Площадь Навона — одна из самых праздничных площадей Рима, здесь всегда много туристов, желающих увидеть изумительные фонтаны, дворец Памфили и прекрасный фасад церкви Борромини [41.8988912N 12.4731034E]. Площадь Навона расположена на месте древнего стадиона, построенного еще в античные времена Гаем Юлием Цезарем и поэтому она имеет форму вытянутого прямоугольника.
1*.
Свое имя площадь Навона получила от греческого слова агон, что означает «состязание». В 46 году до нашей эры Гай Юлий Цезарь для состязаний атлетов построил на этом месте временный стадион, — так появился форум Цезаря. С годами стадион из временного превратился в постоянный. Во времена императора Доминициана он был перестроен — здесь появились скульптуры и другие произведения искусства, а размеры арены составили 275 на 106 метров, вместимость — 15 тысяч зрителей.
2.
Площадь Навона стала архитектурной достопримечательностью с XV века, когда на бывшем стадионе был устроен рынок, где по праздникам проходили гуляния на колесницах, публику развлекали всадники и выполнялись гимнастические трюки. Но самый яркий спектакль можно было увидеть в августе, когда все пространство бывшей арены преграждалось и затапливалось. По воде, как по морю, разъезжали разукрашенные кареты, а также устраивались водные баталии. В любом случае зрелище было впечатляющим за счет ярких огней факелов и света из окон окружающих арену дворцов.
3.
4.
Застроенная в стиле барокко, площадь выглядит как просторный овальный зал с фонтанами. Под рождество и в праздники здесь проводятся ярмарки со сладостями, каруселями и тирами, а в обычные дни здесь играют музыканты, художники рисуют портреты всех желающих, а публика постарше снисходительно смотрит на все происходящее, сидя за столиками кафе и наслаждаясь утренним кофе или вечерним бокалом вина.
5.
6.
Церковь Сан-Аньезе-ин-Агоне
Популярность площади Навона добавила св. Агнесса, одна из самых почитаемых мучениц, посмеяться над которой хотели именно на арене Доминициана. Согласно легенде, 13-летняя христианка Агнесса, жившая в III веке, отказала в близости сыну проконсула, за что ее бросили обнаженной на арену на потеху зрителям. Но потеха не удалась, свершилось чудо — неожиданно волосы Агнессы выросли до пят, прикрыв тело девушки. Ее пытались сжечь на костре, но это также не удалось, и тогда один из солдат убил её ударом меча. В честь святой построена церковь Сан-Аньезе-ин-Агоне. Строительство храма начал Джироламо Райнальди в 1652 году, фасад выполнил Франческо Борромини в 1652-1655 годах, а освятили церковь в 1672 году. Над входом в храм покоится прах папы Иннокентия Х. Голова мученицы Агнессы до сих пор хранится в крипте этой церкви.
7.
Дворец Панфили [41.8981964N 12.4727601E]
Слева от церкви находится дворец Панфили, также построенный Джироламо Райнальди и Франческо Борромини. Галерея, украшенная фресками Пьетро да Кортоны, большой зал и овальные лестницы принадлежат авторству Франческо Борромини. 23 зала палаццо Памфили украшены многочисленными фресками известных художников — Джачинто Джеминьяни, Гаспара Дюге, Пьера Франческо Молы и других. С 1920 года в Палаццо Памфили располагается посольство Бразилии.
8.
Церковь Богоматери Святого сердца [41.8982643N 12.473554E]
Более ранняя церковь была возведена в том же месте в XII веке. Первое упоминание об этой церкви находится в завещании Генриха Кастильского, сына короля Фердинанда III Кастильского, который дал деньги, чтобы построить его в 1259 году. Новое здание было построено в священный 1450 год, используя подарок от Альфонсо де Парадинас. Фасад, когда-то стоявший с противоположной стороны, был спроектирован Бернардо Росселлино. Начиная с 1506 года церковь была национальной церковью испанской общины. Когда в XVII веке неподалеку от площади Испании была построена церковь святой Троицы Испанцев, фокус общины переместился в эту церковь, ставшую испанской национальной церковью. В конце XIX века в ходе реставрации главный вход был перенесен на Пьяцца Навона. Апсида и трансепт были снесены в 1938 году, чтобы открыть нынешний проспект Корсо дель Ринасименто.
