Верхняя галерея
Верхняя галерея имеет форму подковы и опоясывает весь главный неф за исключением апсиды. В верхней галерее сохранилось несколько мозаик, которые традиционно предназначались для императрицы и ее двора. Самые сохранившиеся мозаики расположены в южной части галереи. Подъем на галерею осуществляется от входа на южной стороне храма.
1.
Ложа императрицы [13] расположена в центре верхнего яруса Святой Софии. Оттуда императрица и придворные наблюдали за происходящим внизу. Круглый зеленый камень обозначает место, где стоял престол императрицы.
2.
Кроме Ложи императрицы, в галерее имеются и другие очень красивые балконы.
3.
4.
5.
6.
С галереи открываются лучшие виды на интерьер собора. Эх, если бы еще не строительные леса, закрывающие половину стен… Причем строительные леса, похоже, стоят с 2013 года.
7. Фото интерьера было сделано в 2012 году
8.
9.
10.
11.
Весьма неплохо сохранилась богато оформленная восточная часть галереи.
12.
13.
14.
15.
16.
17. Интересно, колонну специально криво поставили или ее со временем перекосило?
Мраморная дверь была создана в VI веке. Дверь отделяет участок, где находились частные помещения императора (метаторион) и место встречи императора, патриарха и духовенства с постоянными прихожанами и гостями.
18.
Захоронение Энрико Дандоло
Дож Венецианской республики, организатор и вдохновитель Четвертого крестового похода, в результате которого в апреле 1204 года был захвачен и разграблен Константинополь. Скончался 1 июня 1205 года в возрасте 98 лет в Константинополе и захоронен в Софийском соборе.
19.
Мозаики
И наконец-то переходим к знаменитым мозаикам, которыми во времена расцвета Святой Софии был украшен весь храм. После обращения христианского храма в мечеть большая часть мозаик была уничтожена, но даже сохранившиеся имеют большое культурное значение. Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма, так как были выполнены в три периода: около середины IX века, на рубеже IX-X веков и в конце X века. Привожу схему расположения сохранившихся мозаик. Далее по тексту буду указывать номер на схеме в фигурных скобках. К сожалению, из-за ремонта некоторые мозаики сфотографировать не удалось, поэтому пришлось использовать несколько изображений из Википедии.
20.
Самый первый мозаичный цикл был создан после окончания иконоборчества в 867 году. К ним относятся мозаики апсиды {10} и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела (сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом). По краю конхи была помещена греческая надпись (почти полностью утрачена) со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили».
21.
22. Архангел Гавриил {11}
Спустя 160 лет в парусах купола были изображены серафимы {12}. По Ветхому Завету, серафим имел шесть крыльев: двумя закрывал лицо своё, двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. В Святой Софии же один серафим открыл свое лицо.
23.
В правление императора Льва VI люнет нартекса над Императорскими воротами был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой {2}. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией.
24.
25.
Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нартекс собора была создана во второй половине X века. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь, и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии. Помещение на одной мозаике двух императоров Константина и Юстиниана не имеет аналогов в византийском искусстве.
26.
27.
28. Отражение мозаики в зеркале с противоположной стороны вестибюля.
К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом {3}. Деисус — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества.
29. К сожалению, мозаика сохранилась только частично.
30. Сохранившийся небольшой фрагмент мозаики.
31. Так, по представлению реставраторов, должна была полностью выглядеть мозаика деисуса.
Во времена пребывания на троне императора Константина IX Мономаха в 1042-1056 годах была исполнена мозаика, изображающая предстояние Константина Мономаха и императрицы Зои перед Спасителем {4}. Императорская чета представлена в момент ритуала возложения на престол Святой Софии хрисовула с перечислением даров. Здесь грамоту держит в руках императрица Зоя, законная наследница Константина VIII, изображенная юной красавицей (на самом деле в тот момент ей было 66 лет). Константин Мономах прижимает к груди мешок с золотом, вручавшийся императором клиру храма как личный дар. История вносила свои коррективы: Зоя была трижды замужем, а Константин был её третьим мужем. И мозаика претерпевала изменения, «портрет» предыдущего мужа Михаила Пафлагонского был сбит и заменен головой нового императора. И голова Зои была сбита в тот момент, когда она была в ссылке из-за дворцовых интриг. Когда Зоя вернулась на трон, голову восстановили.
32.
На стенах верхней галереи расположены мозаичные портреты другой императорской семьи — императора Иоанна II Комнина и его жены Ирины, стоящих слева и справа от Богородицы {5}. Императрица была венгерской принцессой Пирошкой (в переводе с языческого венгерского «красна девица»), дочерью короля Ласло I, по политическим соображениям выданной замуж за Иоанна. В Константинополе она приняла православие и была наречена Ириной.
33.
На северо-западном столбе северной галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра {6}. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1958 года и имеет точную датировку 912 годом. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором, украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую — держава. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй), и перепоясывался лором.
34.
Около 878 года в северном тимпане собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них в той или иной степени сохранились мозаики с изображением Иоанна Златоуста {8}, Игнатия Богоносца {9}, патриарха Игнатия {7} и еще трех других святителей.
35. Эскиз шести мозаик патриархов, найденных братьями Фоссати при реставрации собора в XIX веке.
36. Иоанн Златоуст {8}
37. Патриарх Игнатий {7}
Подробнее про мозаики можно прочесть, например, здесь.
Окончание следует.