Синтра. Дворец и парк Монсеррат

Дворец Монсеррат — эклектичный дворцово-парковый ансамбль в Синтре, находящийся в четырех километрах от исторического центра города, в романтическом парке площадью 33 гектара, в котором представлены растения более 3000 видов со всех пяти континентов. Лужайка перед дворцом дает возможность насладиться заслуженным отдыхом, открывая для себя один из самых богатых ботанических садов и один из самых красивых романтических пейзажей, когда-либо созданных в Португалии.
1.
DSC_4584


История дворца и парка насчитывает почти пять веков, имение несколько раз меняло хозяев, периоды расцвета сменялись упадком, когда строения превращались в живописные руины, на месте которых возводились новые здания. Нынешний дворец связан с именем Фрэнсиса Кука, виконта Монсеррата — британского торговца и коллекционера предметов искусства, который в 1858 году купил пришедшее в запустение имение, построил новый дворец и изменил планировку парка. Дворец был местом летнего отдыха семейства Куков, а в 1949 году был приобретен государством.
2. Сэр Фрэнсис Кук
Francis_Cook1

Согласно легенде, на этом месте была часовня Девы Марии, построенная королем Афонсу I после завоевания Синтры около 1093 года. На ее руинах в 1540 году на вершине холма была построена еще одна часовня, посвященная Богоматери Монсеррат. Затем имение принадлежало королевскому госпиталю Всех святых. После лиссабонского землетрясения 1755 года здание стала непригодным для использования.
3. На акварели справа на вершине виден монастырь, на основе которого был построен Дворец Пена. На левой вершине еле заметен замок мавров.
Monserrate_em_1828

Поместье Монсеррат в 1789 г. было арендовано Жераром де Висме, богатым английским купцом, который построил там дом в неоготическом стиле. Уильям Бекфорд сдал Монсеррат в субаренду в 1793-1794 годах, но уже в 1809 году, когда лорд Байрон посетил поместье, дом был уже в руинах. Возвышенный облик усадьбы был источником вдохновения для поэта, воспевавшего красоту Монсеррата в своей поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда», после чего дом приобрел огромную популярность среди иностранных путешественников. Это было особенно верно для английских посетителей, которые сделали яркие описания Монсеррата в своих бесчисленных отчетах о поездках и проиллюстрировали его во многих гравюрах.
4.
Monserrate

Одним из самых известных посетителей усадьбы был Фрэнсис Кук, еще один чрезвычайно богатый английский промышленник, которого король Луиш I удостоил титула виконта Монсеррат и передал ему имущество в 1856 году. Фактическое приобретение недвижимости произошло в 1863 году, когда архитектор Джеймс Ноулз начал работу по перестройке того, что осталось от дома, построенного Жераром де Висме. Благодаря ярко выраженному средневековому и восточному стилю, оформление Дворца Монсеррат, наряду с дворцом Пена, является одним из самых важных образцов романтической архитектуры в Португалии.
5.
Francis_Cook2

Для более полного осмотра парка Монсеррат лучше воспользоваться красочной схемой. Аналогичная схема выдается в кассе при приобретении билетов.
6*.
park_of_monserrate

Напротив входа в сады Монсеррат расположена бесплатная парковка [38.79182N 9.4192636W].
7.
DSC_4575

Парк Монсеррат
На колоннах парковых ворот несут свою службу парочка химер, намекающих на фантастическое содержание садов за воротами. Левая химера выглядит гораздо новее правой.
8.
DSC_4771

9.
DSC_4772

Искусственный водопад
10.
DSC_4572

11. Дом из валунов
DSC_4597

12.
DSC_4770

Индийская арка
Декоративная арка была приобретена в Индии сэром Фрэнсисом Куком при помощи генерал-губернатора Индии Чарльза Каннинга после восстания сипаев в Индии в 1857 году. Арка сохранилась в неполном виде по причине сильной деградации ее верхней части.
13.
p0373

