Окончание поста о базилике Санта-Мария-сопра-Минерва, начало смотреть здесь. Нумерация фотографий сквозная.
Для удобства чтения повторяю план базилики.
Статуя Воскресшего Христа [20]
Статуя Воскресшего Христа Микеланджело считается одной из самых важных работ эпохи Высокого Возрождения. Эта статуя изображает Христа, придерживающего руками большой крест, совершенно обнаженным, подобным античному атлету, но поза его не выразительна. Может быть, ни в одном другом произведении, как здесь, Микеланджело не выражена так ясно идея эпохи Возрождения о возможности синтеза христианства с античностью. Бронзовая набедренная повязка была добавлена только после Тридентского Собора, так как одним из решений Собор потребовал соблюдение более строгих моральных норм в работах, заказанных церковью.
49.
Работа была заказана в июне 1514 года римским патрицием Метелло Вари, который оговаривал только, что обнаженная фигура будет иметь Крест в руках, но в то же время полностью оставил композицию за Микеланджело. Микеланджело работал над первой версией этой статуи в своей мастерской в Макелло-деи-Корви около 1515 года, но оставил ее в отложенном состоянии, когда обнаружил черную вену в белом мраморе. Новая версия была поспешно изготовлена в 1519-1520 годах для выполнения условий договора. Микеланджело работал над ним во Флоренции, и после переезда в Рим нанесение последних штрихов поручил своему ученику Пьетро Урбано; последний, однако, несколько повредил работу, и потому Микеланджело был вынужден поправить скульптуру, особенно лицо.
50.
Главный алтарь и Хоры [21]
Первоначально хоры были построены в первой половине XV века по приказу кардинала Бартоломео Вителлеско. В 1614 году Карло Мадерно обновил хоры (также известные как капелла Медичи) в стиле барокко. Неоготическая форма потолка относится к XIX веку. В задней части часовни находятся несколько мраморных гробниц, среди которых простое захоронение важного гуманиста во времена итальянского ренессанса кардинала Пьетро Бембо.
51.
Примерно в 1539 году Антонио да Сангалло мл. по заказу герцога Алессандро де Медичи осуществил полную реконфигурацию с целью установки могильных памятников двум папам — выходцам из дома Медичи — Льву X и Клименту VII. Две элегантные гробницы имеют идентичное архитектурное решение: три ниши, в средней находится статуя Папы, в боковых нишах стоят фигуры пророков, а также большой тимпан над нишами. На двух столбах хора можно увидеть герб семейства Каэтани.
52*.
Монумент папы Клименту VII (справа) создал Антонио да Сангалло. Статуя Папы — произведение Бартоломео Липпи. На рельефе можно увидеть примирение папы с императором Карлом V (Баччо Бандинелли).
53.
Монумент папы Льва X (слева) также исполнил Антонио да Сангалло. Статуя Папы — произведение Раффаэлло да Монтелупо. Рельеф изображает встречу папы с королем Франции Франциском I (Баччо Бандинелли).
54.
Ниже главного алтаря находятся останки св. Екатерины Сиенской, покровителя Италии, умершей возле церкви 29 апреля 1380 года; ее голова была доставлена в Сиену, где она хранится в реликварии в базилике ди Сан Доменико. Алтарь в его нынешнем виде относится к XIX веку. В 1857 году он был переработан в неоготическом стиле по проекту Джузеппе Фонтана, украшен четырьмя кардинальными достоинствами и главами ангельскими (Франческо Подести). В стеклянном храме над реликвиями видна эффигия святой (1430), приписываемая скульптору Исайя да Пиза, хотя хронологически и стилистически атрибуция, вероятно, неверна, так как в 30-х годах XV века художник не выполнял самостоятельные работы.
55.
Справа от главной часовни перед колонной стоит статуя Иоанна Крестителя [22], выполненная Джузеппе Обичи (1858).
56.
Капелла Капраника [23]
Ранее эта часовня была освящена в честь Благовещения Марии, но с 1579 года посвящена Богоматери Розария. С 1449 года капелла находилась под патронажем семьи Капраника. В этом месте с 1430 по 1855 год хранились останки св. Екатерины Сиенской. Часовня была перестроена известным гуманистом и богословом кардиналом Доменико Капраника, чей мемориал возле правой стены часовни изготовил Андреа Бреньо в 1470 году. Алтарный образ написал неизвестный автор XV века, а в эдикуле изображены св. Доминик и св. Екатерина Сиенская.
