Базилика святого Климента представляет собой уникальный археологический комплекс, включающий в себя верхний уровень (современная базилика, возведённая в XII веке), средний уровень (раннехристианская базилика, построенная в IV веке) и нижний уровень (два античных строения, возникшие в I веке н.э.). Современная базилика содержит исполненную раннехристианскими символами мозаику XII века, фрески XV и XVIII веков. В раннехристианской базилике сохранились уникальные фрески IX века, содержащие, в том числе, первые из известных надписи на простонародном итальянском языке. В базилике находятся мощи святого Климента, а также Игнатия Богоносца и славянского просветителя святого Кирилла.
1.
Античные постройки
Первые раскопки под церковью проводили приор базилики Джозеф Маллули и археолог де Росси в 1857 году и обнаружили сначала базилику IV века. Руины были засыпаны землёй и послужили фундаментом для строений, составляющих нижний уровень комплекса двух зданий, разделённых узким проходом. Над кирпичным зданием, расположенным ближе к Колизею (возможно, общественное здание конца I в.) во второй половине II в. был построен частный многоэтажный дом с внутренним двориком. Этот дворик во второй половине III века был перестроен в культовое сооружение для поклонения Митре: ведущие к дворику двери были замурованы и был надстроен свод.
2.
3.
4.
5.
В части самого здания была устроена так называемая митраистская школа, то есть помещение, в котором неофиты готовились к посвящению в тайны культа. Помещение было, возможно, богато декорировано, о чём свидетельствуют остатки мозаичного пола и потолок, украшенный стукко. Культовые обряды проходили в триклинии — длинном гроте с потолком, украшенном звёздами. В пещероподобном помещении стоит белый мраморный алтарь с барельефом: божество в восточном одеянии (собственно Митра) убивает быка, а вокруг вьются собака (она кусает быка за ногу), змея (слизывает кровь) и скорпион (кусает быка за тестикулы). По бокам располагаются длинные скамьи для адептов, а по обеим сторонам находились ниши для статуй.
6.
7.
Второе здание было гораздо больше первого, сложено из крупных блоков туфа и включало в себя большой внутренний двор, примерно соответствующий главному нефу и правому приделу современной базилики. Это строение ещё полностью не исследовано, изученные же части дают возможность предполагать, что это было общественное здание, скорее всего монетный двор или зерновой рынок. Уже в конце I в. здание предположительно принадлежало консулу Титу Флавию Клименту. Предание утверждает, что он был тайным христианином и был казнён за веру в царствование Домициана. В частном доме консула могли проводиться христианские богослужения, на которых председательствовал святой Климент, римский епископ, третий преемник апостола Петра. По крайней мере, уже к 200 году определённо известно о «titulus Clementis» — месте христианских богослужений, связанном с именем Климента (или консула-мученика, или епископа).
8.
9.
10.
11.
Раннехристианская базилика
После прекращения гонений в IV веке частное здание было обращено в церковь в форме базилики: обширный внутренний двор превратился в главный неф, а окаймлявшие его анфилады комнат стали основой двух боковых приделов. В понтификат Сириция церковь была освящена в честь папы Климента, чьё имя окончательно вытеснило из памяти имя его тёзки-консула. В течение всего IV века церковь Сан-Клементе сосуществовала с находившимся рядом митреумом. Культ Митры был официально запрещён Феодосием Великим в 395 году, после чего на месте митреума была построена апсида базилики. В нартексе базилики выставлен алтарь, очень похожий на экспонируемый уровнем ниже.
12.
13.
К концу IV — началу V века сложилась раннехристианская базилика в том виде, в каком её можно видеть на среднем уровне комплекса Сан-Клементе. Это была прямоугольная трехнефная базилика с обширными апсидой и нартексом. Уже к этому моменту здесь находились мощи Игнатия Богоносца, епископа Антиохии Сирийской, по преданию, принявшего смерть на арене Колизея.
14.
Мозаика в апсиде и хоры современной «верхней» церкви принадлежали базилике «нижней», на что указывают многочисленные раннехристианские символы, не понятные христианам XII века, но дорогие верующим более ранних веков. Таким образом, эти элементы были или впрямую перенесены из «нижней» базилики в «верхнюю», или бережно реконструированы там в XII веке.