Ложные руины часовни, которые заменили разрушившуюся от землетрясения Часовню Богоматери Монсеррат.
14.
Capella

На протяжении многих лет в парке Монсеррат прижились всевозможные растения со всего мира. Организованные в соответствии с географическими районами (возможно, в первую очередь Мексики), сады отражают разнообразное происхождение растений, составляя различные живописные эффекты вдоль путей, которые ведут вас через руины и скрытые уголки и трещины, мимо озер и водопадов.
15.
PPM6

16.
PPM7

17.
PPM10

Именно поэтому, благодаря вмешательству художника Уильяма Стокдейла и мастера-садовника Фрэнсиса Берта, но прежде всего романтическому духу Фрэнсиса Кука, парк Монсеррат стал тем, чем он является сегодня.
18.
DSC_4580

19.
DSC_4585

20.
DSC_4586

21.
DSC_4599

22.
DSC_4600

23.
p0371

24.
p0372

В различных садах, прогуливаясь по извилистым тропинкам и общаясь со спонтанно растущими видами из региона (такими как клубничные деревья, кустарники падуба и внушительные пробковые деревья), вы найдете удивительно контрастные пейзажи, с внезапным появлением вековых араукарий и пальм, а также папоротников, деревьев из Австралии и Новой Зеландии, а также агавы и юкки, воссоздающих уголок Мексики. Прогулка по ботаническим прелестям пяти континентов также покажет камелии, азалии, рододендроны и бамбук, вызывая воспоминания о японском саду.
25.
DSC_4764

26.
p0370

27. На дереве растет что-то, поразительно похожее на самые натуральные веники (или метлы, что непринципиально). Так что нам оно запомнилось под придуманным названием «вениковое дерево».
p0392

28.
p0394

29.
DSC_4582

30.
DSC_4595

Парк и дворец Монсеррата были включены в культурный ландшафт Синтры, который в 1995 г. был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2000 году управление имуществом было передано Управлению Парков Синтры, которое проводит программу глубокого восстановления и реставрации. Это позволило вновь открыть Дворец для публики, вернув историческим садам парка былую славу. В 2013 году Парк Монсеррат был отмечен Европейской садовой премией в категории «Лучшее развитие исторического парка или сада».

Дворец Монсеррат
В качестве небольшого уточнения: во время моего посещения существенная часть дворца была в процессе реставрации. Строительными лесами были закрыты оба боковых фасада здания. Для полноты излагаемого материала я вынужден использовать некоторое количество фотографий из Википедии и с официального сайта парка.
31.
DSC_4642

32.
DSC_4643

Дворец Монсеррат включает Центральный корпус и два симметричных боковых крыла, соединенных через ряд залов и центральную галерею, из которой открываются различные комнаты здания.
33*.
palace_of_monserrate

Снаружи, перед входом на террасу с видом на лужайку перед дворцом, посетителя встречает фонтан Тритона.
34.
DSC_4603

35.
DSC_4604

36.
p0395

Южный холл
Восьмиугольный холл с готическими арками и колоннами из розового мрамора. Это один из входов во дворец, связанный непосредственно с нижним этажом, где расположена кухня. За колоннадой скрывается уровень зоны обслуживания (гардероб и буфет столовой). Зал также ведет на два верхних этажа, где находились апартаменты сэра Фрэнсиса Кука. Оригинальный лепной потолок, украшенный растительными мотивами, к сожалению, разрушился при падении, но сохранившиеся и собранные воедино кусочки позволили создать слепки и воспроизвести его убранство. Декоративный гипсовый потолок имитирует область, покрытую дубовыми листьями, и первоначально был окрашен в различные цвета. Когда-то здесь занимали видное место две небольшие бронзовые пушки. Ранее в холле стояли антикварные стулья из орехового дерева; их сиденья и спинки были покрыты резной кожей.
37.
octagonal

