Рим. Церковь Сан-Карло-аль-Корсо

Сан-Карло-аль-Корсо (Церковь Святых Амвросия и Карла — титулярная церковь, посвященная святым епископам Милана Амвросию и Карло Борромео. Построена по случаю канонизации святого Карло Борромео в 1610 году [41.9053633N 12.4779475E]. Строительство проходило под руководством архитектора Онорио Лонги в 1612-1619 годах. После смерти последнего в 1619 году, незаконченная отцом работа была передана его сыну Мартино, с которой он удачно справился к 1627 году. Проект церкви, возможно, был разработан его дедом Мартино Лонги (старшим).
1.
%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BF%D0%BF%D0%B5%20%D0%92%D0%B0%D0%B7%D0%B8


В 1668 году был возведен купол работы Пьетро да Картона, в 1684 году закончено оформление фасада. Построенный одним рядом массивных коринфских колонн, фасад разделен на три части, центральная часть выделяется из-за пары полуколонн, которые располагаются перед колоннами. Все украшения сконцентрированы в наиболее сложном фронтоне, который вписывается в общий план. Два почти симметричных здания, которые как бы образуют крылья, были построены в 1685 году для размещения пациентов больницы церковного братства. Похоже, что фасад изначально был в бледной известняковой и кирпичной расцветке, таким образом, находясь в полной гармонии с соседними строениями.
2.
p547

Купол, напоминающий церковь св. Лука и Мартина, был разработан Пьетро да Кортоной в 1668 г., который также отвечал за апсиду и богатые внутренние украшения. Фасад был спроектирован кардиналом Луиджи Алессандро Омодей, которому не понравился проект, подготовленный Карло Районди. На внешней стороне, по сторонам апсиды и перед древним Мавзолеем Августа, находятся две гигантские статуи титульных святых, одни из крупнейших в Риме.
3. Статуя св. Амвросия
p545

4. Статуя св. Карла
p546

Базилика имеет размеры 75*54 метра и делится на три нефа с боковыми алтарями. Центральный неф, внушительная высота которого усиливается золотом плинтуса и акантозной листвой, которые были встроены Мартино Лонги, обеспечивает тем самым идеальное продолжение сферы апсиды. На потолке фреска Дж. Джакинта Бранди «Падение Ангелов», выполненная между 1677 и 1679 годами. Боковые проходы, украшенные часовнями и куполом, построены таким образом, что они соединяются друг с другом в пространстве, которое включает центральный алтарь. На оси двух боковых часовен слева и справа от трибуны находится трансепт, увенчанный куполом в точке, где он соединяется с центральным нефом. Украшение в золотых фресках и стукко в центральном проходе, в трансепте и в самом центральном алтаре, было спроектировано Пьетро да Кортоной и исполнено его лучшими учениками Козимо и Джакомо Фанчелли. Крылья-пролеты меньших проходов в идеальном созвучии с часовенками и открытым пространством составляют идеальную римскую галерею конца XVI века. Статуи — это работа скульптора Франческо Каваллини.
5*.
p548

6.
p563

Далее в квадратных скобках будут указываться номера объектов в соответствии с планом церкви.
7.
Plan

Главный алтарь работы Карло Маратта [5]. Центральное хранилище украшено фресками с падением ангелов-повстанцев (Джачинто Бранди, 1677-1679). Алтарь, изображающий святых Амвросия и Чарльза Борромео с Девой и Иисусом, был написан около 1685-1690 года Карло Маратта. Алтарь украшен стукко работы Джакомо и Козимо Фанчелли. Статуи святых были созданы Франческо Каваллини в 1677-1682 гг. Фрески справедливости и мира были написаны Джироламо Троппо.
8.
DSC_6205

9.
p549

10.
DSC_6165

Главный алтарь с его бронзовыми украшениями спонсировался кардиналом Скотти и был завершен в 1725 году. Выпуклая апсида украшена ложным гобеленом «Святой Чарльз среди пораженных чумой». На своде изображен «Святой Чарльз во славе», выполненный Джачинто Бранди между 1675 и 1677 годами.
11.
DSC_6167