В IX веке «нижнюю» базилику украсили до сих пор сохранившиеся фрески, являющиеся ценнейшим памятником христианского изобразительного искусства этого времени.
Нартекс
15.
16.
17.
18.
19.
Правый неф
20.
21.
Левый неф
22.
23.
24.
25.
ФРЕСКИ
Богородица с Младенцем (императрица Феодора)
Внешняя стена правого придела была когда-то полностью покрыта фресками, лишь частично сохранившимися до наших дней. На сегодняшний день удалось идентифицировать сюжеты мученичества святой Екатерины и Страшного суда. Хорошо сохранилась лишь одна фреска в нише, изображающая Богородицу с младенцем, а на боковых поверхностях ниши — святые Евфимия и Екатерина. В 1959 году отец Доминик Дарси, сравнивая эту фреску со знаменитыми мозаиками в равеннской церкви Сан-Витале, обнаружил поразительную сходство Богородицы из Сан-Клементе с равеннской императрицей Феодорой. Соответственно, выдвинута версия, что первоначально фреска представляла портрет Феодоры, муж которой Юстиниан сделал большие вклады в римские базилики, с двумя придворными дамами. В IX веке фреска была переосмыслена и дописана: Феодору посадили на трон, вручили младенца, и получившаяся фреска приобрела свой нынешний вид.
26.
Вознесение
В главном нефе слева от основного входа (из нартекса) находится частично сохранившаяся фреска «Вознесение». В верхней части Христос, окружённый ангелами, возносится на облаке. Непосредственно под ним изображена Богородица в позе «оранты», то есть с воздетыми руками, по обе стороны от неё замерли в трепете апостолы. В правой части фрески хорошо сохранился образ святого Вита, симметрично ему слева изображён папа Лев IV (847- 855) с квадратным нимбом вокруг головы, что указывает на то, что фреска создана при жизни папы, выступающего здесь не в качестве святого, а лишь донатора. Под образом Богородицы находится незаполненная ниша. Возможно, что здесь помещалась реликвия — камень с Елеонской горы, на которой и произошло описываемое событие. Существует и другое толкование этой фрески. В соответствии с ним, здесь представлено Вознесение не Христа, а Богородицы. В этом случае, считается, что явившийся на облаке Христос встречает Свою Мать, которая поэтому изображена отдельно от апостольской группы. Если принять эту версию, то в Сан-Клементе находится одно из наиболее ранних в западной иконографии изображение Вознесения Богородицы.
27.
Фреска «Житие Алексия, человека Божия» написана предположительно в интервале 1050 — 1100 годов и охватывает последнюю, римскую часть жития святого. В левой части одетый в рубище Алексий возвращается в Рим и на дороге встречает отца, который не узнаёт сына после семнадцатилетней разлуки. Мать Алексия, выглядывающая из окна, также не видит в страннике своего сына. В средней части фрески действие переносится на семнадцать лет вперёд — папа Иннокентий I приходит к одру умершего Алексия, сжимающего в руке некую хартию. В правой части фрески история завершается: по просьбе папы умерший разжимает руку, и папа сообщает присутствующим содержание хартии, в которой Алексий описал свою жизнь с момента ухода из родного дома. Горе родителей и невесты Алексия ярко изображено художником: рыдающая невеста обнимает тело своего жениха, а родители в буквальном смысле рвут на себе волосы. Над фреской, посвящённой Алексию, находится ещё одна, на которой изображён Христос, сидящий на престоле, с предстоящими Климентом и архангелом Михаилом (по правую руку), и святителем Николаем и архангелом Гавриилом (по левую руку). Все действующие лица подписаны, хотя их лики невозможно рассмотреть: они «отрезаны» полом «верхней» базилики.
28.
29.
