Продолжим осмотр базилики св. Петра.
1.
Для удобства чтения повторно выкладываю план Базилики. Рисунок кликабелен, по клику откроется схема с легендой. В дальнейшем в квадратных скобках будут указаны номера позиций, соответствующих этой схеме.
2.
Левый проход
Общий вид
3.
Баптистерий — пристройка к церкви или отдельное здание, предназначенное для совершения крещения [93]. Купель сделана из древнего саркофага из красного египетского порфира, возможно императора Адриана. Затем саркофаг использовался как гробница императора Оттона II и был помещен в соборе в 1695 году под руководством Карло Фонтана. Крышка саркофага из позолоченной бронзы — работа Лоренцо Оттони.
4.
5.
Надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт (Антонио Канова, 1817-1819) [89]. Надгробие выполнено на средства английского короля Георга III. Сосланный с родины британский аристократ — католик Джеймс Френсис Эдвард Стюарт и два его сына, Чарльз Эдвард Стюарт и Генри Бенедикт Стюарт, похоронены здесь. Сама могила находится в гротах Ватикана.
6.
Надгробие Марии Клементины Собеской — супруги Джеймса Стюарта [90]. Климент XI и его преемник Иннокентий XIII считали католиков Джеймса и Марию Клементину законными королём и королевой Англии (Пьетро Браччи). Всего в базилике три захоронения женщин.
7.
Мозаичный алтарь часовни Введения во храм — Введение Девы Марии во Храм ее родителями. Мозаика Кристофари 1726-1728 гг., основанная на картине Романели (1638-1642). Дева Мария изображается как маленькая девочка, радостно поднимающаяся по ступенькам в храм со своими родителями Анной и Иоакимом. Справа от алтаря находится место, где тела умерших пап находятся до их окончательного захоронения.
8.
9.
10.
Под алтарем находится захоронение папы Пия X.
11.
Слева от алтаря находится памятник и надгробие папы Бенедикта XV (Лука Бертрани, 1928).
12.
Справа от алтаря монумент папе Иоанну XXIII (Эмилио Греко, 1967).
13.
Памятник святому Пию X был разработан архитектором Флорестано Ди Фаусто и высечен скульптором Пьетро Астори в 1923 году [83]. Понтифик вырезан из белого мрамора, показан стоящим, его руки протянуты к верующим. Вокруг двери и на ее панелях находятся красивые барельефы в бронзе, покрытом золотом, напоминающие эпизоды из жизни святого.
14.
Монумент и захоронение папы Иннокентия VIII [82] (Антонио Поллайоло, 1498). Это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. В левой руке папа держит наконечник Святого копья, которым сотник Лонгин пронзил распятого Христа, чтобы убедиться в его смерти. Этот наконечник был подарен римскому папе турецким султаном Баязидом II, в обмен на то, чтобы в плену в Риме находился его заклятый враг, он же брат султана.
15.
Алтарь Непорочного зачатия [80] в капелле хора [81] — мозаика по картине Бьянчи (1747) с изображением Непорочной Девы во славе, окруженная ангелами. 8 декабря 1854 г. в день установления догмата Непорочного зачатия папа Пий IX украсил изображение Марии короной, через 50 лет папа Пий X добавил 9 звезд.
16.
Монумент и захоронение папы Льва XI (Алессандро Альгарди, 1644)
17.
Монумент и захоронение папы Иннокентия XI (Пьер-Этьен Монно по проекту Карло Маратта, 1697-1704)
18.
Левая галерея базилики
Часовня Клементина [75] была построена при папе Клименте VIII, который заказал свой декоративный цикл, чтобы включить драгоценные мраморные, мозаичные и лепные поверхности по случаю Великого Юбилея 1600 года. На мраморном тротуаре папский герб, а наверху купол украшен мозаикой и позолоченными лепными рельефами, разработанными Кристофо Ронкалли (известному как «Помарансио») в 1603 году. Часовня Климентина и прилегающие пространства включают алтарь святого Григория Великого, памятник Пию VII , Алтарь Лжи и Алтарь Преображения.
