Эндерун Авлусу (Третий двор дворца Топкапы)
Эндерун (третий и четвертый дворы дворца Топкапы) — личные апартаменты султана, куда вход был строго ограничен. Также Эндерун — это дворцовый центр подготовки управленческих кадров, существовавший в Османской империи с середины XV по начало XIX века и располагавшийся в третьем дворе дворца Топкапы.
1.
Ворота блаженства (Ворота счастья)
В тени «Ворот блаженства», которые вели в третий двор, султан иногда разбирал государственные дела и принимал некоторых посетителей. Здесь объявляли о вступлении на трон нового султана, принимали подношения по случаю религиозных праздников, объявляли о даровании званий, из них выбрасывали великих визирей на растерзание разъяренным янычарам, и, наконец, именно сюда выносили тела султанов, убитых в результате дворцовых переворотов. Ворота Блаженства считались личными воротами султана, поэтому их порог целовал каждый входящий и обычно помимо протокольных торжеств или похоронных церемоний ими не пользовалась. Единственными иностранцами, которым удалось пройти здесь, были лишь немногие послы, получившие аудиенцию у султана.
2.
3.
Охрана ворот осуществлялась белыми евнухами во главе с капы-ага. Их жилые помещения располагались с обеих сторон от Ворот блаженства так, чтобы охранники могли контролировать оба двора.
4.
5.
Зал аудиенций
Прямо у выхода из Ворот Блаженства расположен Зал аудиенций — одноэтажное здание прямоугольной формы, построенное еще в XV в., но несколько раз перестраиваемое. Сильно выступающие по сторонам скаты его крыши поддерживаются мраморной колоннадой из 22 колонн, идущей по периметру всего здания, и почти соединяются с крышей Ворот Блаженства.
6.
Стены зала облицованы синей, белой и бирюзовой плитками. Помещение украшено драгоценными коврами и подушками. Зал был отремонтирован в 1723 году при султане Ахмеде III, но был разрушен в огне в 1856 году и восстановлен во время правления султана Абдул-Меджида I.
7.
8.
Здание библиотеки султана Ахмеда III
Библиотека была построена в 1719 году султаном Ахмедом III и использовалась в том числе для обучения учеников школы дворца Эндерун, заменив бывший Павильон бассейна. Также называемое как Библиотека Эндерун, здание состоит из центрального пространства с купольной крышей, возвышающейся над сводчатым потолком. Внешний фасад отделан мрамором. Библиотека окружена двумя фонтанами: один на стене здания, а другой — со стороны двора. Эта часть дворца является лучшим примером архитектуры павильона эры Тюльпанов, которая сохранилась без потери характерных черт. Интерьер библиотеки Султана Ахмета III украшен плиткой из Изника XVI века. Плитки были привезены сюда из других императорских дворцов и особняков в Стамбуле. Купола и своды украшены растительными мотивами, изготовленными из декоративной штукатурки малакари — техники, характерной для эры Тюльпанов. Оконные и дверные створки изготовлены с применением слоновой кости, инкрустированны классическими геометрическими узорами. Оконные и дверные рамы покрыты конкатенированной плиткой XVII века; потолки выполнены из камня, инкрустированные геометрическими фигурами наподобие Багдадского и Ереванского павильонов (четвертый двор Топкапы). Между окнами расположены встроенные книжные шкафы с серебряной проволокой.
9.
10.
11.
12.
13.
Мечеть белых евнухов
Мечеть Белых Евнухов также построена вместе с самыми первыми зданиями дворца. Чтобы сориентировать здание в направлении Мекки, его пришлось развернуть по диагонали третьего двора. Сейчас в помещении мечети размещена богатейшая библиотека дворца Топкапы, закрытая для свободного посещения.
14.
15.
Палата личных пажей султана
Украшенная изразцами Палата Султана предназначалась для наиболее приближённых к султану пажей. Начиная с времени правления Селима I они становятся хранителями священных реликвий ислама.
16.
17.
