Монастырь Санта-Мария-да-Витория — доминиканский монастырь в городе Баталья. Внесён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
1.
Монастырь Баталья был построен в результате обета короля Жуана I в ознаменование победы над кастильцами в 1385 г. в битве при Алжубарроте и стал одним из шедевров готического искусства.
2*.
Ему суждено было стать главным объектом строительства португальских королей в следующие два столетия. Здесь проявилась весьма специфичная национальная разновидность готики, возникшая под сильным влиянием стиля мануэлино, что демонстрирует такой шедевр как Королевский клуатр.
3. Монастырь на гравюре начала XIX в. (вид сбоку)
Большая часть монументального комплекса датируется периодом правления Жуана I, когда была построена церковь (строительство завершено в 1416 г.), королевский клуатр, дом главы и погребальная часовня основателя.
4.
Для лучшего ориентирования в монастыре привожу его план. В дальнейшем в квадратных скобках буду указывать номер по этому плану.
5.
Портал [1]
Создание уникального в истории португальского искусства портала началось под руководством английского архитектора Гуге. Завершил строительство португальский архитектор Матеуш Фернандес. Размеры портала внушают: 7,5 м в ширину и 15 м в высоту.
6*.
Слева и справа от входа под филигранными балдахинами находятся Апостолы, по шесть с каждой стороны, стоящими на основаниях, встраиваемых в сложные консоли. Над Апостолами мы видим множество символических фигур из небесного мира, расставленных в форме шести архивольтов.
7.
В двух внешних архивольтах представлены девы, мученики и исповедники. Папы, епископы, дьяконы, монахи и мученики, показывая свои ладони, словно приглашают тех, кто ступит внутрь, быть такими же добродетельными, как они. В средних двух архивольтах показаны цари Иудеи, предки Марии, другими словами, собственная земная линия Христа, а также пророки и патриархи, чье служение слову или свидетельства жизни вдохновило Новый Завет. Два самых сокровенных внутренних ряда архивольта заняты фигурами ангелов. В одном изображены сидящие ангелы с музыкальными инструментами, а в шестом — серафимы с тремя парами крыльев. В то время как первые проповедуют подход к престолу Бога, призывая к мягкой музыке, которая является признаком счастья в Раю, последние, согласно ангельской иерархии, ближе всего к божественности.
8*.
На тимпане буквально и символически доминирует фигура Бога, завершая всю эту великолепную композицию. В центре, сидящем на троне, покрытом балдахином, Бог изображен в облике древней, источающей власти, что демонстрируется сильной поднятой правой рукой и земным шаром на ладони слева. Бог окружен четырьмя сидящими читающими евангелистами в сопровождении своих символических представлений: св. Иоанн с орлом, св. Марк с крылатым львом, св. Лука с крылатым тельцом и св. Матфий с крылатым человеком.
9*.
Грандиозная скульптурная группировка портала завершается сценой Коронации Богородицы.
10.
Церковь [2]
Когда человек входит в церковь Санта-Мария-да-Витория через портал, его не может не впечатлить величие интерьера церкви. Грандиозность ощущается в размерах церкви: более 80 м в длину, 22 м в ширину и 32,5 м в высоту.
11.
Храм представляет собой амбициозный проект короля Жуана I, который создавался для выражения власти короля. Монастырь изначально планировался как королевский пантеон, а не просто как обитель монахов-доминиканцев, особенно потому, что доминиканская община в Португалии не имела ни средств, ни достаточного числа монахов, чтобы оправдать масштабы строительства.
12.
У входа в церковь устроена могила архитектора Матеуша Фернандеса.
13.
Церковь организована в три нефа, с двумя боковыми нефами, которые уже и ниже центрального. Нефы ведут к трансепту, где в центре пересечения находится современный главный алтарь перед собственно алтарем.
14.
Алтарь состоит из пяти многоугольных капелл, благодаря чему центральная часовня выше и глубже часовен по бокам.
15.
Главный алтарь, возвышающийся двумя этажами, с высокими стрельчатыми окнами, заполненными витражными панелями, старейшие из которых датируются началом XVI века, представляет собой инновацию в португальской готической архитектуре. Вместе с большой высотой главного алтаря, равной высоте центрального нефа, это решение служит для проектирования последнего, а апсида служит светящейся и прозрачной отделкой.
16.
