствование в качестве источника вдохновения из Альгамбры, которое дополняется надписью на арабском языке, относящейся к двум строителям дворца: королю Мануэлю I и королю Фердинанду II.
38.
Отсюда можно войти во дворец через главную дверь Нового Дворца — Дверь Калабаш, украшенную тыквами-калабашами (символами паломника).
39.
Дверь находится в одной из двух ниш, которые визуально расширяют прямоугольную область Туннеля Тритона.
40.
Стены отделаны рельефной плиткой, авторство которой приписываемой Венчеславу Цифке, созданной в подражание плитке из дворца Синтры.
41.
Во двор арок ведет еще один туннель, начинающийся большой аркой, выполненной в мавританском стиле.
42*.
Двор арок
Иногда встречается другое название — Двор лучников (скорее всего, это связано со схожим написанием и произношением двух английских слов: Arches — арки и Archer — лучник). Но правильнее все-таки термин «Двор арок», которых здесь великое множество от самых больших до весьма маленьких.
43.
44.
45.
Двор арок расположен перед фасадом дворцовой капеллы.
46*.
47.
Стена двора украшена мавританской аркой, завершающей с севера туннель Тритона.
48.
Эскизы розетки и окна над ней нарисовал лично король Фернанду II, вдохновленный окном здания монастыря Ордена Христа в Томаре.
49*.
Тропа стражников
Из Двора арок начинается так называемая тропа стражников, опоясывающая весь дворец. В средневековых замках вдоль внешних стен проходила тропа, позволяющая солдатам быстро передвигаться по всему замку и следить за возможными супостатами. Вероятно, что именно этот момент и дал право на жизнь второму варианту названия двора.
50.
Тропа вдоль внешней стены образует одну из конструкций, построенных королем Фернанду II, которые вместе с Внутренними дворцовыми и железными воротами, туннелем Тритона, зубчатыми стенами и сторожевыми башнями превратили бывший мануэлинский монастырь в фантастический замок.
51.
52.
Часовая башня дворца в полный рост во всей красе.
53.
Во время прогулки вдоль стены дворца Пены можно получить полное наслаждение окружающими ландшафтами на западе и севере. Отсюда открываются потрясающие виды на Мавританский замок и далее вплоть до Атлантического океана.
54.
На севере в хорошую погоду можно даже разглядеть дворец Мафры (если честно, то я это лично не проверял, остается верить официальному сайту).
55.
Прекрасный видеосюжет о дворце и парке Пена, снятый с квадрокоптера. С учетом HD-качества лучше смотреть на большом экране. Заодно порадуемся, что в мое посещение во дворце уже отсутствовали строительные леса и дворец внешне практически полностью отреставрирован, даже стрелки на часах башни уже были поставлены на место.