Капитолийские музеи — старейший публичный музей в мире, начало которому положил папа Сикст IV в 1471 году, передав в дар «народу Римa» собрание античной бронзы, помещавшееся до того под стенами Латерана. Музеи размещаются в трёх дворцах на спроектированной Микеланджело Буонарроти площади Капитолия в Риме: средневековый Сенаторский дворец, перестроенный Микеланджело Дворец Консерваторов и повторяющий его облик Новый дворец XVII века.
1. Так выглядел Дворец Консерваторов в XVIII веке на гравюре Джованни Пиранези.
Дворец Консерваторов (Палаццо-деи-Консерватори) — ренессансное общественное здание на Капитолийской площади в Риме. В небольшом общественном здании заседали судьи, именуемые консерваторами (что и дало название дворцу), сенаторы из близлежащего дворца и городские магистраты, которые вместе осуществляли власть над вечным городом. Во дворце находится бОльшая часть экспонатов Капитолийских музеев. Естественно, что я запечатлел далеко не все экспонаты, а только те, что чем-то меня впечатлили.
1a. Макет Капитолийской площади и Капитолийских музеев
Внутренний двор Дворца Консерваторов
Во внутреннем дворе музея хранятся фрагменты античных скульптур – в частности обломки колоссальной десятиметровой статуи императора Константина из базилики Максенция, у которой ступня длиной почти в человеческий рост. Она изображала Константина сидящим. Кроме конечностей и головы ничего не сохранилось — все остальное ради экономии мрамора было скрыто деревянной тогой. Судя по размерам сохранившихся частей, определено, что примерный размер памятника равнялся 12 метрам в высоту.
2.
3.
На левой стороне двора, были помещены рельефы, изображающие провинции Рима, найденные в руинах Храма Божественного Адриана на площади Пьетра в Риме.
4.
5.
6. Голова статуи императора Константина (313-324 г. н.э.).
7. Ступня статуи императора Константина.
8. Статуя сидящей богини Ромы, покровительницы Рима. (117-138 г. н.э.)
9. Статуя плененного варварского царя (II в. н.э.)
10.
11.
12.
Количество всевозможных бюстов известных людей в музее поражает воображение.
13.
14.
15. Бюст Тибериуса (слева)
16.
17. Бюст Адриана
18.
19. Антверпенский гобелен из серии, представляющей историю Семирамиды.
Зал фронтона
Скульптуры и украшения из разноцветной терракоты были частью фронтона римского храма Республиканской эпохи (середина II века до н.э.). Основной темой изображения является сцена жертвоприношения шести животных Марсу и двум женским божествам, в то время как небольшой рельеф, установленный в верхней части крыши, иллюстрирует борьбу Геракла против морского чудовища для освобождения Гесионы.
20.
21.
22.
Cо смотровой площадки на крыше дворца Консерваторов открываются интересные виды на Рим. Заодно можно взять чашечку кофе и пирожное в кафетерии, сесть за столик на свежем воздухе и немного отдохнуть.
23.
24.
25.
26. До собора св. Петра в Ватикане по прямой всего-то 2,6 километра.
27. Древнеримская колесница
Статуя Афродиты, выходящей из воды, по другим данным — идеализированный портрет Клеопатры VII из Египта. Также известна как Венера Эсквилинская (I в. н.э.).
28.
29.
30.
31.
Бюст императора Коммода в образе Геракла в шкуре льва и с золотыми яблоками Гесперид. В последние годы правления император стал отождествлять себя с Геркулесом, требуя от Сената называть себя не Коммодом, сыном Аврелия, а Геркулесом, сыном Юпитера. По его требованию месяц август стали называть коммодом, сентябрь — геркулесом, октябрь — непобедимым, ноябрь — преодолевающим, декабрь — амазонским. В 190 году переименовал Рим в Город Коммода. Сенат не возражал и удовлетворял все самые нелепые просьбы императора.
32.
33.
Зал Хорти мецената
34. Борющийся Геракл. Копия с греческого оригинала.
35. Статуя сатира Марсия. Копия с греческого оригинала. II в. н.э.
36. Фонтан в виде роговидного стакана (ритона)
37. Статуя собаки
38.
39.
Галерея
40.
41.
42.
43. Монумент в честь Чарльза I Анжуйского, короля Сицилии и сенатора Рима (ок. 1277)
44. Статуя женщины в хитоне
45. Статуя женщину в пеплуме, копия греческой скульптуры
46. Статуя Гигиеи
47. Отдыхающий сатир
48. Бронзовая статуя коня, явно на коне когда-то сидел всадник. С авторством имеются разночтения: то ли это работа Лисиппа, то ли Гегия Афинского (учителя Фидия).
49. Танцующая менада. I-III в н.э. копия с греческого оригинала Каллимаха V в. до н.э.
Экседра Марка Аврелия
В грандиозном стеклянном зале, построенном внутри дворца Консерваторов, сегодня экспонируются конная статуя Марка Аврелия, бронзовая позолоченная статуя Геракла и остатки бронзового колосса Константина.
50.
51.
52.
53.
54. Лев, атакующий лошадь. В 1594 году ученик Микеланджело Руггеро Баскапе добавил лошади голову, ноги и хвост, а льву — задние лапы.
55. Статуя Геркулеса (позолоченная бронза, II век до н.э.)
Зал Горациев и Куриациев. В большом зале до открытия музея заседал Общественный Совет. Даже сегодня зал часто используется для важных церемоний, таких как подписание Римского договора. Украшение этой большой комнаты — фрески работы Джузеппе Цезари конца XVI века. Эти фрески изображают исторические эпизоды Древнего Рима. К сожалению, зал находился на реставрации, поэтому полностью его показать не получилось.
