Стамбул. Собор Святой Софии. Часть 3

В этой части речь пойдет о том, что находится на территории Святой Софии.

Баптистерий
Одна из самых важных пристроек на западной стороне Айя-Софии — баптистерий, расположенный слева от выхода из южного вестибюля собора. В основании здание имеет форму квадрата снаружи и сложный профиль «цветка» на основе восьмиугольника с конхами по углам и с восточной стороны. Над кубом основного объема возведен купол, имеющий снаружи форму восьмиугольника с доминирующими плоскостями восточной, северной, западной и южный граней. Во дворике сохранились фрагменты портала, состоящего из мраморной дверной коробки, врезанной меж двух колонн, на которых установлены две малые колонны наподобие антов, упирающиеся в полуциркульный свод. Некоторые архитектурные элементы во дворе свидетельствуют, что баптистерий мог быть создан в IV-V веке и быть старше, чем Святая София.
1.
pan117

Купель шириной 3,26 метра и высотой 2,52 метра была высечена из цельного куска мрамора. По некоторым данным, купель была самой большой в Стамбуле. В 1639 году она была выломана и вынесена в портал.
2.
pan116

Здание изначально использовалось для хранения масла для ламп, а затем в связи со смертью султана Мустафы I в 1639 году превращено в гробницу (тюрбе). В 1648 году здесь также был похоронен султан Ибрагим. При преобразовании баптистерия в тюрбе уровень пола внутри был значительно поднят.
3.
DSC_0498

4.
DSC_0500

Большие емкости для хранения свечного масла были перемещены во внутренний двор после преобразования баптистерия в гробницу-мавзолей султана.
5.
DSC_0511

Саркофаг во дворе времен Восточной Римской империи (примерно V-VII в.), в период Османской империи использовался в качестве чаши фонтана.
6.
pan115

Фонтан омовений [16]
Возведенный около 1740 г., фонтан является замечательным образцом турецкого рококо. Его крыша с выступами покрыта растительными рельефами.
7.
DSC_0516

Здание начальной школы
8.
DSC_0521

Помещение хранителя времени
Помещение служащего при мечети, призванного следить за временем призыва к молитве. Построено в 1853 году при султане Абдулмеджиде архитектором Фоссати.
9. На фото это здание находится слева.
pan118

Северо-восточные ворота
Через эти ворота султан из дворца Топкапы проходил в Святую Софию на молитвы. Сейчас через эти ворота можно попасть в музей ковров. Одно маленькое «но»: в этом музее не действует музейная карта. В итоге мы до него так и не добрались.
10.
pan133

11.
DSC_0671

Возле Святой Софии было построено несколько тюрбе. Тюрбе — гробница-мавзолей в османской архитектуре, усыпальница знати либо известных духовных лидеров. С учетом значимости мечети Айя-София в тюрбе были захоронены султаны и их ближайшие родственники.
12.
pan128-1

13.
DSC_0524

Тюрбе — небольшого размера однокамерные помещения, зачастую шести- и восьмиугольной формы. Посредине тюрбе размещался богато украшенный саркофаг, хотя обычно само захоронение производилось ниже уровня пола. Во главе саркофага часто устанавливался деревянный или каменный белый тюрбан, символизирующий чистоту покойного. Очень странно, но, несмотря на свободный вход, эти тюрбе не являются популярным местом посещения. И очень зря!
14. Вид на купола тюрбе из окна галереи Святой Софии. На дальнем плане видна Голубая мечеть.
DSC_0468

15. Справа на дальнем плане видно тюрбе султана Ахмеда.
DSC_0466

16. При входе в помещение обязательно надо снимать обувь.
DSC_0666

Мавзолей султанов Мустафы I и Ибрагима
Об этом мавзолее я начал рассказывать при описании баптистерия. Теперь же можно осмотреть его изнутри. Здесь вечный покой нашли два султана с печальной судьбой, которые из-за слабоумия удостоились прозвищ Дели (безумный). Когда срочно понадобилось место для захоронения Мустафы I, свергнутого с трона и пятнадцать лет находившегося в заточении, то наиболее подходящим местом для этого посчитали бывший баптистерий собора, который таким образом превратился в мавзолей. Позже, в 1648 году, в нем появилась гробница его племянника, жестокого сластолюбца — султана Ибрагима, задушенного в результате дворцового переворота.
17. Старинные фрески у входа, явно написанные еще до преобразования баптистерия в тюрбе.
DSC_0664