38.
octagonal1

Центральный холл
На западной террасе дворца находится входная дверь, ведущая в центральный зал (отправная точка для посещения внутренних помещений). Его крыльцо выделяется из-за ажурных и декоративных мотивов арок, а также прекрасного вида на газон и исторические сады. С террасы открывается вид на лужайку перед входом. Первая лужайка, устроенная в Португалии, отличалась своими размерами и необычной выгнутой поверхностью, которая требовала сложной системы орошения.
39*.
p0391

В центре дворца расположен восьмиугольный зал. Его наиболее выдающиеся черты — алебастровый фонтан, статуя и купол, которые создают мощный сценографический эффект. В вестибюле установлена специальная система освещения, подчеркивающая архитектурные и декоративные особенности помещения, а именно индийские гипсовые панели, расположенные рядом с западным входом (используются как экраны) и на балконе (балюстрада первого этажа центральной башни).
40.
p0379

41.
p0389

42*.
p0380

Лестница
В зале лестницы в центральной башне основное внимание уделяется четырем алебастровым панелям, происходящим из Индии, и великолепной каменной конструкции самой лестницы, украшенной рисунком в виде листьев плюща. Все это придает пространству монументальный вид, в котором растительные мотивы из гипса полностью покрывают все стены и потолок.
43.
p0388

Раньше парадная лестница украшалась большими гобеленами и обрамлялась ренессансной глубокой резьбой. Здесь также был выставлен медальон из майолики, приписываемый Луке делла Роббиа. Рядом со спиральным началом перил находилась большая статуя сидящей женской фигуры из каррарского мрамора. Напротив нее была старая мраморная статуя, изображающая Нептуна и потерпевших кораблекрушение людей. На консоли был установлен бронзовый бюст сэра Фрэнсиса Кука. Бюст на колонне является одним из немногих сохранившихся произведений из оригинальной коллекции скульптуры дворца, а китайская ваза мартабан является одним из декоративных предметов, которые принадлежали его коллекции Восточной керамики.
44.
stair

Центральная галерея
Галерея представляет собой коридор, соединяющий различные комнаты и башни дворца, полностью покрытый мавританским рисунком рельефной лепнины. Длинный ряд арок подчеркивает ритм колонн и усиливает эффект перспективы и естественного освещения.
45.
p0374

Пространство центральной галереи прерывается в центре восьмиугольным залом с его уникальным классическим фонтаном, посвященном Афродите из Китиры — еще одном антикварном приобретении Фрэнсиса Кука. В нишах галереи были установлены бюсты и скульптурами, которые были как оригиналами, так и гипсовыми копиями наиболее знаменитых статуй античности, эпохи Возрождения и неоклассики.
46.
p0375

На старых фотографиях были идентифицированы шесть из двенадцати возможных реплик известных статуй в галерее дворца Монсеррат. Из этой группы статуй было сделано две репродукции для этой выставки:
Диана из Габии приписываемая Праксителию, IV век до н.э., оригинал находится в Музее Лувра в Париже;
и Венера Медицейская, римская копия I века с греческого оригинала, принадлежащего галерее Уффици во Флоренции.
47.
p0381

Музыкальная комната
Музыкальная комната была предусмотрена как часть иконографической и декоративной схемы, посвященной апофеозу искусств. Этот величественный круглый зал, построенный до неоготического дворца Жерара де Висме, занимает Северную башню здания. Из окон открывается потрясающий вид на холмы и море. Его главной достопримечательностью являются гармоничные пропорции купола, украшенного позолоченными цветочными мотивами. Выражая это намерение, в зале были установлены шестнадцать бюстов Аполлона и Муз, вписанных в тондо и распределенных по кругу вдоль фриза.
48*.
p0385

Оформление зала было завершено отдельно стоящими скульптурами, расположенными в нишах, в том числе Венеры и Мелеагра итальянского барочного скульптора Исидоро Франчи.
49*.
p0386