57.
Фрески на стене из цикла «Истории Святой Екатерины Сиенской» в 1586 году написал Джованни де Векки. Фресковые панели в богато оформленном сводчатом потолке изображают Тайны Розария (Марчелло Венусти, 1573). Однако одна из панелей «Коронация с шипами» принадлежит Карло Сарацене и датируется XVII веком, а сепия-картина «Мадонна Розария со святыми Домеником и Екатериной Сиеной» — Микеланджело Черрути XVIII века.
58*.
В люнетном окне над алтарем изображен витраж «Коронация Богоматери Христом». Другой памятник в часовне выполнил Пио Капраника в 1855 году.
60.
Капелла Альтиери [24]
Эта часовня посвящена всем святым, а также святым, канонизированным папой Климентом X: Луиджи Белтраме, Роза да Лима, Филиппо Беницци, Франческо Борджиа и Гаэтано Тьене — тех святым, которые были канонизированы с 1671 года после передачи папой Климентом X часовни под патронаж его семьи Альтиери. Капелла получила свою нынешнюю форму в 1671 году по инициативе кардинала Камилло Массими. Картина маслом на алтаре «Петр представляет Богородице пять святых» (Карло Маратта, 1671). На боковых стенах часовни, украшенных элегантными мраморными орнаментами, находятся бюсты членов семьи Альтьери, созданные Козимо Фанчелли (1671). На люнете над фреской изображена «Троица» (Джованни Баттиста Гаулли).
61.
Погребальный памятник Гийому Дюранду [25]
Гийом Дюран был епископом Менде и важным юристом канонического права. На мозаике в готической нише, выполненной Джованни Космато (1296), изображена Дева Мария с младенцем, слева — св. Приват, а справа — св. Доминик.
62.
Выше, над часовнями, прилегающими к главному алтарю, находится орган, построенный в 1630 году Эннио Бонифази по заказу кардинала Сципионе Боргезе. Над органом — декоративные балконы для хора работы Паоло Маруселли.
63.
64.
Капелла Карафа / Благовещенская часовня [26]
Часовня Карафа посвящена св. Фоме Аквинскому. Кардинал Оливьеро Карафа, покровитель доминиканцев, построил ее в конце XV века в честь святого. Он также сделал заказ на фресковую живопись, которую Филиппино Липпи исполнил между 1489 и 1492 годами. Входная арка с надписью Девы Марии Аннунциата и св. Фомы Аквинского окружена двумя путти школы Верроккьо. На дальней стене фрески Филиппино Липпи покрывают комнату, над алтарем — изображение Девы Марии в небе, окруженной ангелами, играющими музыку. Алтарь знаменит фреской Филиппино Липпи «Святой Фома Аквинский представляет кардинала Карафа Деве Марии». Погребальный памятник папы Павла IV построен в 1566 году по проекту Пирро Лигорио и установлен у левой стены капеллы.
65*.
На правой стене фреска Филиппино Липпи представляет «Торжество святого Фомы над еретиками». Святой в доминиканском облачении сидит в кресле, окруженный олицетворениями грамматики, риторики, богословия и философии. У его ног под видом старика, наполненного бессильной яростью, — побежденное заблуждение. На заднем плане вид Рима (Латеранская базилика с конной статуей Марка Аврелия). На переднем плане фигура святого, победившего еретиков; на земле лежат опровергнутые писания.
66*.
В правом люнете — «Чудо креста». В спранделях потолка изображены четыре сивиллы, написанные Раффаеллино дель Гарбо, учеником Филиппина Липпи: Дельфийская, Кумская, Тибуртинская и Геллеспонтская сивиллы.
67.
Капелла распятия [28]
Вход в крошечную часовню Распятия осуществляется с угла правого трансепта и представляет собой готическую арку с громоздким фронтоном. Согласно записям, для ее создания в 1663 году были использованы элементы средневекового балдахина над главным алтарем, разрушенным в 1600 году. Деревянное распятие неизвестного автора XV века заменило распятие предположительно работы Джотто, которое «пропало» в XX веке. На фреске под распятием изображен св. апостол Варнава.
