Базилика Сан-Сильвестро-ин-Капите [41.9031075N 12.4805868E]
Церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите посвящена папе Сильвестру I. Название «Капите» происходит от латинского Caput (голова) по хранящейся в храме реликвии — части головы Иоанна Крестителя. Неподтвержденные легенды говорят о том, что церковь была основана в III в. папой Дионисием и находилась под покровительством папы Григория Великого. Фактически первый монастырь на этом месте был заложен папой Стефаном III, а завершена стройка была в 761 г. при папе Павле I. Основным назначением церкви было обеспечение сохранности мощей мучеников из катакомб, потому что власти города больше не могли гарантировать защиту реликвий от мародеров вне городских стен. Монастырь первоначально содержал ораторий, посвященный св. Сильвестру и св. Стефану I, чьи мощи были помещены сюда.
1.
Мощи других мучеников перечислены на двух табличках у входа в церковь, самым важным из которых является св. Тарцизий из катакомб Святого Каллиста. Освящение церкви в честь св. Сильвестра произошло в XII веке. Приставка к названию церкви «ин Капите» впервые была упомянута в документах в 1194 году. В 1286 году Папа Гонорий IV передал монастырский комплекс ордену клариссинок. Монахини решили перестроить церковь в XVI веке и для выполнения работ наняли Франческо Каприани, который работал над церковью с 1591 по 1601 год, а с 1595 года помогал Карло Мадерна. В 1601 году после завершения реконструкции здание было освящено. В 1667 году начались работы по внутренней отделке, когда Карло Райнальди обновил святилище и главный алтарь и установил орган. С 1687 году работами руководил Маттиа де Росси. Работа над интерьером различных художников в стиле барокко продолжалась до 1697 года. В 1703 году Доменико де Росси выполнил заключительный этап проекта по реконструкции церкви, перестроив уличный фасад. С 1738 по 1740 год Антонио Томмазо де Мартиса выполнил работы по восстановлению и расширению монастыря. В этом процессе колокольня была оснащена часами. В 1876 году после окончательной экспроприации монастырь был перепрофилирован и отныне его здание занимает Главпочтамт. В 1890 году церковь была передана папой Львом XIII английской католической общине экспатриантов и находится на попечении ирландского Общества католического апостольства, называемого Паллоттинцами. Колокольня была восстановлена до своего первоначального облика в начале XX века, но при этом с нее сняли часы.
2.
Уличный фасад физически не относится к церкви, а ведет во внутренний двор, или атриум, с церковью на противоположной стороне двора. Четыре гигантских ионических пилястра поддерживают антаблемент с посвятительной надписью на фризе, в которой упоминаются папы Сильвестр и Стефан. На аттике находятся четыре большие статуи: св. Сильвестр (Лоренцо Оттони), св. Стефан (Мишель Майлл), св. Клара (Джузеппе Маццони) и св. Франциск (Винченцо Феличе).
3.
Атриум [1]
Атриум изолирует церковь от жизни и шума окружающего мира. С левого края находится источник питьевой воды. Пол во дворе из красного кирпича, «перечеркнутый» большим белым диагональным крестом. На стенах, окружающих атриум, находятся фрагменты раннехристианских и языческих памятников, а также другие интересные фрагменты скульптур, датируемых до XVIII века и найденных во время раскопок в церкви в начале XX века. Обратите внимание на древний саркофаг слева, а на несколько древних колонн справа. Здесь можно рассмотреть средневековые могильные плиты, в том числе принадлежащие епископу.
4.
Во внутреннем дворике установлена средневековая табличка, в которой перечисляются святые, чьи мощи хранятся в церкви.
5.
Фактический церковный фасад состоит из двух этажей и очень прост по конструкции. На первом этаже есть внутренняя лоджия, в которую входят три арки, разделенные дорическими пилястрами, поддерживающими антаблемент. На втором этаже ионические пилястры с крошечными волютами поддерживают треугольный фронтон. На фасаде нет никаких декоративных элементов.
6.
Интерьер богато украшен фресками и лепниной, большая часть которых позолочена. Входной вестибюль имеет низкий свод с фресками и интересными аллегориями в люнетах. Неф имеет аркады из трех арок с обеих сторон, ведущих в боковые часовни, отделанные гигантскими составными пилястрами, облицованными красным мрамором и украшенными капителями. В архивольтах арки позолоченные гирлянды. Две повторяющиеся символические темы в церковном убранстве — это глава Иоанна Крестителя и лицо Христа, которые имеют непосредственное отношение к двум реликвиям, когда-то принадлежащих церкви (последний, Мандильон, или Святое Лицо Сан-Сильвестро, теперь находится в Ватикане).
