Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев — амфитеатр, памятник архитектуры, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Находится в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.
1*. Так выглядел Колизей на гравюре Джованни Пиранези.
Школа Гладиаторов Ludus Magnus
Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии). Ludus Magnus или Большая школа гладиаторов — одна из четырёх школ гладиаторов в Древнем Риме, крупнейшая из них. Построена при Домициане (81-96 гг. н.э.) в ложбине между Эсквилином и Целием, рядом с Колизеем. Сегодня в раскопе видны развалины более позднего здания школы, относящегося к периоду Траяна (98-117 гг. н.э.).
2.
3.
4.
В центре комплекса находился амфитеатр с ареной в форме эллипса 62 на 45 м. Здесь проходили тренировки гладиаторов. Его окружали трёхэтажные кирпичные казармы, где жили гладиаторы и обслуживающий персонал. Ludus Magnus была соединена с Колизеем подземным переходом, по которому гладиаторы попадали в помещения непосредственно под ареной последнего. Школа была заброшена после того, как в начале V века Гонорий запретил гладиаторские бои. Развалины школы были обнаружены в 1937 году.
5.
Внешний облик Колизея монументален благодаря огромным размерам и единству пластической разработки стены в виде многоярусной ордерной аркады. Если посмотреть на Колизей снаружи, то можно увидеть, что он состоит как бы из четырех этажей. Три первых этажа на фасаде представляют собой сплошные ряды окон-арок с закругленным верхом. На втором и третьем этажах между арками-окнами располагались скульптуры римских воинов. Таким образом, этот амфитеатр имел 240 арок. Следует заметить, что в 80 арках первого этажа скульптур не было вообще, так как через эти арки зрители проходили внутрь Колизея.
6.
7.
8.
9.
10.
Еще один вид на Колизей на гравюре Джованни Пиранези.
11*.
Макет Колизея, созданный археологами-реконструкторами.
12.
На площади перед Колизеем находится несколько интересных объектов.
13.
Возле Колизея несут службу по охране бойцы итальянского спецназа. Подобные посты встречаются по всему Риму возле каждого более-менее значимого туристического объекта. Верно и обратное утверждение: увидев подобный пост, можно совсем рядом найти интересный объект. Вблизи фотографировать бойцов не рекомендуется, так как в лучшем случае снимки заставят удалить.
14.
Колосс Нерона
Колосс Нерона — громаднейшая бронзовая статуя, которую император Нерон установил в вестибюле Золотого дома Нерона. Статуя была спроектирована греческим архитектором Зенодором и достигала 37 м в высоту. Однако Плиний Старший полагал, что статуя была сделана из мрамора. После правления Нерона император Веспасиан переименовал её в статую бога солнца Гелиоса из-за своей неприязни к Нерону. Император Адриан положил каменную основу возле Колизея и переместил на неё статую. Облицованные кирпичом остатки каменного пьедестала, изначально облицованного мрамором, убрали в 1936 году. Многие эксперты убеждены, что название Колизея пошло именно от этой статуи. Находился Колосс совсем рядом со специфической скульптурой лошади.
15.
16.
17.
Остатки фундамента Золотого дома Нерона.
18.
Арка Константина
Триумфальная арка Константина — трёхпролётная арка, расположенная между Колизеем и Палатином. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мульвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов (сполии). Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.
19. Арка Константина на гравюре Джованни Пиранези.
20.
21.
22.
Мета-суданс
Перед Аркой Константина можно увидеть круглый фундамент мета-суданс. Мета-суданс — вид античного фонтана в виде столба конической формы, по стенкам которого, наподобие пота, стекала вода. Самый знаменитый фонтан этого типа находился на площади Колизея. Фундамент мета-суданс был 10 метров в глубину, высота фонтана — 17 метров. Предание гласит, что сюда приходили купаться гладиаторы. Фонтан имел форму круглой вазы диаметром 16 метров. Внешний вид фонтана был восстановлен по монетам, которые показывали, как выглядели ниши в основании и цветочные элементы наверху. То, что осталось от фонтана, было разрушено в 1933 году вместе с основанием статуи Нерона.
Так выглядел фонтан на гравюре Этьена Дюпера в 1575 году.