Слева от часовни находится погребальный памятник из полихромного мрамора [27], заказанный папой Климентом VIII в 1595 году для своего друга, рыцаря Гроба Господня и префекта Папского флота Эмилио Пуччи Пандольфи. Памятник создал Джакомо делла Порта. Справа от входа в часовню установлен памятник Америго Строцци, выполненный в 1592 году Таддео Ландини.
68.
Справа от капеллы Распятия находится алтарь свв. Люсии и Агаты [29] работы Джироламо Сициоланте (около 1550). Частично поврежденная картина расположена над жертвенником, подаренным Онэста Марсилиана (1550).
69.
Капелла Пеньяфорта [30]
Первоначально часовня была посвящена апостолу Павлу и Иоанну Крестителю. В 1447 году по заказу испанского кардинала Хуана Диего делла Кока часовня была перестроена и посвящена генералу ордена доминиканцев св. Раймунду Пеньяфорту. Его памятник прикреплен к пилястру с правой стороны от входа. Алтарь, украшенный драгоценным полихромным инкрустированным мрамором, был вновь освящен в 1727 году. В алтаре XVII века художник Никколо Маньи изобразил св. апостола Павла и св. Раймундо ди Пеньяфорта.
70.
На правой стене мы видим похоронный памятник кардиналу Диего де Кока. созданный в мастерской Андреа Бреньо (ок. 1464). Над саркофагом фреска «Христос во Славе» неизвестного автора школы Мелоццо да Форли.
71.
Расположенный в часовне на левой стене похоронный памятник епископу Бенедетто Сопранзи также изготовлен в мастерской Андреа Бреньо (1485).
72.
Капелла Альдобрандини [31]
Капелла Альдобрандини — самая большая в церкви. Первоначально она была построена доминиканским кардиналом Маттео Орсини в 1340 году, но в 1587 году была передана семье Альдобрандини. Герб семьи венчает входную арку в часовню. Папа Климент VIII Альдобрандини привлек к роскошному оформлению часовни Джакомо делла Порта и Джироламо Райанди, однако окончательно работы (выше карниза) были завершены под руководством Карло Мадерна.
73*.
На алтаре изображено «Учреждение таинства святой Евхаристии» кисти Федерико Фиори, также известного как Иль Бароччи (1607). Алтарь окружен статуями святых Петра и Павла (Камилло Мариани), а на боковых стенах — скульптурные изображения папы Климента VIII (Ипполито Буззи) (слева), а справа — св. Себастьяна (Никола Кордье). Последняя статуя интересна тем, что, по данным некоторых исследователей, была первым вариантом «Воскресшего Христа» Микеланджело, отвергнутого из-за недостатков мрамора. Предположительно Кордье увидел потенциал заготовки и переработал его. Однако эта версия была опровергнута в 2000 году, когда настоящая забракованная статуя была обнаружена в церкви Сан-Винченцо-Мартире в Бассано-Романо. Ниже этих статуй находятся бюсты членов семьи Альдобрандини, также выполненные Камилло Мариани.
74*.
Фрески в люнетах и на своде потолка принадлежат кисти Черубино Альберти (1605-1611). Фреска центрального склепа изображает «Триумф креста», а на боковых люнетах показаны Эритрейская сивилла и Пророк Иезекииль.
75.
На боковых стенах выделяются гробницы родителей папы Климента VII из полихромного мрамора, включая коринфские колонны из офикальцита. Общий стиль напоминает древнеэтрусское погребальное искусство. Проект разработан Джакомо делла Порта, но главным скульптором является Никола Кордье. Справа находится захоронение Сильвестро Альдобрандини.
76.
Слева захоронена Леза Дети. Ангелов изготовил Карло Мадерно, статую Милосердия — Никола Кордье, а Религии — Камилло Мариани.
77.