Мозаичный алтарь Преображения Господня по оригинальной картине Рафаэля (1520), находящейся в Пинакотеке Ватикана [69]. Команде из шести художников понадобилось девять лет, чтобы исполнить мозаику, закончив ее в 1767 году.
19.
Мозаичный алтарь Григория I (Григория Великого), представляющий Чудо Святого Григория, относится к 1772 году и является работой Алессандро Кокки и Винченцо Кастеллини [73]. Мозаика выполнена по оригинальной картине Андреа Сакки (1625-1627). Святой Папа изображен в акте резки льняной ткани с могилы Святого Петра, которая внезапно вспыхнула. Под алтарем находится белый мраморный саркофаг, содержащий мощи святого Григория Великого. Его останки были привезены сюда в 1606 году.
20.
21.
Монумент папы Пия VII [74] (Бернини и Джованни Лоренцо)
22.
Алтарь лжи
Мозаичный алтарь (1725-1727), представляющий наказание Анании и Сапфиры, по оригинальной картине Кристофоро Ронкалли [68] (1604). После лжи св. Петру Сапфира упала на землю перед Апостолом. На заднем плане двое молодых людей несут мертвое тело ее мужа Анании.
23.
Монумент и надгробие папы Пия VIII [67] (Пьетро Тенерани, 1830) расположен над входом в сокровищницу.
24.
Вход в ризницу и сокровищницу находится под памятником Пию VIII, в левой галерее базилики Святого Петра. Это здание, которое было прикреплено к базилике при Пие VI, который поручил Карло Марчионни построить его в 1776 году. Восьмигранная главная комната ризницы украшена восемью колоннами из виллы Адриана в Тиволи. Всего в сокровищнице 10 комнат, вход туда платный, и по моему скромному мнению, не стоит запрашиваемых денег. Фотографировать в сокровищнице запрещено, и это требование строго соблюдается.
25.
Ризница
26.
Перед входом в ризницу находится статуя св. Андрея из полихромного мрамора.
27.
Справа от входа в мраморе выбит список пап, погребенных в базилике св. Петра. Что меня несколько удивило, так это то, что в списке перечислены далеко не все папы. Наверное, это можно частично объяснить отсутствием в списке антипап и исключением из списка пап периода порнократии.
28.
Монумент и надгробие папы Александра VII (Джованни Лоренцо Бернини, 1678) [47]. На последнем шедевре 80-летнего скульптора папа изображен коленопреклоненным в окружении аллегорий Милосердия с детьми (G. Mazzuoli), Истины, опирающейся левой ногой на земной шар (C. Morelli и G. Cartari), Благоразумия (G. Cartari) и Правосудия (L. Balestri). Первоначально фигуры были обнажены, но по приказу Иннокентия XI Бернини их задрапировал. Молитву понтифика не нарушает даже внезапное появление Смерти, приподнимающей тяжелый полог. Истина наступила ногой на Англию, что символизирует тщетные попытки папы остановить распространение там англиканства.
29.
Алтарь Священного Сердца [48] был создан по случаю канонизации св. Маргариты Марии Алакоке в 1923 году и украшен мозаикой по мотивам картины Карло Муччоли «Явление Сердца Иисуса Святой Марии Маргарет», выполненный в 1920-х годах. Вероятно, это одна из менее успешных работ в Базилике, как из-за банальной условности ее вдохновения, так и из-за необузданной посредственности в ее исполнении.
30.
Капелла Богоматери Колонны
Эта капелла [46] содержит Алтарь Святого Льва Великого и Алтарь Девы Марии Колонны.
31.
У правой стены капеллы между двумя колонами из черного гранита находится алтарь папы Льва I, которого называли Великим [44]. Тут же покоятся его останки, перенесенные из старого храма. Это первое захоронение, произведенное в старом соборе св. Петра. Кроме того, здесь захоронены папы Лев II, Лев III, Лев IV и Лев XII. Мраморный алтарный образ был создан Алесандро Алгарди, итальянским скульптором эпохи барокко, главным соперником Бернини, в 1646-1653 годах. Образ изображает встречу папы Льва Великого с Аттилой, королем гуннов, чье наступление на Рим в 452 году Папе удалось остановить, тем самым избавив Рим от разрушения.