7*.
Цилиндрический потолок опирается на антаблемент, поддерживаемый пилястрами. Впечатляющая фресковая роспись в своде изображает Успение Пресвятой Богородицы (Джиасинто Бранди, 1682).
8.
Облицовочное украшение триумфальной арки в трансепте выполнил Камилло Рускони, которые поделился с Мишелем Майллом заказом на скульптуры ангелов и путти в трансептовых сводах и в святилище. Считается, что эти работы проводились по проекту Маттиа де Росси. В слегка эллиптическом куполе, который лучше всего видно из конфессио, изображена «Слава Отца» Кристофоро Ронкалли, прозванного Иль Помарансио.
9.
Дальнейший осмотр церкви делаем от входа по часовой стрелке. Обозначения объектов на прилагаемом плане соответствуют указаниям в квадратных скобках в тексте.
10.
Капелла Святого Иоанна Крестителя [2]
В небольшой часовне слева от входа хранится глава св. Иоанна Крестителя. Реликварий изготовлен в XIII или XIV веке, но позже был восстановлен. Подлинность самой реликвии неясна, так как главу св. Иоанна также почитают в других местах, в том числе в великой базилике Дамаска, которая теперь является мечетью Омейядов. Тем не менее, святыня дала церкви свое имя «ин Капите» и по-прежнему является объектом почитания верующими.
11.
Капелла Распятия [3]
Часовня посвящена Страсти Христовой и славится своей коллекцией произведений Франческо Тревизани. Художник переехал из Флоренции в Рим, чтобы работать над этим заказом, который закончил в 1696 году. Будучи малозначительной фигурой в мире искусства до этого времени, Тревизани после работы предстал перед широкой публикой и стал известен своими фресками. Алтарный образ изображает «Распятие Христа». На боковых стенах — «Агония в саду» и «Христос падает на дороге на Голгофу». На своде потолка изображено «Воздвижение Святого Креста».
12.
Капелла святых Марцелла и Иосифа [4]
Часовня посвящена папе св. Марцеллу I и св. Иосифу. Луиджи Гарзи написал картины для алтаря и на боковых стенах в 1705 году: «Смерть святого Иосифа и Святое семейство» (слева) и «Видение св. Марцелла» (справа). На своде множество ангелов работы Людовико Джиминьяни.
13.
14.
Капелла Непорочного Зачатия [5]
Часовня посвящена Непорочному Зачатию Богоматери и полностью оформлена Людовико Джиминьяни. На алтаре изображена Дева Мария, окруженная путти, в люнетах — «Благовещение» и «Рождество», а на своде купола — «Вечный Отец». На боковых стенах картины Пьера Франческо Мазуччелли «Посещение» и «Поклонение волхвов» являются единственными работами этого художника в Риме.
15.
Капелла Святого Тарцизия [6]
Часовни в трансепте имеют схожую схему оформления. Алтарный образ создал Теренцио Терензи, по прозвищу да Урбино. На нем изображена Мадонна с младенцем и четырьмя святыми: Николаем Бари, Павлом, Марией Магдалиной и Екатериной Сиенской. На боковых стенах Вирджинио Монти написал «Мученичество святого Тарцизия» и «Нападение на Папу Льва III в 799 году». Фрагменты свода оформил Людовико Джиминьяни, а ангелов создал Мишель Майлл.
16.
Крипта [7]
В трансепте есть «фальшивый» купол, не имеющий настоящего купола снаружи, а под ним — конфессио или крипта. Перед этим, в свою очередь, стоит алтарь для мессы pro populo. Эта крипта является поздней находкой при раскопках 1906 года. Она поддерживается довольно тонкими ионическими колоннами из розового мрамора и содержит реликвии из пригородных катакомб, привезенных в первую церковь, построенную на этом месте в VIII веке. В склепе вы найдете огромные блоки древней кладки, возможно, республиканской эпохи. В ванной на стене есть римская мозаика с птицами.
17.