Павильон Священной мантии и святых реликвий
После завоевания Сирии и Египта (1516-1517 гг.) султан Селим I получил от шерифа Мекки титул халифа, а вместе с ним и некоторые священные реликвии ислама, среди которых были Знамя Пророка и Священная мантия, или плащ Пророка. Все эти бесценные для мусульман реликвии, в числе которых также отпечаток следа ноги Пророка, волосы из его бороды и зуб, хранятся в палате, называемой Павильоном Священной мантии и святых реликвий. Из самых интересных экспонатов также можно отметить низкий трон в восточном стиле, подаренный султану Махмуду персидским шахом Надиром. Также заслуживает упоминания трон «Байрам» для религиозных церемоний в виде небольшого золотого дивана и трон султана Ахмета из грецкого ореха. Еще из сокровищ Топкапи можно перечислить золотой сундук в форме слона, самый большой в мире изумруд весом в 3260 грамм, золотую колыбельную для новорожденных принцев, разную мелочь вроде золотого набора для компота, коллекцию часов. В сокровищнице хранится и одна христианская святыня — мумифицированная правая рука Иоанна Крестителя в дорогом окладе. Этой рукой Иоанн крестил Иисуса. В помещении, где в золотом ларце хранится плащ Пророка, несколько мулл попеременно круглосуточно распевают суры Корана.
18.
Фотографировать внутри запрещено, охраны много и она вполне ожидаемо довольно бдительна. В качестве эксперимента спросил разрешения сфотографировать купол главного зала сокровищницы. Охранник кивнул и демонстративно отвернулся на время съемки.
19.
В недрах Википедии нашел парочку более-менее приличных кадров изнутри.
20.
21. Меч Мухаммеда
Солнечные часы
Неподалеку от Павильона Священной мантии в третьем дворе установлены солнечные часы, изготовленные во времена правления султана Мехмеда II и отреставрированные при султане Селиме III в 1794 году оружейником Сейюдом Абдуллой.
22.
Палата Казны
В здании Палаты Казны действует выставка миниатюр и каллиграфических манускриптов из фондов дворца. Всего в Топкапы хранится более 13 тысяч миниатюр и рукописей, а также самое большое собрание рукописей Корана (VII-XIX) в мире. Недаром говорят, что «Коран явился в Хиджазе, рассказан в Каире и написан в Стамбуле». Мимо Палаты Казны можно пройти в следующую часть эндеруна, последний, четвертый двор дворца Топкапы.
23.
Палата Кампаний
В здании Палаты Кампаний, построенном в 1635 году при султане Мураде IV, жили пажи, отвечающие за гардероб султана во время военных походов и по совместительству играющие в военном оркестре. Сейчас здесь демонстрируется коллекция нарядов османских султанов, начиная от расшитого золотом шелкового кафтана Мехмеда Фатиха до джентльменского гардероба Абдул-Гамида II.
24.
Павильон Фатиха
Здание павильона Фатиха, называемое также Сокровищницей Эндерун, построено во времена султана Мехмеда II (около 1460 г.) и было в числе первых в формировавшейся структуре нового дворца. Здесь открыта выставка, одного из самых больших собраний сокровищ в мире. Султаны Османской империи скопили огромное количество уникальных ценностей и высокохудожественных артефактов, многие из которых представлены в экспозиции, размещенной в четырех залах бывшей личной сокровищницы османских султанов. Среди наиболее интересных экспонатов знаменитый драгоценный камень — алмаз Ложечника («Кашикчи Эльмасы»).
25.
Софа-и Хюмайун (Четвертый двор дворца Топкапы)
В четвертый двор одной стеной выходит Павильон Священной мантии и святых реликвий
26.
28.
29.
Ереванский павильон
Одна стена павильона соединяется с большим колонным залом в форме буквы «Г», который опоясывает с двух сторон павильон Священной мантии. Свое название павильон получил в честь взятия в 1635 году Еревана султаном Мурадом IV и изгнания оттуда персов. Крыша павильона свешивается над карнизом, обеспечивая тень внутри, а верхняя часть внешних стен покрыта изразцовыми панелями.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
Мраморная терраса
Широкая мраморная терраса Софа-и Хюмайун (Султанская Софа) создана в первой половине XVII века. По имени террасы с большим декоративным бассейном, центр которого украшает изящный пирамидальный фонтанчик, иногда называют и весь четвёртый двор.