23.
Внешний вид фонтана (компьютерная реставрация)
24.
Постройка амфитеатра была начата императором Веспасианом после его побед в Иудее. Считают, что амфитеатр строился за счёт средств, вырученных от реализации военной добычи. По оценкам, 100 тысяч заключённых были доставлены в Рим в качестве рабов. Рабы использовались для тяжёлых работ, таких как работа в карьерах в Тиволи, где добывался травертин, для подъёма и транспортировки тяжёлых камней на 20 миль от Тиволи до Рима. Команды профессиональных строителей, инженеров, художников и декораторов выполняли ряд задач, необходимых для строительства Колизея. Строительство амфитеатра завершено при императоре Тите в 80 году.
25.
26.
27.
28.
Первоначально Колизей назывался по родовому имени упомянутых императоров — Амфитеатром Флавиев, нынешнее название утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя.
29.
30.
31.
При императоре Макрине в 217 году Колизей сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как противоречащие духу христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией Римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее практически до смерти Теодориха Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.
32.
Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на него стали смотреть как на источник строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии, Павел III — палаццо Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.
33.
34.
Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не раньше середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV. Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя.
Эти события отразил в своих картинах датский художник Кристоффер Эккерсберг в 1816 г.
35.
36.
37.
38.
Колизей в настоящее время находится под охраной, обломки, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных. Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишённые былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура.
39.
40.
41.
42.
43.
Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее, применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5. Колизей имел 80 входов, из которых 4 были предназначены для высшей знати и вели в нижний ряд. Зрители попроще входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой. Над третьим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
По современным подсчетам, Колизей мог вместить 50 000 человек. Сиденья были разделены на уровни, каждый из которых был предназначен для определённого сословия или группы людей. На севере и юге располагались места для императора и весталок, эти места обеспечивали хороший вид на арену. На этом же уровне находились места для сенаторов, которым разрешалось приносить с собой свои стулья. Весьма примечательно, что на некоторых местах для сената можно найти высеченные имена сенаторов V века, которые, по-видимому, служили для резервации мест. Выше уровня для сената находились места для сословия всадников, а выше всадников располагались граждане Рима, разделённые на две категории: для состоятельных граждан, находившихся сразу выше всадников, и малоимущих граждан, которые располагались ещё выше римской знати. Позже, во времена правления императора Домициана, был пристроен высочайший уровень, предназначавшийся для бедных граждан, рабов и женщин. В большинстве случаев это были стоячие места. Кроме того, некоторым группам людей был запрещен вход в Колизей, в частности могильщикам, актёрам и бывшим гладиаторам.
51.
52.
Изнутри Колизей напоминал колоссальную воронку, на дне которой находилась эллипсовидная арена. Такая форма арены облегчала зрителям наблюдение за происходящими на ней событиями.
53.
54.
55.
Непосредственно под ареной Колизея находилось огромное количество зверинцев, казематов и подземных темниц. Оттуда был прямой проход в школу гладиаторов. Невероятно, но за несколько часов арена амфитеатра могла стать бассейном-озером, на поверхности которого проводились морские сражения и праздничные феерии. Кроме того, хитроумные механизмы могли превратить арену в пустыню или в зеленеющий лес. Неожиданно среди скал и пещер возникали тигры, леопарды, львы и другие хищные звери. А потом гладиаторы начинали охотиться на них.
56.
57.
58.
59.
С верхнего яруса Колизея открываются прекрасные виды. Такой вид был в 1816 году на картине Кристоффера Эккерсберга. В левой арке виден Капитолийский холм, в правой — базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи.
60.
Традиционное видео о Колизее.
Для лучшего восприятия рекомендую также посмотреть уникальное видео, где живые съемки совмещены с трехмерной компьютерной моделью Колизея, как он выглядел много веков тому назад.
Школа Гладиаторов | 41.8901781N 12.4949473E |
Древний тротуар | 41.89025N 12.493574E |
Колосс Нерона | 41.8909049N 12.4910152E |
Золотой дом Нерона | 41.8903339N 12.4907631E |
Мета-суданс | 41.8900943N 12.490688E |
Арка Константина | 41.8897828N 12.4906343E |