Месса святого Климента
Фреску «Месса святого Климента» отличает живость и драматизм изображения, а также сложное драматическое повествование, не свойственные традиционной византийской иконографии. Содержание фрески может быть передано следующим образом: верхний регистр — святой Климент восседает на престоле, ему предстоят его предшественники по римской кафедре: апостол Пётр, святые Лин и Клет. Все действующие лица подписаны, но их головы «отрезаны» полом «верхней» базилики; средний регистр — святой Климент совершает мессу, в числе окружающих его христиан находится (по левую руку) молодая женщина Феодора. Муж Феодоры, знатный язычник Сиссиний, прокрался вслед за женой на мессу, но ослеп и оглох по молитве папы. Церковные служители выводят Сиссиния из церкви; нижний регистр — святой Климент посетил дом Феодоры и исцелил её мужа. Сиссиний, вместо благодарности, исполнен ярости и приказывает слугам схватить папу и выставить его вон. Речь Сиссиния передана простонародным итальянским языком, а не традиционной латынью, и усыпана ругательствами: «Тащите, сукины дети. Гозмари и Альбертель [имена слуг], тащите вон. Карвончелле, помогай сзади рычагом». Те, переругиваясь, тащат кусок тяжелой мраморной колонны — святой предусмотрительно лишил зрения и их.
30.
Первоначально нартекс отделялся от главного нефа только четырьмя колоннами. После землетрясения 847 года папа Лев IV приказал заложить проход между колоннами, а образовавшуюся стену украсить фресками. Первоначальные фрески IX века не сохранились, так как в XI веке они были заменены на две новые: «Чудо святого Климента в Азовском море» и «Перенесение мощей святого Климента в Сан-Клементе».
Чудо святого Климента в Азовском море
На фреске изображено чудо, о котором повествует «Acta» — источник IV века: папа Климент был брошен мучителями в Азовское море привязанным к якорю. Затем ангелы похоронили тело мученика в подводной пещере. Раз в год море отступало назад, и местные христиане имели возможность поклониться мощам Климента, после чего море возвращалось назад. Далее фреска, следуя источнику, показывает, как однажды в гробнице был забыт ребёнок, а через год его мать, придя к мощам Климента, обнаружила своего ребёнка живым. Подводный мир, окружающий гробницу, населён рыбами, медузами и скатами. В нижнем регистре фрески изображены святой Климент и донаторы — семейство Рапиза.
31.
Перенесение мощей святого Климента в Сан-Клементе
Далее легендарная история Климента повествует о том, что с течением времени море перестало отступать и обнажать гробницу святого. Только святые братья Кирилл и Мефодий, отправлявшиеся с миссией из Византии в Хазарский каганат, сумели обрести мощи. Впоследствии, будучи приглашёнными папой Николаем I, братья привезли в Рим мощи святого Климента. Встретивший их преемник Николая I Адриан II с честью принял Кирилла и Мефодия. Далее фреска подключается к повествованию и показывает кульминационный момент — папа Николай (ошибка художника, на самом деле Адриан II) в сопровождении двух братьев переносит крестным ходом мощи в Сан-Клементе.
32.
Посмертный суд — Кирилл и Мефодий перед Христом и архангелами
На внешней стене нартекса сохранилась фреска IX века, условно называемая «Посмертный суд». В центре представлен благословляющий Христос, по его правую руку — архангел Михаил и апостол Андрей, по левую — архангел Гавриил и святой Климент. Перед Христом преклонили колена две фигуры, призванные на посмертный «частный» (в отличие от последнего «всеобщего») суд. На сегодняшний день принято считать, что этими фигурами являются Кирилл и Мефодий. В этом случае окружающие Христа лица имеют следующее значение: Климент свидетельствует о том, что братья обрели его мощи в Крыму; Андрей, некогда проповедовавший предкам славян, является предшественником миссии братьев, Гавриил выступает в качестве вестника как в Ветхом (книга пророка Даниила), так и в Новом (Евангелие от Луки) заветах, а Михаил напоминает о том, что миссия братьев была вдохновлена Михаилом III.
33.
В IX веке в Сан-Клементе были перенесены мощи папы Климента, обретённые святыми Кириллом и Мефодием в Крыму и привезённые равноапостольными братьями в Рим. В 867 году папа Адриан II совместно с Кириллом и Мефодием перенесли мощи Климента в посвящённую его памяти базилику. На гробнице святого Климента, находящейся в нижней церкви этого необыкновенного культового сооружения, нарисован якорь. Это символ орудия его казни — он был утоплен по приказу императора Траяна за проповедь христианства на каторге, куда был отправлен из Рима за отказ выполнять языческие требы.
