Сан-Карло-аль-Корсо (Церковь Святых Амвросия и Карла — титулярная церковь, посвященная святым епископам Милана Амвросию и Карло Борромео. Построена по случаю канонизации святого Карло Борромео в 1610 году [41.9053633N 12.4779475E]. Строительство проходило под руководством архитектора Онорио Лонги в 1612-1619 годах. После смерти последнего в 1619 году, незаконченная отцом работа была передана его сыну Мартино, с которой он удачно справился к 1627 году. Проект церкви, возможно, был разработан его дедом Мартино Лонги (старшим).
1.
В 1668 году был возведен купол работы Пьетро да Картона, в 1684 году закончено оформление фасада. Построенный одним рядом массивных коринфских колонн, фасад разделен на три части, центральная часть выделяется из-за пары полуколонн, которые располагаются перед колоннами. Все украшения сконцентрированы в наиболее сложном фронтоне, который вписывается в общий план. Два почти симметричных здания, которые как бы образуют крылья, были построены в 1685 году для размещения пациентов больницы церковного братства. Похоже, что фасад изначально был в бледной известняковой и кирпичной расцветке, таким образом, находясь в полной гармонии с соседними строениями.
2.
Купол, напоминающий церковь св. Лука и Мартина, был разработан Пьетро да Кортоной в 1668 г., который также отвечал за апсиду и богатые внутренние украшения. Фасад был спроектирован кардиналом Луиджи Алессандро Омодей, которому не понравился проект, подготовленный Карло Районди. На внешней стороне, по сторонам апсиды и перед древним Мавзолеем Августа, находятся две гигантские статуи титульных святых, одни из крупнейших в Риме.
3. Статуя св. Амвросия
4. Статуя св. Карла
Базилика имеет размеры 75*54 метра и делится на три нефа с боковыми алтарями. Центральный неф, внушительная высота которого усиливается золотом плинтуса и акантозной листвой, которые были встроены Мартино Лонги, обеспечивает тем самым идеальное продолжение сферы апсиды. На потолке фреска Дж. Джакинта Бранди «Падение Ангелов», выполненная между 1677 и 1679 годами. Боковые проходы, украшенные часовнями и куполом, построены таким образом, что они соединяются друг с другом в пространстве, которое включает центральный алтарь. На оси двух боковых часовен слева и справа от трибуны находится трансепт, увенчанный куполом в точке, где он соединяется с центральным нефом. Украшение в золотых фресках и стукко в центральном проходе, в трансепте и в самом центральном алтаре, было спроектировано Пьетро да Кортоной и исполнено его лучшими учениками Козимо и Джакомо Фанчелли. Крылья-пролеты меньших проходов в идеальном созвучии с часовенками и открытым пространством составляют идеальную римскую галерею конца XVI века. Статуи — это работа скульптора Франческо Каваллини.
5*.
6.
Далее в квадратных скобках будут указываться номера объектов в соответствии с планом церкви.
7.
Главный алтарь работы Карло Маратта [5]. Центральное хранилище украшено фресками с падением ангелов-повстанцев (Джачинто Бранди, 1677-1679). Алтарь, изображающий святых Амвросия и Чарльза Борромео с Девой и Иисусом, был написан около 1685-1690 года Карло Маратта. Алтарь украшен стукко работы Джакомо и Козимо Фанчелли. Статуи святых были созданы Франческо Каваллини в 1677-1682 гг. Фрески справедливости и мира были написаны Джироламо Троппо.
8.
9.
10.
Главный алтарь с его бронзовыми украшениями спонсировался кардиналом Скотти и был завершен в 1725 году. Выпуклая апсида украшена ложным гобеленом «Святой Чарльз среди пораженных чумой». На своде изображен «Святой Чарльз во славе», выполненный Джачинто Бранди между 1675 и 1677 годами.
11.
Церковный орган
12.
За главным алтарем в деамбулатории находится символ братства архиконфранства — изображение «Святого Чарльза в обожании перед Девой и Ребенком» работы школы Мараттеска [10].
13.
Там же, в деамбулатории, выставлены скульптуры святых Стефана, Иоанна и Феклы.
14.
Под символом архиконфранства находится реликварий, содержащий сердце св. Карло Борромео. Он был подарен церкви в 1614 году кардиналом Федерико Борромео, двоюродным братом святого.
15.
16.
Правый и левый трансепты созданы в едином стиле и с первого взгляда как будто бы не отличаются друг от друга.
17*.
Правый трансепт [6]
Украшение часовни справа, посвященное Непорочному Зачатию, было завещано кардиналом Паравичини. Его герб — лебедь — можно увидеть на бронзовом щите алтаря. Алтарь был завершен в 1769 году, используя дизайн Паоло Поси, который был составлен десятью годами ранее. Алтарь — это мозаичная копия «Непорочного зачатия среди посланников Церкви», написанная Карло Мараттой для часовни Чибо в церкви Санта-Мария-дель-Пополо. Статуя слева царя Давида, предка Мадонны, — это произведение французского скульптора А. Ле Бруна. Статуя справа, изображающая Юдифь, была вырезана тосканцем Пьетро Пачилли.
18.
Левый трансепт [4]
Великолепное украшение из редкого мрамора и позолоченной бронзы использовалось в качестве образца для часовни Святого таинства слева от центрального алтаря, построенного архитектором Баззани в 1929 году по случаю священнического юбилея папы Пия XI. Картина над алтарем, изображающая «Вечного Отца с Ангелами Апостола», была написана между 1627 и 1632 годами Томмасо Луини, учеником А. Сакки. Скульптуры принадлежат резцу Эухенио Макканьяни и Гвидо Галли.