Церковный орган
12.
p559

За главным алтарем в деамбулатории находится символ братства архиконфранства — изображение «Святого Чарльза в обожании перед Девой и Ребенком» работы школы Мараттеска [10].
13.
p561

Там же, в деамбулатории, выставлены скульптуры святых Стефана, Иоанна и Феклы.
14.
p562

Под символом архиконфранства находится реликварий, содержащий сердце св. Карло Борромео. Он был подарен церкви в 1614 году кардиналом Федерико Борромео, двоюродным братом святого.
15.
p560

16.
DSC_6259

Правый и левый трансепты созданы в едином стиле и с первого взгляда как будто бы не отличаются друг от друга.
17*.
550-551

Правый трансепт [6]
Украшение часовни справа, посвященное Непорочному Зачатию, было завещано кардиналом Паравичини. Его герб — лебедь — можно увидеть на бронзовом щите алтаря. Алтарь был завершен в 1769 году, используя дизайн Паоло Поси, который был составлен десятью годами ранее. Алтарь — это мозаичная копия «Непорочного зачатия среди посланников Церкви», написанная Карло Мараттой для часовни Чибо в церкви Санта-Мария-дель-Пополо. Статуя слева царя Давида, предка Мадонны, — это произведение французского скульптора А. Ле Бруна. Статуя справа, изображающая Юдифь, была вырезана тосканцем Пьетро Пачилли.
18.
p550-1

Левый трансепт [4]
Великолепное украшение из редкого мрамора и позолоченной бронзы использовалось в качестве образца для часовни Святого таинства слева от центрального алтаря, построенного архитектором Баззани в 1929 году по случаю священнического юбилея папы Пия XI. Картина над алтарем, изображающая «Вечного Отца с Ангелами Апостола», была написана между 1627 и 1632 годами Томмасо Луини, учеником А. Сакки. Скульптуры принадлежат резцу Эухенио Макканьяни и Гвидо Галли.
19.
p551-1

20.
DSC_6176

Своды церкви
21. «Падение ангелов» (Дж. Джакинта Бранди, 1677-1679)
DSC_6154

22. Две картины Дж. Джакинта Бранди «Святые во славе»
DSC_6235

23.
DSC_6267

24. «Слава ангелов» (Луиджи Гарзи, 1681)
DSC_6244

Роспись потолков капелл (с номером соответствующей капеллы): «Вера» (Луиджи Гарзи) [3], «Надежда и Истина» (Пио Паолини, 1678) [1], «Благотворительность» (Франческо Роза, 1677) [2], «Правосудие, закон и истина» (Джироламо Троппа, 1678) [8], «Умеренность, укрепляющая Волю» (Паоло Альбертони, 1679) [9], «Религия, стойкость, чистота и целомудрие» (Джованни Батиста Бенаши, 1678) [7].
25*.
p554

Роспись потолков: «Смирение, молитва, совершенство и стойкость» (Жан Баттиста Бонкор, 1679), «Бдительность» (Людовико Джеминьяни, 1680), «Покаяние» (Карло Аскенси, 1679), «Терпение, терпимость, усмотрение» (Фабрицио Чиари, 1678).
26*.
p555

Часовня Варнавы [1]. Над алтарем надо отметить «Проповедь св. Варнавы», великолепный алтарь Пирса Франческо Мола, который был заказан кардиналом Омодеем для базилики.
27.
p556

Часовня святого Филиппа Нери [2]. Картина над алтарем, демонстрирующая «Экстаз св. Филиппа», принадлежит кисти Франческо Розе. На правой и левой стенах две картины с изображением сцен из жизни св. Луиса Гонзага.
28.
p553