32.
Алтарь Богоматери Колонны [45], названный по образцу Пресвятой Богородицы, написанной на части колонны из старой базилики. В 1607 году он был помещен на этот алтарь, спроектированный Джакомо Делла Порта, обрамленный лучшими мраморами и драгоценными алебастровыми колоннами. После Второго Ватиканского собора Павел VI удостоил ее титула «Mater Ecclesiae». В 1981 году по решению Иоанна Павла II была сделана мозаичная копия, установленная на внешней стене палаццо, обращенной к площади Святого Петра.
33.
Монумент и надгробие папы Александра VIII [42] были заказаны его племянником кардиналом Пьетро Оттобони по проекту Арриго ди Сан Мартино в 1725 году. Однако памятник был готов несколько позже, поскольку Анджело де Росси, автор двух статуй Пруденции и Религии, умер в 1715 году. Статуи были закончены скульпторами Джузеппе Бертози и Джузеппе Раффаэлли. Бронзовая статуя Папы — прекрасная работа Джузеппе Бертози, показывающая папу во время торжественной церемонии канонизации 16 октября 1690 года. Барельеф на передней части базы получил такую единодушно высокую оценку, что по решению Людовика XIV была изготовлена гипсовая модель, помещенная во Французскую Академию в качестве примера для студентов. Работа представляет собой «Канонизацию пяти святых», отмечаемую 16 октября 1690 года, с презентацией подарков, предложенных Папе. Частью памятника является саркофаг с останками папы.
34.
Правая галерея Базилики
Монумент и надгробие папы Климента X [35] (Маттиа де Росси, 1676). На барельефе изображено открытие Священной двери во время юбилея 1675 года. На полу перед памятником под простой надгробной плитой лежат останки папы Сикста IV и папы Юлия II. В нижней части памятника установлены фигуры, символизирующие Добросердечие (Лаззаро Морелли) и Милосердие (Джузеппе Маццуоли).
35.
Напротив могилы Климента X находится алтарь Тавифы [36], обрамленный двумя колоннами серого гранита и освященный в 1726 году. Мозаичный алтарь, изображающий Воскрешение вдовы Тавифы св. Петром в городе Иоппии (Яффе), был выполнен в 1760 году по оригиналу Костанци, находящемуся в церкви Санта-Мария-дельи-Анджели, который заменил более раннюю фреску над алтарем Баглионе.
36.
Алтарь св. Петрониллы, по преданию дочери св. Петра [34]. Мозаика выполнена Пьетро Паоло Кристофари в 1730 г. по картине Гуерчино 1623 года. Одно из преданий гласит, что Петронилла была весьма хороша собой, отчего св. Петр запер её в башне, чтобы уберечь от претендующих на её руку мужчин. Когда благородный язычник по имени Флакк возжелал на ней жениться, св. Петронилла пошла на голодовку, от которой и умерла. Мощи святой в 1606 году перенесены под алтарь из Королевской часовни во Франции. Здесь же захоронены папы Сикст IV и Юлий II.
37.
Алтарь св. Михаила Архангела [33]. Мозаика в алтаре выполнена в 1758 году по картине Гуидо Рени. Оригинал полотна находится в базилике Санта-Мария делла Кончеционе.
38.
Монумент и надгробие папы Климента XIII [32] (Антонио Канова, 1792). Льфы на памятнике (один спящий, другой бодрствующий) изготовлены из травертина, а скульптуры папы, женщины в погребальном облачении и Ангела смерти — из мрамора. Этот памятник считается одним из самых реалистичных в базилике, так как выполнен с большим портретным сходством.
39.
Алтарь Навичеллы, иначе называемый Алтарь «Чудо на Генисаретском озере» [31]. Мозаика в алтаре выполнена в 1726 году Кристофари по картине Джованни Ланфранко (1628). Запрестольная мозаичная картина, изображающей апостола Петра, утопающего в воде и взывающего к Спасителю о помощи.
