Стамбул. Собор Святой Софии. Часть 1

Собор Святой Софии — Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Айя-София — бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-София.
1.
DSC_0288

В порядке лирического отступления и полезной подсказки, особенно актуальной в летнее время, когда туристов особенно много. В кассах музея можно купить как обычные билеты на вход, отстояв соответствующую очередь, так и универсальную музейную карту Museum Pass в отдельном окошке кассы. Срок действия карты 5 суток с момента первого посещения одного из музеев; при покупке спрашивают паспорт, дабы переписать оттуда имя и фамилию и впечатать их в карту (мы по причине отсутствия с собой паспортов обошлись простым написанием данных на бумажке). Дальнейшие проходы в различные музеи (их список весьма значителен) будут без очереди. Финансово покупка универсального билета явно выгоднее, чем приобретение отдельных билетов. Внимание: похоже, что цена на музейную карту поменялась с 85 (как мы заплатили в январе 2018 года) до 125 лир. И все равно получается существенно дешевле.
2.
Museum%20Pass

В соборе уже несколько лет ведется большая реставрация, так что существенная часть интерьера находится в строительных лесах. По всему собору расклеены листы бумаги с напечатанными метками (скорее всего для контроля при реставрации). Мне немного повезло, так как во время первого посещения в 2012 году все можно было рассмотреть и сфотографировать без помех.

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским Большим дворцом. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.
3*. Осада Константинополя турками-османами (апрель-май 1453 года)
DSC_0319

Более тысячи лет Софийский собор оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.
4*.
DSC_0271

На трехмерном плане собора отмечены основные наиболее значимые моменты. По ходу текста буду ссылаться на этот план, указывая соответствующий номер в квадратных скобках.
5.
pan098-1

Первая христианская церковь была построена на рыночной площади Августеон в 324-337 годах при императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника». Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора.
6*.
%D0%90%D0%B9%D1%8F-%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F

7.
DSC_0305-1

8. Фриз с ягнятами [1]
DSC_0124

9.
DSC_0289

Феодосиевский храм был большой пятинефной базиликой. Скудное представление о ней дают только археологические находки, которые позволяют судить только о её внушительных размерах и богатом мраморном убранстве. Также, основываясь на её древних описаниях, делают вывод, что над её боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно с ней базилики Святой Ирины.
10.
DSC_0189

11.
DSC_0291

12.
DSC_0304

13.
DSC_0306

14.
DSC_0307

15.
DSC_0308

Спустя сорок дней после пожара во время восстания «Ника» в 532 году император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость.
16*.
pan092

Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он(икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора». Штат церковно- и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек.
17.
DSC_0258

Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, особенно сильным разрушениям подвергся его купол. Здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.
18.
DSC_0068

Нартекс (притвор)
19.
pan084

Из нартекса в основной объем собора ведут несколько дверей. Главные — расположенные по центру Императорские ворота [2]. Ворота императора использовались исключительно Императором, а также его личным телохранителем и свитой. Это самая большая дверь в соборе Святой Софии, датированная VI веком. Дверь имеет около 7 метров в высоту. Древние источники утверждают, что она была сделана из дерева из Ноева ковчега.
20.
pan101

21.
pan086

Порфировый алтарь II века из собора св. Ирины.
22.
DSC_0312

Чаша, обвитая змеями. Напоминает современный символ медицины.
23.
DSC_0315

Саркофаг императрицы
Считается, что он принадлежит императрице Эйрен, жене императора Иоанна II. Привезен из мечети Зейрек (Церкви Христа Пантократора)
24.
DSC_0408

Прекрасная дверь
Прекрасная дверь — самый старый архитектурный элемент, найденный в Святой Софии, относящийся ко II столетию до нашей эры. Считается, что она происходят из языческого храма в Тарсусе. Дверь украшена выпуклыми геометрическим и растительным узором. Дверь была установлена в южном вестибюле императором Феофилосом в 838 году. В зеркале над дверью отражается одна из самых значимых мозаик собора, на которой изображены императоры Константин и Юстиниан и дева Мария. О самой мозаике подробнее речь пойдет немного позднее.
25.
pan113