Исключительные акустические свойства этого пространства проявляются в различных сольных концертах, проводимых здесь. Рояль Steinway & Sons был предоставлен дворцу Эммой Гилберт, основательницей Ассоциации друзей Монсеррата. Рояль и табуретка были центральной особенностью комнаты, освещенной большой люстрой из венецианского хрусталя. Ранее музыкальный зал был украшен богатой деревянной мебелью из палисандра индийского происхождения. Деревянный пол был покрыт различными восточными коврами, в первую очередь старинным персидским ковром длиной более четырех метров.
50*.
p0387

Бильярдная комната
Во дворце был зал, посвященный исключительно английской игре в бильярд. Это помещение имеет такую же декоративную композицию, как и Индийская гостиная, в которой рельефная лепнина перемежается с оригинальными позолоченными элементами на стенах и потолке. На полу видны следы, оставленные бильярдным столом, давшим комнате название. Два больших зеркала не только расширяют пространство, но и дают комнате другое название — Зал зеркал. Ранее бильярдный зал включал в себя стол, сделанный лондонским мастером Магнусом, и черное венецианское кресло, украшенное черепаховым панцирем, слоновой костью, перламутром и бронзой. Среди других замечательных особенностей можно упомянуть восточные фарфоровые блюда и небольшие картины.
51.
p0382

Как и другие помещения во дворце, в этой комнате также были представлены произведения искусства западного и восточного искусства. Классические произведения европейского искусства, в том числе и так называемый Фавн из Лувра и Лошади Марли из сада этого бывшего французского королевского дворца, были воспроизведены в прекрасных бронзовых статуэтках.
52.
DSC_4653

53.
DSC_4658

Подобным образом сохранился до наших дней младенец Геркулес, удушающий змея, экземпляр знаменитой римской мраморной скульптуры из галереи Уффици. Расположенный в непринужденном и, по существу, декоративном пространстве, подходящем для гостиных того времени, изысканный «Натюрморт с цветами и уткой» кисти Питера Кастельса III продемонстрировала детальную и декоративную функцию фламандской живописи XVII века (Антверпен, 1708). Кстати, работа этого художника имеется и в коллекции Эрмитажа.
54.
DSC_4652

Библиотека
Библиотека была прекрасным примером утонченного вкуса сэра Фрэнсиса Кука и английских стилистических тенденций Викторианского периода, в котором античные предметы классического периода сочетались с самыми сложными современными образцами мебели и декора, вдохновленными формами и моделями из прошлого. Мебель и аксессуары библиотеки, состоящие из книжных шкафов, большого письменного стола и соответствующих стульев, обоев, были заказаны в престижной мастерской Джона Грегори Крейса.
55.
p0378

Центральным предметом мебели в библиотеке был большой деревянный стол из корня грецкого ореха.
56.
DSC_4619

Над камином был стенд с доспехами (щит, винтовки, мечи, кинжалы, алебарды и стремена), а с потолка свисала люстра из восемнадцати ламп, освещавшая этот зал, наполненный предметами художественной ценности. Люстра голландского типа XVIII века, которая в настоящее время находится в комнате, похожа на люстру, изображенную на старых фотографиях.
57.
p0376

58.
p0377

Пожалуй, самой заметной особенностью является приобретенная Фрэнсисом Куком тонко вырезанная дверь XVIII в. из испанского ореха, изображающая Артемиду и Ориона. Когда-то дверь являлась частью итальянского дворца. Библиотека, по сути, — единственное место на первом этаже, где установлена дверь.
59.
DSC_4625