40.
Монумент папы Бенедикта XIV [25] (Пьетро Браччи, 1769). Папа представлен на троне, дающий свое благословение. Ниже аллегорические статуи Священной Мудрости (слева) и Бескорыстия (справа), вырезанные Гаспаре Сибилла. Первая фигура держит книгу в правой руке и с золотым солнцем на груди. Вторая в сопровождении толстого маленького ангела, который напрасно предлагает рог изобилия, наполненный драгоценностями и деньгами. Памятник — одна из немногих работ XVII и XVIII веков, которая не включает саркофаг с барельефом.
41.
Капелла Григориано [21], названная в честь своего покровителя папы Григория III. В часовне находятся могилы папы Бенедикта XIV и папы Григория XVI. Часовня интересна тем, что ее создателем является Микеланджело, однако заканчивал строительство Джакомо делла Порта. Автор мозаики в часовне Марцело Провенцале. Часовня включает алтари св. Василия, св. Иеронима и св. Богоматери Неутомимой помощи.
42.
Алтарь св. Василия [24]. Мозаика выполнена Гульемо Палиа, Джузеппе Оттавиани, Энроко Энуо и Николо Онофри в 1751 году по картине Пьера Сублейраса (1745). Ранее на этом месте находилась картина с изображением св. Василия, но она была утрачена. Под алтарем гробница святого Иосафата.
43.
Алтарь св. Богоматери Неутомимой помощи [23]. В основе алтаря фреска XII в. по дереву. В гробнице алтаря останки святителя Григория Богослова, известного своим уточнением формулировки тайны святой Троицы.
44.
Монумент и надгробие папы Григория XVI [22] (Луиджи Амичи, 1587).
Барельеф на урне изображает Учреждение миссий у понтифика. Две аллегорические боковые фигуры представляют Мудрость и Пруденс. В пьедестале есть дверь, ведущая к Часовне Святых Таинств. Над саркофагом барельеф изображает сцену, относящуюся к распространению Веры, усердно поддерживаемой папой Григорием XVI с учреждением католических миссий (в качестве кардинала он был префектом Святой конгрегации по распространению веры).
45.
Правый проход
Алтарь св. Иеронима [20], почитаемого в православной и в католической традиции как святой и один из учителей Церкви. В основе алтаря мозаика на основе картины Доменичино (1614). Под алтарем установлен саркофаг св. папы Иоанна XXIII.
46.
Монумент и надгробие папы Григория XIV [19] (Просперо Античи, 1591).
47.
Монумент и надгробие папы Григория XIII [18] (Камилло Рускони, 1723). Барельеф напоминает об осуществлённой папой реформе — введении нового (григорианского) календаря.
48.
Часовня Святого Причастия [17] (Бернини). Войти внутрь могут только священники. Барочная кованая решетка, разработанная Франческо Борромини, украшена бронзой с гербом Папы Урбана VIII. Самой ценной работой является Скиния позолоченной бронзы, спроектированная Джианом Лоренцо Бернини (1674). Его очарование усиливается статуэтками двенадцати апостолов на карнизе и Иисусом на миниатюрном куполе. Он инкрустирован глубоким синим лазуриным лазуриком, который выделяется на фоне золотистого цвета и окружен букетом самых красивых ангелов в позолоченной бронзе, преклоняющим колени в благоговейной молитве. За алтарем находится алтарь, нарисованный маслом (Пьетро да Кортона, 1631), на котором изображена святая Троица. Это единственное полотно во всей базилике.
49.
Памятник Матильде Каносской [16] (Бернини, 1637). Графиня Матильда Тосканская в XI в. поддержала Папу Григория VII, решительно порвавшего с главой Священной Римской империи. Она стала первой женщиной, которую похоронили в Ватикане. Под памятником установлено надгробие папы Урбана VIII.
50.