34.
35.
Предполагаемая гробница Кирилла
Согласно различным источникам, равноапостольный Кирилл был первоначально погребён в большой гробнице справа от алтаря. Археологи-доминиканцы, в силу своего сана привыкшие находиться во время мессы в пресвитерии лицом к народу, восприняли указание «справа от алтаря» со своей точки зрения, то есть в конце южного придела. Обнаруженная в южном приделе пустая гробница была без колебаний идентифицирована в качестве первого места захоронения апостола славян. Это место с течением времени превратилось в славянский уголок. Каждый славянский народ установил здесь мемориальную доску со словами благодарности своему просветителю. Здесь можно видеть доски от украинского, болгарского, македонского, сербского, греческого, хорватского народов; от России установлены сразу две памятные доски — от имени Русской Православной Церкви и от молодёжи России.
36.
37.
38.
С течением времени первоначальный вывод археологов подвергся серьёзному сомнению. Источники, указывавшие место погребения Кирилла, упоминают о большом образе, исполненном над его гробницею. В южном приделе не удалось найти ни одного изображения, которое можно было бы идентифицировать как образ Кирилла. Между тем, в симметрично расположенном конце найдена хорошо сохранившаяся фреска IX века «Сошествие Христа во ад», в углу которой имеется поясное изображение епископа, держащего в левой руке Евангелие, а правой — благословляющей народ. Так что вполне допустимо, что Кирилл был погребен под этой фреской. Сама фреска представляет собою первое сохранившееся в итальянском искусстве изображение на данную тему. Христос в развевающейся хламиде нисходит в ад, попирая ногами Сатану, и выводит оттуда Адама.
39.
Современная базилика
В 1084 году Сан-Клементе была непоправимо повреждена во время пожара, последовавшего за взятием Рима норманнами. Очевидно, что степень повреждений была таковой, что было решено не восстанавливать базилику, а построить новую на месте старой. «Нижняя» базилика была заполнена строительным мусором, и на полученном основании воздвигнута современная «верхняя» базилика. Возобновление базилики связано с деятельностью кардинала Анастасия, кардинала-священника Сан-Клементе в течение четверти века (1099-1125), при покровительстве папы Пасхалия II, до своего избрания на кафедру в 1099 году бывшего кардиналом Сан-Клементе. Нынешняя базилика уступает по размерам своей предшественнице: левые приделы обеих церквей одинаковы по размерам, однако, главный неф и правый придел «верхнего» храма стоят на основании «нижнего» главного нефа.
40.
41.
Современная базилика, таким образом, уже раннехристианской на ширину правого «нижнего» нефа. В «верхней» базилике были воссозданы мозаика апсиды и хоры, а также сюда были перенесены чтимые реликвии. Пространство между окнами в верхней части главного нефа было заполнено десятью фресками, изображающими почитаемых в храме святых — Климента, Игнатия Богоносца, Кирилла и Мефодия. В результате указанных перестроек и дополнений базилика утратила первоначальную простоту и строгость, но приобрела многочисленные барочные черты.
42.
Полы храма украшены великолепной мозаикой в стиле косматеско. Основным украшением апсиды базилики является фреска «Крест — дерево жизни». На ней изображен Иисус Христос на распятии, окруженный райскими птицами, цветами, виноградной лозой, оленями у водопоя и небесным Иерусалимом в триумфальной арке (XII в.). Красота исполнения и многогранный символизм росписей завораживают и производят глубочайшее впечатление.
43.
44.
45.
В последующие столетия к базилике были пристроены капеллы. В результате вскоре о существовании прежней «нижней» базилики под основанием новой «верхней» полностью забыли. Лишь в 1857 году приор Сан-Клементе Джозеф Маллули совместно с археологом де России в результате раскопок вновь открыли миру раннехристианскую базилику.
46.