26.
pan114

Основное пространство
В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками. По описанию историка Дуки они разломали запертые ворота храма и вооружённые мечами ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство. Находившиеся в храме молящиеся были убиты и, по сохранившемуся преданию, их кровь достигла уровня, обозначенного на одной из колонн красной полосой. 30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. Со временем к собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.
27.
DSC_0175

Стены храма также были полностью покрыты мозаиками (как сюжетные композиции, так и орнаменты). В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на больших щитах овальной формы.
28*.
%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6×68,4 м), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырёхугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.
29*.
DSC_0187

Купол [9]
Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов — которые в дальнейшем получили большое распространение в мировой архитектуре.
30.
pan091

31.
DSC_0359

К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия.
32.
pan102

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными их храмов Малой Азии и Египта; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.
33.
DSC_0188

Плачущая колонна (Колонна желаний) [11]
На северо-востоке от Императорских ворот стоит «Плачущая Колонна» с потертым медным покрытием, в которой есть отверстие. По легенде, столб был благословлен св. Григорием Чудотворцем. После этого благословления, если засунуть палец в отверстие колонны и почувствовать сырость, от человека отступали болезни. Экскурсоводы учат, как «правильно» обращаться с колонной: надо встать к ней спиной и засунуть палец в отверстие. Далее извернуться так, чтобы палец сделал в отверстии почти что полный оборот. Стертый до дыр металл говорит, что традиция более чем популярная. Зачем так делать — остается загадкой.
34.
pan085

Две огромные мраморные урны для люстрации эллинистического периода были взяты из Пергама во время правления султана Мурада III [12].
35.
DSC_0338

Омфалон [3]
Омфалон — место коронационной церемонии восточно-римских императоров. Название происходит от греческого слова, означающего выпуклость в центре щита; середину Земли, истинный пуп Земли. Византийские императоры короновались в то время усаженными на трон, помещенный в пределах омфалона, инкрустированного мрамором на первом этаже собора.
36.
DSC_0390

Исламские элементы
После обращения собора Святой Софии в мечеть начались постепенные перестройки здания. Минареты Айя-Софии были возведены в различное время: первый кирпичный юго-западный минарет построен при султане Фатихе Мехмеде, северо-восточный в правление Баязида II, два минарета в западной части построил архитектор Синан при султанах Селиме II и Мураде III.
37.
DSC_0166

Мраморный резной минбар [6] был построен в конце XVI века при султане Мураде III. Во время пятничной молитвы имам поднимается на минбар для чтения проповеди (хутбы). В этот момент все разговоры в мечети прекращаются и верующие концентрируют своё внимание на проповеди.
38.
pan093

39.
DSC_0435

При султане Махмуде I в 1739-1742 гг. была проведена перестройка собора, в ходе которой в алтарной части появился михраб [4]. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора в соответствии с киблой. Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Современный михраб относится к XIX веку и был отреставрирован архитектором Густавом Фоссати в 1847-1849 годы. По обеим сторонам михраба установлены бронзовые подсвечники, привезенные в 1526 году султаном Сулейманом Великолепным из Буды.
40.
DSC_0163

По основному пространству храма установлены большие щиты овальной формы с цитатами из Корана, написанные каллиграфической вязью.
41.
DSC_0340

42.
DSC_0341

43.
DSC_0342

Ложа султана [5] также была декорирована братьями Фоссати.
44.
DSC_0164

Мафили муэдзина
Мафили муэдзина представляет собой особую возвышенную платформу в мечети напротив минбара, где муэдзин преклоняет колени и откуда воспевает в ответ на молитвы имама.
45.
DSC_0369

Библиотека султана Махмуда I [14]
Библиотека и комната для чтения построена в 1739 году султаном Махмудом I. Декорирована изразцами XVI и XVIII веков фабрик Изника, Кутайи и Текфура.
46.
DSC_0393

47.
DSC_0399

48.
DSC_0397

Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось.
49.
DSC_0267

50.
pan135

Продолжение следует.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.