Монумент и надгробие папы Иннокентия XII [15] (Филиппо делла Валле, 1746). В основании памятника две скульптуры Милосердия и Правосудия. Статуя увенчана двумя ангелами, которые поддерживают герб папы. Фигура Благотворительности более удачна и может считаться шедевром в длинной серии женских аллегорий в Базилике.
51.
Под алтарем святого Себастьяна [13] находятся останки папы Иоанна Павла II, которые были перенесены в часовню в 2011 году. Раньше здесь хранились останки Иннокентия XI. Мозаика над алтарем сделана Пьетро Паоло Кристофари — копия оригинальной работы Доменикино «Мученичество св. Себастьяна» с изображением Апостола Петра, превращающего язычника в христианина. Остатки святых Иннокентия, Виктора, Кандида и Лауреата были помещены в алтарь в 1672 году. Возле часовни находятся статуи папы Пия XII [12] (Франческо Мессина, 1963) и папы Пия XI [14] (Франческо Наньи, 1949).
52.
53.
Памятник и надгробие королевы Кристины Шведской [11] (Карло Фонтана, 1702). Памятник выполнен в виде медальона с короной в основании. Королева в 1654 г. отреклась от престола, чтобы открыто исповедовать католицизм. Она взяла новое имя (Мария Кристина Александра) и переехала в Рим. Здесь она стала центром общества благодаря своему богатству и славе (но ее отказ принимать многие не столь публичные аспекты религии гневил Папу Александра VII). После ее смерти принадлежавшая ей богатая библиотека досталась папству, а она получила редкую привилегию упокоиться в крипте собора св. Петра.
54.
Монумент и надгробие папы Льва XII [10] (Джузеппе де Фабрис, 1836). Папа показан в акте дарования своего благословения Urbi et Orbi на юбилей 1825 года. На заднем плане можно увидеть головы его кардиналов: Пакка, Одескальчи, Цурла и Каппеллари, который должен был стать папой Григорием XVI. Над статуей две фигуры Религии и Правосудия поддерживают герб. Следует отметить, что тело Понтифика похоронено перед алтарем св. Льва Великого.
55.
Под памятником Льва XII находится дверь, обычно закрытая, которая ведет в небольшую эллиптическую часовню. Она сначала была названа Часовней Реликвий или Распятия, потому что оно содержит великолепное деревянное распятие конца XIII — начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини, римскому художнику XIII века.
56.
В капелле Пьеты [9] находится шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета». Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. После того как душевнобольной нанес сильнейшие повреждения скульптуре 15 ударами молотка, скульптура защищена бронированным стеклом. Точная копия скульптуры находится у входа в Ватиканскую пинакотеку.
57.
58.
Левый трансепт
59.
Центральный алтарь левого трансепта — алтарь св. Иосифа — был посвящен святому Иосифу, мужу Марии и благословлен Папой Иоанном XXIII 19 марта 1963 года [51]. Мозаика на алтаре изготовлена в 1963 году по картине Акилле Фуни (1961). Древний саркофаг на алтаре содержит мощи апостолов Симона и Иуды Фаддея.
60.
Алтарь распятия св. Петра [52]. Мозаика на алтаре создана Бартоломео Томберли, Доменико Серасоли и Лоренцо Роччеджиани в 1784 году с картины Гвидо Рени из коллекции Ватиканской пинакотеки. Традиционно считается, что алтарь находится на том месте, где и был распят св. Петр. Под алтарем захоронен св. папа Лев IX.
61.
Алтарь св. Фомы [50]. Мозаика на алтаре создана в 1806 году по картине Б. Камуччини. На картине изображен евангельский сюжет о неверии Фомы. Под алтарем находятся остатки папы Бонифация IV.
62.
Статуя св. Иоанна [54] (Филиппо делла Валле, 1745).
Под потолком — статуя св. Марии Евфразии, основательницы женской монашеской конгрегации «Сёстры Пресвятой Девы Марии Милосердия Доброго Пастыря» (Джованни Николини, 1942).
63.
Статуя св. Петра Ноласко [53], основателя ордена мерседариев (Паоло Кампи, 1742).