Капелла святой Екатерины примыкает к южному нефу, слева от основного входа. Капелла примечательна фресками, изображающими Распятие и эпизоды жития святой Екатерины Александрийской, Амвросия Медиоланского и святого Христофора. Большинство исследователей утверждают, что фрески принадлежат кисти Мазолино и выполнены между 1428 и 1431 годами, за исключением Распятия, написанного несколько ранее Мазаччо. Существует противоположная точка зрения, согласно которой фрески написаны, наоборот, Мазаччо в 1425-1428 годах, а Мазолино лишь завершил работу после смерти предшественника.
47.
48.
49. Обезглавливание св. Екатерины
В понтификат Климента XI (1700-1721) и по его поручению архитектор Карло Стефано Фонтана выполнил современный потолок, отделанный кессонными плитками с рисунками (XVIII в.).
50.
Внутренний дворик базилики
51.
52.
53.
54.
У входа в базилику есть интересный памятник, который на трех языках рассказывает о святых Кирилле и Мефодие, чья память тесно связана с базиликой.
55.
В предлагаемом для просмотра видео корреспонденту телевидения удалось попасть в том числе и в места, недоступные обычному туристу.
Термы Траяна
Неподалеку от Базилики св. Климента расположены Термы Траяна — комплекс общественных купален в Древнем Риме. Строительство терм началось в 104 году н. э. и закончилось в июле 109 года. Принятый императором Траяном, комплекс располагался у южного склона Оппийского холма. Проект комплекса, возможно, принадлежал Аполлодору из Дамаска.
Так выглядели термы Траяна на макете, изготовленном археологами.
56.
57.
Термы Траяна были построены на месте, где ранее располагался Золотой дом Нерона. Они являются ярким примером архитектуры раннего императорского Рима. Термы, занимавшие площадь в 100 000 м², состояли из бассейнов, в том числе тепидариев, кальдариев, фригидариев, а также гимназиев и аподитариев. Под термами располагалась система подземных проходов, используемых рабами и работниками для обслуживания объекта.
58.
59.
Нимфеум — небольшое святилище, посвящённое водным нимфам, обычно сооружалось у источника воды или водоема. Представляет собой полукруглое здание с колоннами, иногда в несколько этажей. В Древнем Риме нимфеумами стали называть сооружения, украшавшие источники воды, а также городские здания с водоёмами.
60.
Фонтан Канестро
61.
Статуя Альфредо Ориани
Альфредо Ориани (1852-1909) — итальянский автор, писатель и социальный критик. Он часто считается предшественником фашизма, а в 1940 г. его книги были помещены на Индекс запрещённых книг католической церкви.
62.
Фонтан нимф
63.
64.
После археологических раскопок 1997 год на территории терм были найдены руины строений, похожих на библиотеку. По модели терм Траяна строились Термы Каракаллы.
65.
66.
Интересное применение современных компьютерных технологий в туристической отрасли.
Базилика св. Климента | 41.8893255N 12.4974632E |
Нимфеум | 41.8928297N 12.497946E |
Библиотека терм Траяна | 41.892678N 12.4938583E |
Фонтан Канестро | 41.8912883N 12.4976134E |
Статуя Альфредо Ориани | 41.890875N 12.4966022E |
Фонтан нимф | 41.8905136N 12.4976E |
Ольга says:
Здравствуйте! Благодарю за прекрасный материал! Подскажите, пожалуйста, какими источниками, книгами, статьями Вы пользовались для написания этого поста?
grigova says:
Спасибо за интерес к моему хобби.
Все источники информации я уже не помню. Но точно использовал википедию и викимапию, причем не только на русском языке. По Риму существует прекрасная онлайн-энциклопедия церквей (на итальянском и английском), ссылку сейчас уже сходу и не найду. Ну и вообще поиск, перелопачивание множества сайтов, особенно (при наличии) официальных сайтов. Если на месте имеются пояснительные таблички с текстом, то они обязательно фотографируются и в последующем тоже идут в ход. При наличии брошюр (если они продаются; в базилике св. Климента брошюра точно давалась при покупке билетов), информация оттуда тоже бывает очень полезна. Иногда приходится использовать косвенные данные, например, подписи к чужим фотографиям. Вот так вот с миру по нитке и получается очередной рассказ. 🙂