Морской музей в Стамбуле основали в 1897 г. по указанию адмирала Хасана Хюсню-паши, а в 1961 г. для него выделили два здания бывшего министерства финансов в Бешикташе [41.0414103N 29.0054378E].
1.
Памятник Хайреддину Барбароссе
Хайреддин Барбаросса — османский корсар, турецкий флотоводец и вельможа. Командуя корсарским флотом, стал правителем Алжира, а затем капудан-пашой Османской империи. Памятник Барбароссе считается одним из самых красивых в Стамбуле [41.0415519N 29.0063551E].
2.
Мавзолей Хайреддина Барбароссы
Знаменитый пират и моряк завещал похоронить себя рядом с мечетью, которую он вместе с медресе возвел недалеко от своего дома в Бешикташе. В 1542 г., еще до смерти адмирала, архитектор Мимар Синан построил для него тюрбе в классическом османском стиле — сооружение из тесаного камня в форме восьмигранника, увенчанное большим куполом [41.0418533N 29.0069157E]. На семи фасадах здания есть по паре вертикально расположенных окон. Восьмой фасад украшен портиком, состоящим из остроконечной арки, поддерживаемой двумя колоннами. В этой усыпальнице покоятся также жена и сыновья Барбароссы.
3.
Мечеть Синана-паши
Мечеть Синан-паши расположена буквально через дорогу от мавзолея Барбаросса Хайреддина-паши [41.04226N 29.0062639E]. Архитектором обоих этих сооружений выступил великий Мимар Синан. Полное имя донатора мечети Синан-паши — Синанюддин Юсуф-паша. Его назначили главным адмиралом флота Османской империи — капудан-пашой, хотя он достаточно слабо представлял себе, как вести войну на море. Зато он был братом великого везира Рустема-паши — мужа Михримах (дочери Сулеймана Великолепного). Реальное командование османским флотом возлагалось на Тургут Реиса — опытного мореплавателя и военачальника, а также близкого друга Хайреддина Барбаросса. Возможно для того, чтобы снискать расположение моряков, Синан-паша уполномочил главного архитектора при османском дворе возвести мечеть недалеко от тюрбе Барбароссы, как будто бы существовала некая связь между ним и этим популярным героем.
4.
В музейном парке можно увидеть морские и наземные орудия, используемые султаном Селимом I при завоевании Египта, и отсек германской подводной лодки, затонувшей в Черном море в 1916 г.
5.
При входе в музей проходим мимо галереи бюстов турецких военно-морских начальников.
6.
Галерею каиков открыли для посетителей в 1970 г. Султанские каики строились в XIX — начале XX веков для выездов самих повелителей и членов их семей как для торжественных случаев, так и для просто перемещения на другой берег Босфора или даже через Золотой Рог от старого дворца Топкапы до нового Долмабахче.
7.
8.
9.
10.
Длина каиков варьируется от 15 до 32 м, ширина — от 1,5 до 3 м. Каики легко разделить на «мужские» и «женские». Мужские предназначались для султанов и их сыновей, а женские — для матери, жен, наложниц и дочерей. Мужские каики украшались узорами с элементами различного оружия и доспехов, женские — цветочными орнаментами.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Носовая часть каиков часто имела остроконечную удлиненную форму, напоминающую таран.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Кормовая часть, наоборот, как правило, имела закругленную форму.
24.
25.
26.
Ближе к корме находилось место для сидения пассажиров. Часто это был роскошный киоск — открытый или закрывающийся. Иногда это было просто открытое место для сидения, украшенное коврами и тканями.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Часто на носу каика «сидела» хищная птица, как бы символизируя силу и власть султана и всей Османской империи.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
Весла на каиках также украшались орнаментом. Традиционно весло имело большой противовес перед уключиной, а лопасть по форме напоминала полумесяц.
40.
41.
Старейшая галера из сохранившихся до наших дней до сих пор вызывает споры историков гребного флота. Долгое время считалось, что это подарок венецианского дожа султану Мехмеду IV Охотнику. Но поздние исследования показали, что эта галера была построена в Стамбуле и относится к самому началу XVII века времен правления султана Мехмеда III. Галера с 24 парами весел, которые приводили в движение 144 гребца, была 40 метров длины и 5,44 метра в ширину. При этом судно было с очень маленькой осадкой в 0,94 метра и водоизмещением примерно 57,4 тонны.
