Главный предмет туристического интереса — это, конечно же, сам Большой дворец Долмабахче, состоящий из трёх частей: Государственных апартаментов, Церемониального зала и Гарема. В первых залах султан осуществлял функции главы государства, комнаты гарема предназначались для личной жизни правителя, а Церемониальный зал служил подобием связующего звена между двумя сторонами одной личности. Всего же во дворце насчитывается 285 комнат и 44 зала приёмов, что красноречиво свидетельствует о размахе Оттоманской империи и замыслов султана Абдул-Меджида.
1.
Фотографировать внутри дворца запрещено. За соблюдением запрета следят как охранники (которые иногда сидят, уткнувшись в свои смартфоны), так и многочисленные экскурсоводы (что несколько неожиданно). Хотя… Один из охранников узнав, что мы из России, произнес с непередаваемым акцентом: «Можно… пачючють!». В общем, я, нарушитель эдакий, несмотря на строгий запрет, по мере возможности попытался сделать несколько фотографий. Вот только точки съемок далеко не всегда были оптимальны, да и качество в первую очередь из-за спешки (пока не увидели и не заругались) временами хромает. Но, учитывая, что в интернете хороших фотографий интерьеров очень мало, можно показать и свои творения. Просьба отнестись к этому с пониманием и сделать поправку на сложные условия работы.
Селамлик
Словом «селамлик» (приветствие) обозначают покои мужа, а точнее, место в турецком доме, служащее для приема гостей. В мужской половине, называемой также Мабейн-и Хюмаюн, султан занимался государственными делами. Отсюда и еще одно название — Государственные апартаменты.
2.
В Стамбуле трудно найти другое сооружение, которое потрясало бы воображение своими размерами, богатством и великолепием отделки. Нигде больше нельзя увидеть роскошные шерстяные и шелковые ковры гигантских размеров, сотни серебряных подсвечников и хрустальных люстр внушительных размеров. Скупые цифры отлично характеризуют затраты на отделку — только золота было потрачено около четырнадцати тонн, а серебра более сорока тонн.
3.
По Хрустальной лестнице в форме двойной подковы, сделанной из хрусталя марки «баккара» и латуни, с перилами из красного дерева, мы попадаем на второй этаж.
4.
Комнаты дворца, обращенные к морю, использовались главными османскими чиновниками: великим визирем и другими государственными министрами.
5.
Комнаты, выходящие окнами на сушу, использовались менее значимыми администраторами дворца и государства.
6.
Из зала Медхал проходим в зал Сюфера (Посольский зал), где иностранные послы ожидали аудиенции с султаном.
7.
Трудно сказать, что производит большее впечатление в Посольском зале: иранский ковер из Тебриза площадью 88 квадратных метров, постеленный в центре зала; пара медвежьих шкур (одна — подарок российского царя Николая II, а другая — заказанная, чтобы сохранить симметрию); серебряные часы из Египта, показывающие время, дату, давление воздуха и температуру; или двухтонная хрустальная люстра.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Находящийся рядом салон Кырмызы (Красный зал) использовался для важных переговоров.
14.
15.
16. Музыкальная комната
Еще несколько залов и комнат Селамлика
17.
18.
Потолок в одном из помещений. Точка фотографирования находилась в самом углу комнаты. Потребовалась длительная постобработка, чтобы сделать потолок более-менее ровным. Но все равно вид получился неестественный. Не уверен, что надо было постить фото, но пусть пока полежит здесь.
19.
Помимо рабочих кабинетов, в Мабейн-и Хюмаюн располагается роскошная турецкая баня с серебряными кранами, которая выложена мрамором, привезенным из Египта.
20.
21.
Церемониальный зал
В зале Муайеде Салону султан принимал глав государств, проводил официальные церемонии и торжественные мероприятия. В этом зале площадью около 2000 квадратных метров могло одновременно находиться до 2500 человек. Купол зала высотой 36 метров поддерживается 56 колоннами, а под потолком висит самая большая и тяжелая люстра в мире из богемского стекла весом около 5 тонн — подарок Королевы Виктории. Во время религиозных праздников в зал вносили трон, и султан на нем принимал аристократию и дипломатов. В галереях зала располагались дипломатические сотрудники и дворцовый оркестр.
22.
23.
24*. При клике откроется другой вариант обработки снимка.
25*. При клике откроется другой вариант обработки снимка.
Гарем (Гаремлик)
Дворец Долмабахче уникален еще и потому, что впервые в истории Османской империи помещения гарема оказались в одном здании с мужской половиной дворца. При этом по площади он занимает две трети всего дворца Долмабахче. Проход от Селамлика и Церемониального зала в Гарем осуществляется через коридоры с железными воротами и большими деревянными дверями, что соответствует традициям того времени.
26.
27. Входной зал
В Розовом зале, входящем в апартаменты Валиде-Султан, собирались жители гарема.
28.
29.
Голубой зал, где «тусовались» жены султана.
30*.
31.
32.
33.
Желтый зал
34.
35.
36.
37.
38.
Еще один зал для султанских жен
39.
40.
Последний зал апартаментов матери султана
41.
Основатель и первый президент Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк использовал дворец в качестве летней резиденции и места проведения особо важных мероприятий. Именно во дворце Долмабахче Ататюрк провел последние дни своей жизни и скончался в своей комнате 10 ноября 1938 года.
42.
Кабинет Ататюрка
43.
В гареме располагалось множество спален для султанов Абдул-Меджида, Абдул-Азиза и Решада, их жен, детей и наложниц.
44.
45.
46.
47.
48.
Другие помещения в гареме
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
В гареме был, естественно, собственный хаммам.
57.
58.
Хотелось бы отметить, что на территории Долмабахче также имеется Музей живописи. Его стоит посетить как минимум из-за выставленных там картин самого известного мариниста Ивана Айвазовского. Этому художнику посвящен самый большой центральный зал музея, и не только. Одна из картин Айвазовского в 1874 году была подарена султану Абдул-Азизу. Картина настолько понравилась монарху, что он сразу заказал художнику 10 полотен с видами Константинополя и Босфора. Во время работы над этим заказом Айвазовский постоянно бывал во дворце султана, подружился с ним и в результате написал не 10, а около 30 различных полотен. Что вполне очевидно, основной тематикой картин Айвазовского того периода был турецкий флот, что нисколько не умаляет таланта художника.
59. Сумерки в бухте Золотой Рог