19.
20.
Своды церкви
21. «Падение ангелов» (Дж. Джакинта Бранди, 1677-1679)
22. Две картины Дж. Джакинта Бранди «Святые во славе»
23.
24. «Слава ангелов» (Луиджи Гарзи, 1681)
Роспись потолков капелл (с номером соответствующей капеллы): «Вера» (Луиджи Гарзи) [3], «Надежда и Истина» (Пио Паолини, 1678) [1], «Благотворительность» (Франческо Роза, 1677) [2], «Правосудие, закон и истина» (Джироламо Троппа, 1678) [8], «Умеренность, укрепляющая Волю» (Паоло Альбертони, 1679) [9], «Религия, стойкость, чистота и целомудрие» (Джованни Батиста Бенаши, 1678) [7].
25*.
Роспись потолков: «Смирение, молитва, совершенство и стойкость» (Жан Баттиста Бонкор, 1679), «Бдительность» (Людовико Джеминьяни, 1680), «Покаяние» (Карло Аскенси, 1679), «Терпение, терпимость, усмотрение» (Фабрицио Чиари, 1678).
26*.
Часовня Варнавы [1]. Над алтарем надо отметить «Проповедь св. Варнавы», великолепный алтарь Пирса Франческо Мола, который был заказан кардиналом Омодеем для базилики.
27.
Часовня святого Филиппа Нери [2]. Картина над алтарем, демонстрирующая «Экстаз св. Филиппа», принадлежит кисти Франческо Розе. На правой и левой стенах две картины с изображением сцен из жизни св. Луиса Гонзага.
28.
29.
30.
Часовня св. Олафа Норвежского [3], последнего по времени западного святого (до Великой схизмы 1054 года), почитаемого также и православной церковью (Пиюс Велёнский, 1893).
Часовня св. Олафа Норвежского посвящена мученическому королю, который обратился в христианство и был убит в битве при Стиклестаде в 1030 году. Картина изображает победу короля викингов над его собственным языческим прошлым, которое представлено драконом. Это был подарок, сделанный 3 марта 1893 года Папе Льву XIII на 50-летие его епископского рукоположения. Папа поддержал идею создания норвежской часовни в Риме.
31.
На левой стороне часовни находится картина «Поклонение в саду» венецианского живописца Паскуале де Росси. Раньше это полотно занимало место над алтарем. Справа — красивая картина «Святое семейство со святой Анной и святым Иоанном Крестителем», выполненная Кристофером Ронкалли, известным как Помарансио.
32.
Часовня Святого Семейства [7]. На левой стене изображен красивый «Экстаз святого Франциска» Мораццоне, а справа — картина «Благословенный папа Иннокентий XI Оделькальчи» неизвестного художника второй половины семнадцатого века.
33.
34.
Часовня Мадонны «Помощь христиан» [8]. В этой часовне почитается картина «Мадонна с младенцем», которая была передана в базилику св. Винсентом Паллотти, который часто проповедовал и служил мессы в базилике. На левой стене картина неизвестного художника, изображающая «Св. Риту из Кашии».
35.
36.
37.
Часовня распятия [9] с деревянным алтарем, украшенным золотом, сохранившимся с конца XV века. Алтарь был спасен в тридцатые годы XX века при сносе Оратория Благословенного Таинства в Перудже. На левой стороне картина «Святой Чарльз и Святой Амвросий во славе» неизвестного ученика школы Маратти. С правой стороны — картина «Святой Генрих Английский», произведение Франческо Розы.
38.
39.
40.
Следующие три комнаты доступны через дверь слева от ризницы. Они недоступны для обычных посетителей. Путеводитель по церкви предлагает попросить одного из монахов получить разрешение на посещение. Проблема заключается в том числе и в том, что в монастыре живут только три жителя.
Ораторий Братства находится за пределами небольшого внутреннего двора слева. Это простое узкое прямоугольное пространство с проходом, идущим вдоль его северной стены до выхода на улицу. Здесь находятся два погребальных памятника XV века от старой церкви, а также таблички, посвященные знатным благодетелям главной церкви. Алтарь представляет собой Пьету работы Томмасо дела Порта. Ораторий был восстановлен в 1930-х годах.
41.
Папская сакристия. Над алтарем изображена картина «Непорочное зачатие, почитаемое свв. Амвросием и Карлом», копия алтаря XVIII века, которая была в старой церкви до 1627 года. Под ней лежит оригинальная скиния Алтаря Благословенного Таинства, выполненная из редких сортов полихромного мрамора. На окружающих стенах между портретами пап и кардиналов-защитников видна картина «Распятия» Жака Куртуа.
42.
Сакристия (ризница). Здесь имеется множество шкафов вокруг стен работы Пьетро Гигли (ок. 1682). Над этими шкафами можно увидеть портреты пап, императоров и кардиналов-защитников Базилики. Картина над алтарем — «Святой Амвросий и два диакона» кисти Караваггино, последователя Караваджо. Над дверями находятся два мраморных бюста кардиналов «Омодей» и «Д’Адда» работы Корнакини (XVIII век).
43.
44.
Небольшое видео, рассказывающее о церкви.
Также рекомендую ознакомиться с официальным сайтом церкви, где имеется множество полезной информации и откуда было позаимствовано в пост несколько фотографий. Также предлагаю почитать весьма познавательную страничку о церкви.