9.
Фонтан четырех рек [41.898967N 12.4730927E]
В 1644 г. папа Иннокентий X из рода Памфили решил возвести рядом с семейным дворцом египетский обелиск из асуанского гранита, как считалось в то время, привезённый в Рим императором Каракаллой. На самом деле на обелиске уже в Риме были нанесены иероглифы, прославляющие римских императоров Домициана, Веспасиана и Тита. Античный постамент обелиска так и не был найден. Был объявлен конкурс на лучший проект, однако великий Джованни Лоренцо Бернини не был допущен к участию из-за происков недругов. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). Его покровитель Людовизи, будучи женат на племяннице папы, поставил макет фонтана в столовой, где тот обедал. Иннокентий был поражён неслыханной дотоле гармонией скульптуры и архитектуры, отменил конкурс и велел Бернини без промедления заняться сооружением фонтана. Обелиск украсили фигуркой голубя с оливковой ветвью, который является символом семьи папы — Памфили.
10.
11.
12.
13.
14.
Именно на площади Навона произошло очередное противостояние двух великих архитекторов. Франческо Борромини казалось, что речные боги фонтана отвернулись от его творения — фасада церкви, а Джованни Лоренцо Бернини был человеком заносчивым и ему казалось, что св. Агнесса смотрит на его фонтан снисходительно. Была бы его воля, Бернини переделал бы статую, чтобы Агнесса взирала на его творение восторженно и с замиранием сердца.
15.
16.
Лоренцо Бернини, воодушевленный удачной работой над Фонтаном четырех рек, решил откорректировать еще два фонтана на площади Навона — фонтаны Мавра и Нептуна.
Фонтан Мавра был создан по проекту Джакомо делла Порта, отреставрировал его все тот же Бернини. Фигура Мавра, стоящего на огромной раковине и борющегося с дельфином, стала привлекать всеобщее внимание.
17.
18.
19.
20.
21.
Говорят, что пучеглазому арапу в центре скульптуры Бернини придал черты своего врага, слишком сильно критиковавшего его работы. Остальные скульптуры были выполнены позже, в XIX веке.
22.
23.
Фонтан Нептуна также построен по проекту Джакомо делла Порта и представлял собой обычную чашу, а скульптура бога морей Нептуна, борющегося со спрутом, появилась в конце XIX века.
24.
25.
Статуя Пасквино [41.8977253N 12.4721915E]
Статуя Пасквино — одна из шести римских говорящих статуй. На одной из римских улиц издавна стоял античный обломок — безрукий торс. Изображал он, по всей вероятности, какого-нибудь бога, или героя, или мудреца. Никто не знал точно кого. Напротив него помещалась школа одного скромного учителя, носившего скромное имя — маэстро Пасквино. За неимением точного названия для статуи ее стали называть по имени учителя. В то же время некоторые ученые уверены, что исторический Пасквино был трактирщиком или цирюльником. В 1501 году кардинал Оливьеро Караффа велел снять статую и поставить её на пьедестал у самого угла своего роскошного палаццо в Парионе. В 1505 году установился ежегодный праздник нового святого, не предусмотренный католическим календарём, — 25 апреля (день св. Марка). В этот день безрукий торс всячески украшался, а пьедестал его весь покрывался стихами. Статуя и до сих пор стоит там, с западной стороны от Пьяцца Навона. Место было видное и людное, пьедестал — широкий. Этого было достаточно, чтобы статуя Пасквино мало-помалу сделалась излюбленным местом приклеивания сатирических стихов (пасквилей): обычай, который был введен ещё в XV веке и широко практиковался в Риме. Так, за безобидным школьным учителем мало-помалу укрепилась репутация обличителя.
26.