29.
p553-2

30.
DSC_6190

Часовня св. Олафа Норвежского [3], последнего по времени западного святого (до Великой схизмы 1054 года), почитаемого также и православной церковью (Пиюс Велёнский, 1893).
Часовня св. Олафа Норвежского посвящена мученическому королю, который обратился в христианство и был убит в битве при Стиклестаде в 1030 году. Картина изображает победу короля викингов над его собственным языческим прошлым, которое представлено драконом. Это был подарок, сделанный 3 марта 1893 года Папе Льву XIII на 50-летие его епископского рукоположения. Папа поддержал идею создания норвежской часовни в Риме.
31.
p552

На левой стороне часовни находится картина «Поклонение в саду» венецианского живописца Паскуале де Росси. Раньше это полотно занимало место над алтарем. Справа — красивая картина «Святое семейство со святой Анной и святым Иоанном Крестителем», выполненная Кристофером Ронкалли, известным как Помарансио.
32.
p552-1

Часовня Святого Семейства [7]. На левой стене изображен красивый «Экстаз святого Франциска» Мораццоне, а справа — картина «Благословенный папа Иннокентий XI Оделькальчи» неизвестного художника второй половины семнадцатого века.
33.
%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

34.
%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-1

Часовня Мадонны «Помощь христиан» [8]. В этой часовне почитается картина «Мадонна с младенцем», которая была передана в базилику св. Винсентом Паллотти, который часто проповедовал и служил мессы в базилике. На левой стене картина неизвестного художника, изображающая «Св. Риту из Кашии».
35.
p558

36.
DSC_6219

37.
DSC_6218

Часовня распятия [9] с деревянным алтарем, украшенным золотом, сохранившимся с конца XV века. Алтарь был спасен в тридцатые годы XX века при сносе Оратория Благословенного Таинства в Перудже. На левой стороне картина «Святой Чарльз и Святой Амвросий во славе» неизвестного ученика школы Маратти. С правой стороны — картина «Святой Генрих Английский», произведение Франческо Розы.
38.
p557

39.
DSC_6211

40.
p557-1

Следующие три комнаты доступны через дверь слева от ризницы. Они недоступны для обычных посетителей. Путеводитель по церкви предлагает попросить одного из монахов получить разрешение на посещение. Проблема заключается в том числе и в том, что в монастыре живут только три жителя.

Ораторий Братства находится за пределами небольшого внутреннего двора слева. Это простое узкое прямоугольное пространство с проходом, идущим вдоль его северной стены до выхода на улицу. Здесь находятся два погребальных памятника XV века от старой церкви, а также таблички, посвященные знатным благодетелям главной церкви. Алтарь представляет собой Пьету работы Томмасо дела Порта. Ораторий был восстановлен в 1930-х годах.
41.
%D0%9E%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9

Папская сакристия. Над алтарем изображена картина «Непорочное зачатие, почитаемое свв. Амвросием и Карлом», копия алтаря XVIII века, которая была в старой церкви до 1627 года. Под ней лежит оригинальная скиния Алтаря Благословенного Таинства, выполненная из редких сортов полихромного мрамора. На окружающих стенах между портретами пап и кардиналов-защитников видна картина «Распятия» Жака Куртуа.
42.
%D0%9F%D0%B0%D0%BF%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

Сакристия (ризница). Здесь имеется множество шкафов вокруг стен работы Пьетро Гигли (ок. 1682). Над этими шкафами можно увидеть портреты пап, императоров и кардиналов-защитников Базилики. Картина над алтарем — «Святой Амвросий и два диакона» кисти Караваггино, последователя Караваджо. Над дверями находятся два мраморных бюста кардиналов «Омодей» и «Д’Адда» работы Корнакини (XVIII век).
43.
p55x-1

44.
%D0%A0%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-1

Небольшое видео, рассказывающее о церкви.

Также рекомендую ознакомиться с официальным сайтом церкви, где имеется множество полезной информации и откуда было позаимствовано в пост несколько фотографий. Также предлагаю почитать весьма познавательную страничку о церкви.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.