Индийская гостиная
Эта комната имеет лепнину, идентичную той, что находится в бильярдной. Особенно примечательными особенностями здесь являются центральная розетка потолка, два горшка португальского производства из коллекции керамики сэра Фрэнсиса Кука и, за пределами комнаты, большое дерево метросидерос с очень красивыми цветками, которое выросло в верхней части газона. В этой комнате была мебель в разных стилях и совершенно различного происхождения. Наиболее выделялись два деревянных дивана из Индии и две витрины. На стенах висели кашемировые ткани из Индии, текстиль с шелком и большое зеркало с венецианской хрустальной рамкой. В этой комнате также демонстрировалось множество высококачественных изделий из перегородчатой эмали и китайского фарфора. В лучшем викторианском стиле эти экспонаты были размещены так, чтобы создать яркую, чувственную и очаровательную обстановку, характеризуемую термином Horror vacui, что в переводе означает Боязнь пустоты.
60.
p0383

61*.
p0384

Столовая
Стены комнаты теперь представляют собой вариант оригинальной декоративной композиции. Использование цветной рельефной работы и трафаретов придавало ей блеск, который потерялся под различными слоями краски, нанесенными со временем одним цветом. Современная декоративная роспись основана на том же мотиве, что и в коридоре, но в более стилизованном варианте. Ранее стены столовой были украшены большими картинами на религиозные темы, выполненными мастерами итальянской, испанской и португальской школ в период с XVI по XVIII век. Полы были покрыты богато украшенными восточными коврами, а на комоде и большом столе в центре комнаты было множество фарфоровых и серебряных изделий.
62.
DSC_4608

Кухня
Находясь в подвале дворца, кухня, тем не менее, снабжена окнами и напрямую связана с внешним видом. Колоннада скрывает зоны обслуживания, такие как буфетная — пространство, примыкающее к кухне, и использовавшееся в качестве зоны поддержки для столовой. Первоначально кухня была доступна с лестницы в середине дворца, но с тех пор она была перестроена, и печь была помещена в ее современное положение. Особенность печи в том, что на ней нет дымохода сверху. Дым направляется внутри самой печи, а затем выталкивается через трубопровод под полом, который соединен с одним из дымоходов дворца. Ряд отделений (винные погреба, кладовые, встроенные шкафы и холодильная камера) поддерживали работу, выполняемую на кухне. Выставленный комплект медных сковородок и мер был куплен в Англии с целью восстановления экспозиции оригинальной комнаты.
63.
cuisine

Капелла
После приобретения статуи святого Антония, создание которой Уильям Бекфорд поручил Джону Чарльзу Феликсу Росси, сэр Франсис Кук решил, что одна из комнат дворца должна быть перестроена для демонстрации скульптуры. Он стремился воспроизвести тот же сценический состав, который Бекфорд создал в своей резиденции в Фонтхилле, а затем в Башне Ланспад. У подножия статуи был установлен генуфлекторий из грецкого ореха. Над нишей, где размещался образ, были две картины маслом на деревянных панелях, представляющие четырех ангелов с символами мученичества Христа. Среди различных произведений искусства, которые составляли украшение комнаты, были серебряный крест и алтарь из алебастра XVI века. Последний теперь находится в Национальном музее Древнего искусства в Лиссабоне. Со святым Антонием, окруженным изысканными произведениями сакрального искусства, эта комната стала известна как «Музей духовного искусства».
64.
DSC_4707

65. Статуя св. Анны
DSC_4708

66.
DSC_4709

Верхний этаж
На этом этаже находились самые интимные комнаты дворца: спальни (в центральном корпусе) и частные апартаменты сэра Фрэнсиса Кука (в южной башне). В настоящее время эти помещения используются для временных выставок фотографий ландшафтов, природы и садов (в спальне), а также для проведения конференций и других мероприятий (в частных апартаментах).
67*.
p0390

68. Еще одна химера, абсолютно похожая на химеры у входных ворот в парк Монсеррат. Скорее всего, ее заменили на входных воротах вновь изготовленной.
DSC_4765

Заодно уж можно посмотреть небольшое видео со съемками в парке с квадрокоптера.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.