В сводчатых потолках в центральных и боковых нефах видны оживальные ребра и скульптурные цепи и имеют большие декоративные краеугольные камни с ботаническими темами с очень естественным аспектом, что позволяет полагать, что за завершение потолка отвечал мастер-строитель Гуге.
17.
18.
Оформление главного и боковых алтарей.
19.
20.
21.
22.
Мавзолей Диого Лопеза де Соуза, второго графа Миранды, в правом боковом алтаре.
23.
24.
Отдельные элементы оформления нефа.
25.
26.
27. Боковой портал из трансепта.
Боковая дверь в часовню Основателя с четырьмя архивольтами была спроектирована Афонсо Домингушем, который использовал несколько архаичные для того времени элементы в оформлении архивольта и остроконечного фронтона. Новым в двери стало ее расположение по отношению к определенному фронтоном полю выразительных скульптурных гербов основателей монастыря.
28.
Витражи для монастыря Санта-Мария-да-Витория, насколько можно судить, были созданы для первого португальского здания с таким художественным решением. Начало их создания приходится на конец 1430-х — начало 1440-х гг. Витражи были богато украшены растительными мотивами и геометрическими фигурами, не говоря уже о большом количестве геральдических панелей. Из описания, которое дал Фрайар Луиш де Соуза примерно в 1623 г., следует, что все витражи церкви и Часовни Основателя в то время были неповрежденными. В 1996-2005 гг. была проведена большая реставрация всех витражей, при этом рамы окон пришлось заменить по причине их плохого состояния. Тем не менее, это самые старые витражи как в монастыре Баталья, так и в всей Португалии. Первый художник по витражам в Баталье, носил имя Луиш Алемао. Его самые старые витражи напоминают работы во Франконии и в Нюрнберге на юге Германии, впрочем, и фамилия автора, вероятно, происходит от «Алеман» — немецкий.
29.
30.
31.
Часовня Основателя [3]
Проект часовни приписывается английскому архитектору мастеру Гуге, который завершил работы в 1433-1434 гг. Это помещение, полное исторического и художественного значения. По завершении строительства впервые в Португалии было создано место, предназначенное исключительно для королевского пантеона.
32.
Из основного четырехугольного плана он изменяется в центре в восьмиугольник, покрытый сложным звездчатым сводчатым потолком, который функционирует как по-настоящему великолепный навес для короля Жуана I и королевы Филиппы Ланскастерской, которые лежат в грандиозной гробнице.
33.
Оригинальный восьмигранный купол был разрушен во время землетрясения 1755 г. Современный потолок по форме напоминает восьмиконечный фонарь со звездообразными оживальными ребрами.
34.
Самая драматичная особенность находится в центре часовни: огромный средневековый саркофаг короля Жуана I и его жены, королевы Филиппы Ланкастерской.
35.
36.
37.
На крышке самого большого готического саркофага XV в. в Португалии изображена королевская пара в покое, держащаяся за руки.
38.
39.
40.
Головы королевской четы покрыты балдахинами, украшенные собственными гербами.
41.
На планке крышки саркофага, украшенной ветвями и листьями, выбиты королевские девизы «Y me plet» и «Por bem».
42.
Длинная надпись на латыни на боковой стенке суммирует достоинства и достижения усопших.
43.
Шесть последующих королей ависской династии продолжили строительство обители и нашли здесь последний покой. На южной стене часовни находятся гробницы со второй четверти XV века сыновей королевской четы, «знаменитого поколения», как их называл Луиш де Камоэнс.
44.
Захоронение принца Фернанду, мастера Ависского ордена.
45.
Захоронения принца Жуана и его жены Изабеллы де Барселуш (слева) и принца Генриха Навигатора, мастера Ордена Христа (справа).
46*.
47.
48.
Захоронение принца Педру и его жены, Изабеллы Урхельской.
49.
В начале XX в. по заказу короля Карлуша I на западной стороне часовни были установлены еще три погребальных арки.
Захоронение короля Афонсу V и его жены, королевы Изабеллы Коимбрской.
50.
Захоронение короля Жуана II.
51.
Захоронение принца Афонсу Португальского, погибшего в возрасте 16 лет во время конных упражнений.
52.
Гербы на могилах. Корона над гербом имеется только у королевских особ, но не принцев.
53*.
Особо стоит обратить внимание на прекрасные витражи, украшенные множеством гербов.
54.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.