Сан-Луиджи-деи-Франчези [41.8995899N 12.4747396E]
Совсем рядом с площадью Навона находится церковь, на мой взгляд, обязательная к посещению — Сан-Луиджи-деи-Франчези. Церковь была построена в 1518-1589 годах специально для местной французской общины при содействии французских мастеров и посвящена королю Франции Людовику IX Святому. Король руководил седьмым и восьмым крестовыми походами и умер во время эпидемии в Тунисе в разгар попытки обратить местного султана в христианство. Впоследствии Людовик IX был канонизирован, став первым святым среди французских королей. Строительство церкви началось в 1518 году на землях, принадлежавших ранее монастырю Фарфа, а позднее проданных семейству Медичи. На этом месте была расположена скромная Ротонда св. Марии, а также древнеримские развалины терм Нерона и терм Агриппы. Папа Климент VII поручил возведение новой роскошной церкви архитектору Джакомо делла Порта. Финансировала строительство королева Франции Екатерина Медичи, самая могущественная женщина Европы XVI века. На некоторое время постройка была прервана из-за разграбления Рима в 1527 году войсками императора Карла V. Только в 1589 году церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези была достроена Доменико Фонтана, а 8 октября того же года и освящена. Двухэтажное здание церкви венчает тимпан с мраморным гербом Франции, а также барельеф с саламандрой, которая являлась геральдическим символом короля Франции Франциска I. Фасад из белого мрамора и травертина имеет три входных портала и по две ниши со статуями на первом и втором ярусах. Скульптуры изображают императора Карла Великого, короля Франции Людовика IX Святого, св. Клотильду Бургундскую и св. Жанну Французскую.
27.
Интерьер, состоящий из центрального нефа, двух проходов и боковых часовен, в значительной степени украшен барочным стилем Антуана Деризе и показывает изобилие мрамора, позолоты и фресок.
28*.
Потолок работы Шарля-Жозефа Натуара
29*.
30.
Для лучшей ориентации и понимания дальнейшего рассказа привожу план церкви. Как обычно, далее в квадратных скобках будут приводиться ссылки на этот план. «Обход» церкви будет от входа в церковь по часовой стрелке.
31.
Капелла св. Себастьяна [11]
Эта часовня была воссоздана в начале двадцатого века. Алтарный образ св. Себастьяна выполнен французским художником Нума Букоран. Все фрески принадлежат кисти Джузеппе Манно и созданы в 1833 г. Они являются примером переосмысления классического стиля XVI века. На своде изображены ангелы, одетые в трофеи, и сцена мученичества св. Себастьяна. Алтарь, на котором можно увидеть горностаев (гербового символа Бретани), происходит от древней бретанской церкви св. Ива, разрушенной в 1873 году.
32.
33.
Капелла св. Николая [10]
Часовня была создана в 1587 году и посвящена святому Николаю. Св. Николай — святой покровитель Лотарингии (Северо-Восточная Франция), где он был очень почитаем с тех пор, как его реликвии украли в Бари. В центре капеллы картина об одной из самых знаменитых легенд о св. Николае (Джироламо Музиано, 1592), в которой рассказывается о его посещении некоего постоялого двора, где он обнаружил, что вероломный трактирщик имеет обыкновение красть детей, убивать их и в качестве мясных блюд подавать гостям. Ища подтверждение этому факту, св. Николай обнаружил тела троих детей в бочке с рассолом. Он осенил их крестным знамением, и все трое детей вернулись к жизни. Это чудо послужило тому, что св. Николая стали считать покровителем детей.
34.
Слева и справа от алтаря изображены св. Екатерина Александрийская и св. Варвара работы Джироламо Массеи римской школы эпохи чинквеченто. На стенах капеллы расположены картины с различными эпизодами из жизни св. Николая: слева «Рождение св. Николая», справа — «Смерть святого епископа». Фрески на своде: «Святитель предлагает хорошее приданое девушкам» (слева) и «Св. Николай спасает от смерти невиновного» (справа). В центре свода «Св. Николай в небесной славе». Все эти фрески принадлежат Балдасаре Кроче из Болоньи.
35.
Капелла св. Людовика Французского [9]
Эта часовня — работа живописца, скульптора и архитектора Плаутилла Бричи, работавшего в Риме с 1644 по 1680 год. Барочный декор, в том числе портрет св. Людовика на алтаре, соответствует классической школе Бернини. Стены полностью покрыты двумя большими полотнами. Слева Екатерина Медичи представляет св. Людовику план церкви архитектора Никола Пинсона. Эта анахроничная сцена пожертвования Медичи участка земли для строительства церкви. Справа картина Луиджи Джиминиани «Св. Людовик приносит в Париж терновый венец». На алтаре есть красивая позолоченная бронзовая скиния с четырьмя статуями, изображающими евангелистов.