18.
DSC_0665

19.
pan130-1

20. Остатки древней фрески
DSC_0649

21. Вид на внутренний двор баптистерия
DSC_0632

Мавзолей Мурада III [19]
Мурад III — двенадцатый султан Османской империи, правил с 1574 по 1595 год. Погребен в мавзолее в 1599 г. Мавзолей султана Мурада III возведен учеником великого Синана — Давут-агой. Сын Селима II, пристроивший еще два минарета к Айя-Софии и унаследовавший от отца страсть к выпивке, больше всего любил все-таки женщин. Последний покой этот похотливый султан нашел рядом со своей любимой женой Сафийе-Султан и детьми в количестве 32 человек. Говорят, что у Мурада III в общей сложности было 103 ребенка, причем чрезмерная сексуальная активность была причиной его болезни и смерти.
22. Правее находится мавзолей принцев
DSC_0659

23.
DSC_0615

24*.
pan127-1

25.
DSC_0594

26.
pan131

27.
DSC_0613

28.
DSC_0614

Мавзолей принцев
До 1603 года существовал обычай казни всех братьев новоиспечённого султана сразу по восшествии его на престол ради поддержания порядка в империи (закон Фатиха). Так, по приказу отца Мустафы в 1595 году были казнены (задушены) девятнадцать его братьев — сыновей султана Мурада III.
29.
DSC_0616

Мавзолей Селима II [18]
Целая череда наследников престола оказалась захороненной на территории Айя-Софии. «Великому почину» положил начало беспутный Селим II по прозвищу «пьяница», которого сгубили обильные возлияния кипрского вина. Через три года после его смерти в 1577 г. Мимар Синан завершил строительство мавзолея, украшенного плиткой из Изника, в котором, помимо Селима II, упокоилась его любимая жена — Нур-Бану Султан, урожденная венецианка Сесилия Вениер-Баффо, а также более четырех десятков венценосных детей и внуков.
30.
pan132

31*.
pan125

32.
pan127

33*.
pan126

Возле панели слева от входа в тюрбе имеется табличка, на которой на турецком, английском и французском языках сделана не самая политкорректная надпись (в моем переводе с небольшой литературной обработкой):
«Во время реставрации, проведенной в 1882-1896 годах османской эпохи, которую возглавлял француз Альберт Дориньи, шедевр изникской фабрики XVI века, состоящий из 60 плиток, был отправлен в Париж, Франция, для восстановления. Тем не менее, на севрской фабрике были изготовлены подделки и установлены вместо оригиналов. Это является злоупотреблением доверием и примером кражи произведений искусства. Плитки, которые вы видите перед собой, являются просто копией. Оригинальные плитки в настоящее время выставлены в Лувре (Париж, Франция), в разделе «Искусство ислама» с инвентарным номером 3919/2-265 и поясняющей надписью «Плитки с могилы Султана Селима II, расположенные в погребальном основании, Музей Святой Софии». Мы неоднократно обращались в Министерство культуры Франции с просьбой возвратить оригинальные плитки, однако не смогли получить положительный ответ«.
34.
DSC_0587

35. Специфическое селфи автора поста, снятое в режиме «человек-невидимка». Кроссовки видны, а все остальное — нет.
pan128

36. Характерная примета: если возле входа в тюрбе стоит одинокая пара черных мужских растоптанных туфель, значит внутри помещения никого нет.
pan129

Мавзолей Мехмеда III [17]
Третьей усыпальницей султанов рядом с Айя-Софией стал мавзолей Мехмеда III, которого часто называли Гази (борец за веру). После Сулеймана I он стал первым султаном, возродившим традицию лично водить армию в военные походы. Мавзолей построен в 1603 г. по проекту архитектора Далжик Ахмет-ага.
37.
pan119

38*.
pan120

39*.
pan124

40*.
pan122

41.
DSC_0552

42.
pan121

43.
DSC_0553

44.
pan123-1

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.