38.
Зал обрезания
Щедро украшенный изразцами Зал Обрезания (1461 г.) предназначался для выполнения обряда сюннет (обрезание) над принцами — потенциальными наследниками трона Османской империи.
39.
40.
Багдадский павильон
Багдадский павильон, как и Ереванский, построили в 1638 году в ознаменование очередной победы Мурада IV — покорения великого Багдада, древнейшего города халифата. В плане это строение крестообразной формы, однако, окружающая его сводчатая галерея с широкими навесами крыши образует еще один выдающийся наружу крест, придавая сооружению вид восьмиугольника. Вместе Ереванский и Багдадский павильоны представляют собой великолепные образцы турецкого архитектурного стиля с влиянием персидских мотивов. Изящество и легкость строений подчеркивается тонкими колоннами с капителями, повторяющими мотивы лотоса.
41.
В оформлении павильона использовались плитка, датируемая XVII веком, перламутр и черепаховые панцири. С середины XVIII века здание использовалось в качестве библиотеки Тайной палаты.
42.
43.
44.
45.
Павильон Ифтарийе (Павильон для разговения)
В середине Софа-и Хюмайун, на четырех тонких колонах покоится выполненный из золоченой бронзы купол, называемый Павильон Ифтарийе. Павильон Ифтарийе (Ифтар — время вечернего разговения в дни священного месяца Рамадан), построенный в 1640 году, — любимое место султана Ибрагима, который предпочитал именно здесь перекусить после захода солнца.
46.
Из павильона открывается прекрасный вид на парк Гюльхане, на залив Золотой Рог, пролив Босфор и городской район, известный под историческим именем Галата.
47*. Залив Золотой Рог
Мост Мучеников 15 Июля (бывший Ататюркский мост, еще ранее — Босфорский мост)
50.
Павильон софы
Павильон софы (Павильон террасы) иногда ошибочно называют киоском Кара Мустафа-паши, поскольку считается, что он был установлен в конце XVII века. В начале XVIII века здание было оформлено в стиле рококо Ахмедом III, а отреставрировано Махмудом I.
51.
52.
Павильон софы состоит из главного зала (Диванхане), Молитвенной комнаты (Намаз Одаси) или комнаты для сладких фруктовых напитков (Шербет Одаси).
53.
54.
Из павильона султаны наблюдали за спортивными событиями в саду и другими развлечениями.
55*.
В саду видна Готская колонна, возможно, самый старый памятник в городе, сохранившийся практически неповрежденным с римского периода. Скорее всего, 15-метровой мраморный монолит, увенчанный коринфской капителью, установлен в ознаменование победы римского императора Клавдия над воинственными племенами готов, все активнее нападавших на пограничные провинции приходящей в упадок великой империи. Об этом косвенно свидетельствует и надпись на колонне «С победой над готами фортуна вернулась к нам».
57.
Хекимбаши Кулеси
Хекимбаши Кулеси — самое старое здание в четвертом дворе, служившее времена Мехмеда II основанием стоящей здесь часовой башни, а позже использовавшееся как жилище и лаборатория главного лекаря султана.
58.
59.
60.
Павильон султана Абдул-Меджида
Павильон султана Абдул-Меджида, расположенный в правой части двора, обращенной к Мраморному морю, резко контрастирует с остальными постройками дворца и кажется перенесенным сюда из Версаля. Это последнее по времени здание, которое было построено при османских султанах (1840 г.). Сейчас здесь работает ресторан, популярный не столько благодаря своей кухне, а сколько местоположению и прекрасным видам. на Мраморное море.
61.
62.
63.
Мечеть софы
Мечеть Софы построена в строгом имперском стиле в эпоху султана Махмуда II (1808-1839). Правее мечети находится небольшой закрытый дворик, где мусульмане могут омыть ноги перед молитвой.
64.
Возле мечети находится небольшой павильон, ранее выполняющий роль гардероба. Сейчас здесь функционирует магазинчик сувениров.
Дополнительно о третьем и четвертом дворах дворца Топкапы можно прочитать здесь, здесь и здесь.