36.
37.
Капелла св. Девы Марии [8]
Сначала Джованни Бальоне, который был одним из самых главных противников и в то же время лучшим биографом Караваджо, начал создавать «Поклонение волхвов» на левой стене. Впоследствии по причине его испортившегося зрения заказ этой работы был отменен. После некоторого колебания в выборе нового исполнителя работ в сторону Никола Пуссена, выбор остановили на художнике из Лотарингии Чарльзе Меллине. Справа изображено «Благовещение» и «Встреча Марии и Елизаветы», на своде три панели представляют «Сретение Господне», «Коронацию Богородицы» и «Посещение Пресвятой Девы Марии». К сожалению, все эти фрески были изменены при реставрации в XX веке художником Манно, который превратил Успение Девы на своде в Коронацию. Картина в центре неизвестного автора, — безусловно, старейшая из фресок. Столь же ценными являются арки свода и столбы той же эпохи, а также декор часовни.
38.
Капелла св. Матфея (капелла Контарелли) [7]
Самой известной работой в церкви, несомненно, является цикл живописи, украшающий пятую часовню слева, — часовню Контарелли. Этот ансамбль реализован мастером барокко Микеланджело Мериси да Караваджо с 1599 по 1602 год по заказу кардинала Маттиу Контарелли и посвящен жизни святого Матфея. Иллюстрируют этот цикл три картины: слева «Призвание апостола Матфея», по центру в алтаре «Святой Матфей и ангел», и справа — «Мученичество святого Матфея». Острее всего выстроена композиция в «Призвании»: свет выхватывает только часть профиля и руку Иисуса, указующему жесту которой вторят святой Петр и сам бородатый Матфей. Среди мятущихся теней «Мученичества» Караваджо изобразил самого себя (бородач за спиной убийцы). Сцену с ангелом художнику пришлось переделывать — первую версию, где ангел-эфеб водил рукой неотесанного евангелиста, кардинал-заказчик отверг как слишком радикальную (она попала в частную коллекцию и в конце концов погибла в Берлине во время войны). Нынешний вариант — вполне канонический: посланник небес не вмешивается в дело напрямую. Фреска на потолке этой часовни представляет собой еще один эпизод в жизни святого Матфея «Воскресение дочери короля». Эта фреска связана с Джузеппе Чезари, бывшим работодателем и учителем Караваджо после приезда в Рим. Слева на фреске изображен св. Матфей, справа — пророки.
39.
40.
41.
42.
Главный алтарь [6]
Прекрасный образец стиля барокко. Алтарный образ носит название «Вознесение Богородицы» (Франческо Бассано мл., 1589).
43*.
Капелла распятия [5]
Часовня Распятия посвящена жертвам терроризма. В настоящее время в капелле можно увидеть портрет французского священника Жака Амеля, убитого террористами 26 июля 2016 года в Сент-Этьен-дю-Рувре, недалеко от Руана.
44.
Капелла св. Ремигия [4]
Согласно легенде, король франков Хлодвиг I пообещал во время битвы при Толбиаке, что примет крещение в соответствии с верой своей невесты Клотильды Бургундской, если победит в сражении. Он получил крещение от св. Ремигия в 496 году в Реймсе и стал первым христианским королем во французской истории. Поэтому картины этой часовни посвящены св. Ремигию и переходу франков в христианство. Часовня была создана в период между 1547 и 1564 годами. Над алтарем находится картина Якопино дель Конте «Хлодвиг и св. Ремигий». На ней король после крещения приказывает уничтожить идолов, а св. Ремигий крестит франков. Справа — «Армия Хлодвига в битве при Толбиаке» (картина неизвестного автора), а слева — «Крещение Хлодвига» кисти Джироламо Сициоланте, художника школы Рафаэля. Свод был разделен на три части с изображениями отдельных эпизодов из истории франков, написанные Григорием Турским (справа налево): «Взятие Суассона», «Суассонская чаша» и «Битва при Толбиаке».
45.