Капелла Благовещения [32]
Эта часовня спонсировалась не благородной семьей, а братством Благовещения, основанным в 1460 году испанским доминиканским кардиналом Хуаном де Торквемада (дядей печально известного инквизитора). Он был главным благотворителем церкви. Позднее братство наняло Карло Мадерна, чтобы придать часовне облик в стиле барокко, но, к счастью, был сохранен превосходный алтарь, являющийся настоящим сокровищем церкви.
78.
Алтарный образ «Благовещение Пресвятой Богородицы» исполнил Антониаццо Романо в 1500 году (позже, чем считалось ранее). Библейская сцена показана в тот момент, когда голубь Святого Духа находится на пути между Богом-Отцом (вверху справа) и Богоматери, чтобы пропитать ее Богом-Сыном. Богоматерь раздает мешки с деньгами в качестве приданого трем маленьким девочкам, стоящим на коленях перед ней вместе с кардиналом. Справа и слева от алтаря изображены свв. Доминик и Гиацинт; авторство фресок приписывается Никколо Стаббия (XVI век). Фрески в люнетах и на своде, к сожалению, поврежденные дождем, написал Чезаре Неббиа. Они изображают сцены из жизни Богоматери. Люнет над алтарем показывает Рождество, а на фреске центрального свода изображено Успение.
79.
Капелла Габриелли [33]
Часовня посвящена св. Петру Веронскому, который был инквизитором Ломбардии и первым мучеником-доминиканцем. Она была построена в XV веке апостольским протонотарием Фалько Синибальди. С 1548 года находилась под патронажем семьи Габриелли. Алтарь «Гибель святого Петра Веронского» — произведение Бонавентуры Ламберти.
80.
На боковых стенах фрески Джованни Баттиста Франко «Поклонение пастухов» и «Воскресение» (ок. 1550). Арки входа и колонны украшены фресками Джироламо Муциано, который изобразил символы евангелистов, пророков, сцены из жизни Иисуса и аллегорические сцены (1550). На фресках в боковых люнетах написаны сивиллы и пророки (Джованни Франко).
81.
Капелла Колонна [34]
Часовня была построена в 1540 году в честь Святой Троицы, но после канонизации св. Розы Лимской папой Климентом X капелла была переоборудована в 1685 году и переосвящена в ее честь. Покровителями часовни были семьи Колонна и Скьярра. Часовня считается национальной для перуанцев, о чем свидетельствует государственный флаг. Практически все богатое оформление часовни, включая картины и лепные украшения, выполнил Лаззаро Бальди. Стены отделаны ценным полихромным мрамором. На картинах маслом по бокам показаны: справа «Явление Христа Розе Лимской» (1671) и слева «Явление Богоматери Розе Лимской» (1671). На фреске в куполе Розу венчает Богоматерь на небесах, а Христос дает указания.
82.
Капелла Каффарелли [35]
В 1489 году Просперо Каффарелли построил эту часовню для своей семьи. Первоначально она была посвящена св. Доминику, позднее св. Людовику Бертрану, миссионеру ордена доминиканцев. Кардинал Сципионе Боргезе заказал и оплатил оформление часовни в богатом барочном стиле. Последняя реставрация часовни состоялась в 1999 году. На алтаре — картина маслом «Экстаз Людовика Бертрана» кисти Джованни Баттиста Гаулли (1673). В купольном пространстве можно увидеть фрески с эпизодами из жизни св. Людовика кисти Гаспаре Целио (1621).
83.
Баптистерий [36]
Часовня первоначально была посвящена Святому Рождеству и находилась под патронажем семьи Каффарелли. Восьмиугольное пространство было перестроено в XVII веке по заказу кардинала Сципионе Каффарелли-Боргезе. Реставрация часовни была выполнена в 1724 году архитектором Филиппо Рагудзини. С 1848 года часовня используется в качестве баптистерия. Фрески на диагональных стенах часовни показывают символы четырех евангелистов. В центре комнаты стоит крестильная купель из мрамора XIX века с металлической крышкой. На задней стене с 2000 г. находится картина маслом «Noli me tangere» итальянского художника Марчелло Венусти (ок. 1573-1579).
84.
Очень подробный рассказ о Базилике Святой Марии над Минервой (на итальянском языке).
И напоследок для закрепления результата можно посмотреть небольшое видео.