56.
Две монументальные статуи пап обращены друг к другу на двух коротких сторонах комнаты: одна изображает Урбана VIII в мраморе работы Бернини и его учеников (1635-1640), в то время как бронзовая статуя Иннокентия X является работой Альгарди (1646-1650).
57.
Зал триумфов (Зал торжеств)
Фрески, которые проходят вдоль верхней части стен, созданы Микеле Альберти и Якопо Роккетти в 1569 году. Они изображают триумф Луция Эмилия Павла над королем Македонии Персеем. Кессонный деревянный потолок остался единственным среди созданных во дворце Фламинио Болонье. В этом зале также установлены большие бронзовые скульптуры Капитолийского Брута, Спинарио и Камилла.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
Зал капитанов
В комнате проводились заседания Секретного совета и Трибунала Консерваторов. Его современное название связано с наличием скульптур конца XVI века и первых десятилетий XVII века в честь прославленных генералов, отличившихся в боевых действиях. Были повторно использованы древние вооруженные скульптуры, современные скульпторы завершили недостающие части. Фрески на стене работы Томмазо Лаурети конца XVI века. Они относятся к ранней республиканской эпохе и в виде гобеленов иллюстрируют различные эпизоды древней римской доблести. Комната также содержит каменные скрижали и портретные статуи известных людей и начальников Папской Милиции.
64.
65. Марко Антонио Колонна (1535-1584), который командовал папским флотом в битве при Лепанто против турок (1571).
66. Битва при Регильском озере — главное сражение Первой Латинской войны
67. Правосудие Брута
68. Величественная статуя в честь Карло Барберини, брата папы Урбана VIII (1623-1644): Джан Лоренцо Бернини работал над портретом, а Альгарди завершил скульптуру с щитом и оружием.
69.
70.
71. Кессонированный потолок Зала Капитанов с расписными полотнами, иллюстрирующими «Освобожденный Иерусалим».
Зал волчицы
С тех пор как в середине XVI века, когда был открыт зал с тремя арочные лоджии, здесь находится бронзовая Капитолийская волчица, кормящая Ромула и Рема. Волчица стала символом Рима. Согласно последним исследованиям, вероятная дата создания статуи находится между 1021 и 1153 годами. В стены встроены фрагменты консульской и триумфальной фастий, списки магистратов и триумфальных победителей со времен республики до Августа.
72.
73.
74.
75.
76.
77. Авторство скульптур младенцев Ромула и Рема, очевидно выполненных в другой манере, было документально зафиксировано. Их добавил к скульптуре Антонио дель Поллайоло в XV веке.
Зал гусей
Изобразительные украшения комнаты восходят к середине XVI века времен понтификата Папы Павла III. Фриз состоит из небольших панелей с игривые сцены на фоне реальных или воображаемых ландшафтов, чередующихся с военными трофеями и цветочными и фруктовыми триумфами. Два бронзовые гуся XVIII в. дали комнате свое название. В комнате стоят бронзовая ваза в виде бюста Исиды и голова Медузы работы Бернини.
78. Меж двух гусей стоит бюст Микеланджело.
79.
Зал орлов
Прекрасные деревянные потолки с нарисованными пейзажами чередуются с резными золочеными розетками. Фриз ниже того же периода, что и в зале гусей, имеет ряд панелей, отображающих вид на Рим. Овальные медальоны показывают некоторые эпизоды из истории республиканского Рима. Небольшие бронзовая и мраморная статуи, украшенные символами плодородия и головами животных, являются копиями греческих статуй из храма Артемиды в Эфесе. Два мраморных орла дали комнате свое название.
80.
81.
Зал гобеленов
На фресках изображены сцены из жизни Сципиона. Зал украшен репродукциями древних статуй, изготовленными в середине XVI века, в то же время, как и позолоченной резной деревянный потолок. В XVIII веке был установлен трон, чтобы использовать во время папских визитов и зал был украшен гобеленами из римского завода Сан-Микеле и богато резной мебелью. Изображения на гобеленах Доменико Корви показывают исторические и легендарные эпизоды древнего Рима и воспроизводят картины известных художников, в том числе Рубенса и Пуссена.
82.
83.
Зал Ганнибала
Из всех комнат XV в. Дворца консерваторов это единственная комната, которая сохранила свои первоначальные пропорции. Комната украшена фресками, датируемыми первой декадой XVI века и традиционно приписываемыми Якобу Рипанда. На фресках изображены эпизоды Пунических войн в четырех сценах. Ниже проходит длинный фриз с нишами, где установлены бюсты римских генералов.
84.
85.
Часовня
Часовня Девы Марии и святых Петра и Павла, святых покровителей Рима, которые изображены на потолочных фресках, выполненных в то же самое время, что и лепные украшения Микеле Альберти и Якопо Роккетти в третьем десятилетии XVI века. Часовня была расписана и украшена позолоченной лепниной Джакопо Рипандо и Мишель Альберти с 1575 по 1578 гг. Картина на апсиде показывает Богоматерь во славу между святых Петра и Павла (1577-1578), которые передают город Рим под покровительство Богородицы. Картины, изображающие четырех евангелистов и других святых, завершили оформление часовни в XVII веке.
86.
87.
88.
89.
Несколько экспонатов я так и не смог правильно идентифицировать. Если кто подскажет – буду благодарен.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
Несколько небольших фильмов о Дворце Консерваторов
Внутренний двор
Зал Хорти мецената
Экседра Марка Аврелия
И фильмы, рассказывающие о том, что мы по той или иной причине не увидели:
Зал Горациев и Куриациев (реставрация)
Кабинет Венеры (скульптура была временно передана в другой музей)
Пинакотека (не успели посмотреть, о чем весьма жалеем)