Капелла св. Жанны Французской [3]
Капелла была построена в честь Жанны де Валуа, дочери короля Франции Людовика XI и основательницы ордена аннунциаток, сразу после ее беатификации в 1742 году. В центре картина «Св. Жанна во славе» художника из Авиньона Этьена Паррочела. Справа от алтаря захоронение плохо идентифицированного святого: оно может принадлежать св. Филиппу Нери или св. Франциску Сальскому, которые проповедовали в этой церкви, или св. Карло Борромео, которому часовня была посвящена до 1742 года. На левой стене установлен памятник кардиналу д’Оссату, который был переговорщиком по примирению короля Франции Генриха IV, гугенота по вероисповеданию, с католической церковью в 1595 году.
46.
Капелла св. Сесилии [2]
Вторая капелла справа поражает фресками Доменикино на тему жития покровительницы музыки св. Цецилии. На алтаре — копия картины «Экстаз св. Цецилии» работы Гвидо Рени с одноименного оригинала Рафаэля. Мы видим св. Цецилию в окружении святых. В руках она традиционно держит маленький переносной орган. Взгляд ее в экстазе устремлен вверх, туда, где хор небесных ангелов поет божественную песню. У ног святой сломанные старые музыкальные инструменты: скрипка без струн, барабаны с потертой кожей, сломанные дудочки. Это символизирует превосходство всего божественного над человеческим. Крайний слева спиной к зрителю стоит апостол Павел с мечом — орудием своего мучения. Взгляд его задумчив, он смотрит на сломанные музыкальные инструменты. Следующий слева стоит Иоанн Евангелист. Мы узнаем его по Евангелию у ног его и по орлу, который является символом святого. Иоанн Евангелист пересекается взглядом со св. Августином, который держит епископский посох. Крайняя справа стоит св. Мария Магдалена с амфорой в руке. Картина Гвидо Рени находилась в США и в 1978 году была приобретена на аукционе Сотбис специально для размещения в этой церкви.
47.
Другие фрески Доменикино в капелле:
На стене слева: Смерть св. Цецилии. На стене справа: «Св. Цецилия раздает свои вещи бедным и нищим».
На своде слева: «Св. Цецилия отказывается приносить жертву языческим богам». Префект города Рима приказывает св. Цецилии принести жертву языческим богам. Юноша слева подводит барана, чтобы заколоть его у жертвенника. Она отворачивается и показывает, что для нее это невозможно. Но св. Цецилия говорит о Божественной любви с окружающими.
На своде в центре: » Триумф св. Цецилии на небесах». На своде справа: «Св. Цецилия и ее жених Валентин получают от Ангела небесного венок с цветами».
48.
Капелла св. Дионисия [1]
В центре картина «Св. Дионисий дает зрение слепому Рейнальду Левье», французскому живописцу XVII века и другу Никола Пуссена. Справа у стены могила Клода де Пюи (1577); левый памятник изготовлен в честь кардинала Чарльза д’Ангеннса де Рамбуйе (1587). В капелле можно прочесть надпись в память о погибших французских солдатах на войне.
49.
Орган Мерклина 1881 года, расположенный в барочном конртфасаде, является одним из немногих полностью сохранившихся инструментов Джозефа Мерклина. Расположенный в великолепном хоре над парадной дверью, он был построен французским мастером Джозефом Мерклином в 1881 году. В нем есть три 56-нотных клавиатуры и 30-нотный педальный привод с пневматической трансмиссией Barker. Всего Джозеф Мерклин построил, отреставрировал и отремонтировал более 400 органов преимущественно в церквях Бельгии и Франции.
50.
Читатель также может совершить виртуальный тур по церкви.
Внутренний двор Ex Collegio Germanico [41.9003126N 12.4745759E]
Рядом с церковью Сан-Луиджи-деи-Франчези расположена бывшая германо-венгерская школа-интернат, основанная в XVI веке. В XIX в. здание использовали под семинарию Пия IX (1846-1878), в честь которого коллегиум получил имя. Здесь также присутствует Викариат Рима и другие институты Ватикана. В соответствии с соглашением здание освобождено от экспроприации и налогов. Во дворе живописный фонтан с крылатым драконом — геральдической эмблемой папы Григория XIII, истинного основателя Немецко-Венгерского колледжа.
51.
Напоследок традиционно предлагаю посмотреть пару видеозарисовок по теме отчета.