42.
43.
44.
Трон султана Абдул-Меджида I, на котором он восседал при проведении экзаменов в морской академии.
45.
Более серьезные военные корабли, что вполне очевидно, в музее не поместились. Но зато выставлены отдельные элементы, в том числе различных украшений. Весьма внушительно выглядит оформление кормы галеонов и более мелких кораблей.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
Носовые фигуры, иначе называемые гальюнными фигурами, — украшение на носу парусного судна. Фигура устанавливается на свес в носовой части парусного судна, называемый гальюном. На этом же свесе устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях. В Древнем Риме носовое украшение именовалось ростром. От этого названия и пошли ростральные колонны.
52.
53. Лев с фрегата «Рехбер-и Тевфик»
54. Сокол, начало XIX века, с корвета «Феюз-и Мабуд». Длина 144 см, высота 77 см, размах крыльев 86 см (слева). Хищная птица, начало XX века, с яхты «Эртугрул». Длина 258 см, высота 56 см, размах крыльев 86 см (справа).
55. Хищная птица, конец XIV — начало XX века. Длина 258 см, высота 56 см, размах крыльев 86 см (справа).
56. Птица, начало XIX века, с фрегата «Шереф-резан». Длина 251 см, размах крыльев 162 см.
57. Фигура лошади со шхуны «Нев-есер». Длина 170 см, высота 65 см, ширина 33,5 см. Фигура тигра с фрегата «Мукаддиме-и Шереф». Длина 260 см, высота 68 см, ширина 45 см. Фигура льва с галеона «Фетийе». Длина 174 см, высота 81 см, ширина 48 см.
Нос корабля также оформлялся и украшениями, включающими государственные символы.
58.
59.
60.
Встречались на носу кораблей и военные гербы султанов.
61.
62.
63.
64. Парное носовое украшение с броненосца «Орхание», построенного при султане Абдул-Азизе.
Носовое и кормовое украшение с броненосца «Азизийе». На корме был установлен военный герб султана Абдул-Хамида II.
65.
66.
67. Военный герб с тугрой султана Мехмеда Решада, украшение и табличка с названием корабля на корме яхты «Эртугрул», в будущем яхты Мустафы Кемаля Ататюрка.
68. Пушечные порты галеона «Махмудийе», обстреливавшего Севастополь во время Крымской войны 1853-1856 гг.
Таблички с названиями кораблей — это деревянные панели, на которых написаны имена кораблей, входящих в состав флота Оттоманской империи. Наиболее предпочтительна для табличек овальная форма. Если название судна слишком длинное, табличка может иметь прямоугольную форму. Обычно табличка обрамлена рельефной рамкой толщиной 1 или 1,5 см. Имя корабля, как правило, написано в арабском стиле сулюс. Обычно имя корабля написано на черном, малиновом и зеленом фоне и инкрустировано золотыми листьями. На нижней части некоторых табличек написана дата ввода корабля в эксплуатацию.
Таблички с названиями кораблей (слева направо, сверху вниз): пароходов «Бойяна», «Берк-и Эфшан», «Султанийе», «Рехбер-и Теуфик» (1878), галеонов «Шадийе» (1858), «Пеун-и Зафер» (1842), «Фетийе» (1858), «Некм-и Шефкет» (1845), корвета «Эдирне», галеона «Мемдихийе» (1835) и парохода «Стамбул».
69.
70. Тугры султанов, устанавливаемые на кораблях: Селима III (1 и 2), Абдул-Меджида I (3 и 4), Абдул-Хамида. Махмуда II, военный герб Абдул-Азиза.
Украшения императорского каика султана Мехмеда V Решада: военный герб, щит герба и символ Солнца, крепившийся над киоском.
71.
В музее можно посмотреть и малые формы кораблестроения.
72.
73.
74.
Естественно, музей не мог не отметить роль Мустафы Кемаля Ататюрка в морском деле. Выражается это экспонированием трех гребных шлюпок, в которых иногда плавал основатель Турецкой Республики.
75.
Vasya says:
Да, есть на что посмотреть. Интересно, султанов изжога не мучила от собственного тщеславия? Даже весла имеют лопасти «краями наоборот». А вообще, красиво. Делает честь кораблестроителям.)
grigova says:
А в чем принципиальная разница с другими царями и их тщеславием? Взять тот же Версаль или Петродворец…