Под потолком — статуя св. Луизы де Марийяк, сподвижницы святого Викентия де Поля, соосновательницы конгрегации дочерей милосердия (Антонио Берти, 1954).
64.
Статуя св. Норберто [49], основателя ордена премонстрантов (Пьетро Браччи, 1767).
Под потолком — статуя св. Уильяма, основателя католической конгрегации вильямитов, ответвления отшельников августинского ордена.
65.
Статуя св. Юлианы Фальконьери [63], основательницы женского монашеского ордена терциариев-сервитов (Паоло Кампи, 1740).
Под потолком — статуя св. Анджелы Меричи, основательницы женской монашеской конгрегации урсулинок (Пьетро Галли, 1866).
66.
Правый трансепт
Алтарь св. мучеников Процесса и Мартиниана — воинов, которым было приказано охранять свв. апостолов Петра и Павла в Мамертинской темнице [28]. Свв. апостолы обратили своих стражников к Господу: по их молитвам в темнице открылся источник, в водах которого и были крещены воины апостолом Петром. По приказу императора Нерона стражники были схвачены, подвергнуты мучениям и обезглавлены. После их мученичества и мученичества апостола Павла. Останки святых находятся в урне под алтарем. Центральный элемент — мозаика 1712 года по картине Валентино 1630 годы, находящейся в коллекции Ватиканской пинакотеки.
67.
Алтарь св. Вацлава [27], короля и покровителя Богемии, зверски замученного в 930 году младшим братом. Мозаика создана в 1740 году Пьетро Паоло Кристофари и Джузеппе Оттавиани по картине Анджело Каросели (1630) из коллекции Музея истории искусств в Вене. Тело св. Вацлава почитается в соборе Святого Вита в Праге. Овалы по бокам с портретами в мозаике св. Кирилла св. Мефодия XIX века.
68.
Алтарь св. Эразма [29], входящего в число четырнадцати святых помощников. Мозаика в алтаре выполнена в 1739 году Паоло Кристофари и Джузеппе Оттавиани по картине Никола Пуссена (1629) из коллекции Ватиканской пинакотеки.
69.
Статуя св. Бруно [58] (Рене-Мишель Слотц, 1744), основателя ордена картезианцев.
Под потолком — статуя св. Павла Креста (Игнацио Якометти, 1876), основателя католического монашеского ордена пассионистов.
70.
Статуя св. Иосифа де Каласанс [30] (Иноцензо Спинацци, 1755), основатель ордена пиаристов.
Под потолком — статуя св. Бонфильо Мональди (Цезарь Аурели, 1906), основателя ордена Служителей девы Марии (Сервитов).
71.
Статуя св. Иеронима Эмилиани [26] (Пьетро Браччи, 1757), основателя монашеской конгрегации «Регулярные клирики Сомаски» («Братство клириков Сомаски»).
Под потолком — статуя св. Иоанна Антиды Туре (Энрико и Карло Кваттрини, 1949), основательницы женской монашеской конгрегации «Сёстры Божественного Милосердия».
72.
Статуя св. Гаэтана Тиенского [57] (Карло Мональди, 1738), основателя ордена театинцев.
Под потолком — статуя св. Франциски Ксаверии Кабрини (Энрико Тадолини, 1947), основательницы монашеской конгрегации Сёстры Святейшего Сердца Иисуса.
73.
Конец декабря и январь — время, когда во многих церквях устанавливают рождественские вертепы — воспроизведение сцены Рождества Христова средствами различных искусств. Базилика св. Петра не может пройти мимо популярной традиции.
74.
75.
Знаменитая швейцарская гвардия на посту возле базилики.
76.
77.
Вместо традиционного видео рекомендую устроить себе 3D-экскурсию по базилике, размещенную на сайте Ватикана.
Больше информации можно почерпнуть здесь, здесь и здесь.
Всевозможная подробнейшая информация по архитектурным тонкостям базилики.
Вместо послесловия: при создании отчета в основном по причине того, что доступ в некоторые места базилики туристам ограничен, я был вынужден частично использовать фотографии в основном из Википедии.