Главный алтарь [8]
Могилы папы Святого Сильвестра, папы Святого Стефана I и папы Святого Дионисия были заново помещены на хранение на главном алтаре после освящения новой церкви в 1601 году. Считается, что главный алтарь первоначально был спроектирован Микеланджело или, по крайней мере, под его влиянием. Пьеро Содерини, который был покровителем церкви и другом Микеланджело, возможно, заказал проект, пока Микеланджело создавал фасад для базилики Сан-Лоренцо во Флоренции. Была обнаружена обширная переписка, свидетельствующая о том, что Микеланджело и Содерини, по крайней мере, обсуждали создание алтаря.
18.
Композицию святилища спроектировал Карло Райнальди в 1667 году. Эдикула находится на противоположной стороне апсиды и представляет собой большую скульптурную плиту серого цвета с позолоченными деталями в стиле Ренессанса. Пара тонких коринфских пилястр поддерживает антаблемент и треугольный фронтон, а на фризе — надпись Speciosus forma prae filiis hominum. Ниже расположен большой тимпан, ограниченный архивольтом, с ангелами в спандрелях и нишей со статуей святого (возможно, св. Тарцизия). Ниша со статуей окружена серафимами в крыльях.
19.
Прямо над алтарным столом находится барочная святыня, в которой хранятся реликвии, вероятно, изготовленная Карло Райнальди и отличающаяся стилем от главной эдикулы. Пара ангелов, одетых в золотые одежды, находится по бокам четырех рифленых коринфских колонн из желтого мрамора с бронзовыми капителями, поддерживающих антаблемент и изогнутый пятиконечный фронтон. При этом в алтаре отсутствует как таковой алтарный образ.
20.
По сторонам алтаря находятся две квадратные решетки, которые скрывали монахинь на хоре за апсидой. Над этими решетками находятся картины, приписываемые Орацио Борганини (или, по крайней мере, художнику школы Караваджо). Они изображают мученическую смерть Папы Стефана (слева) и посланников императора Константина, ищущих папу Сильвестра, скрывающегося на горе Монте-Соратте (справа).
21.
В раковине апсиды над алтарем находится фреска, изображающая крещение императора Константина папой Сильвестром кисти Людовико Джиминьяни, написанная около 1688 года. Сильвестр был папой во время правления Константина, и по легенде, именно он крестил императора. В легенде содержится ошибка, потому что к тому времени папа уже умер. Алебастровых ангелов, сидящих на архивольте, вылепил Мишель Майлл.
22.
Капелла Колонна [9]
Капелла Колонна расположена в правом конце трансепта и богато украшена полихромным мрамором с впечатляющим алтарем, разработанным Карло Мадерна. На алтаре изображена картина XVII века «Пресвятая Богородица со святыми» кисти Баччо Чиарпи. Фрески на своде написал Людовико Джиминьяни, стукко — работа Камилло Рускони.
23.
На боковых стенах работы Вирджинио Монти, касающиеся главы Иоанна Крестителя и показывающие «Саломею с главой Иоанна и Иродом» и «Шествие в Риме с главой Иоанна».
24.
Капелла Святого Духа [10]
Часовня посвящена Святому Духу. Картины маслом написал Джузеппе Гецци. На алтаре изображено «Схождение Святого духа на учеников». В связи с присутствием на картине Богоматери, ее (картину) также называют «Богоматерь Сионской горницы«. На боковых стенах изображен Иоанн Креститель, крестящий Христа и примиряющий кающихся. Потолок украшен ангелами и путти. В люнетах образы папы Павла I и папы Стефана III, вдохновителей основания церкви.
25.
Капелла Святого Франциска [11]
Часовня посвящена св. Франциску Ассизскому.
26.
В алтаре изображено получение стигматов св. Франциском, написанное в 1616 году Орацио Джентилески, одного из поклонников Караваджо.
27.
Фрески на боковых стенах создал Луиджи Гарзи. На правой фреске святой дает свои первые религиозные обеты, на левой показана проповедь св. Франциска. На потолке — Апофеоз св. Франциска.
28.
Капелла святого Антония Падуанского [12]
Часовня, также называемая капелла Теддалини Бентивольо, посвящена св. Антонию Падуанскому. Все картины написал Джузеппе Бартоломео Чиари в 1696 г. В эдикуле две коринфские колонны из красной сицилийской яшмы поддерживают разделенный сегментный фронтон. Эта особенность дизайна повторяется в других капеллах нефа, хотя лепные украшения отличаются.
29.
На алтаре изображены святые Антоний и Стефан, почитающие Мадонну с младенцем.
30.
Фрески на боковых стенах показывают эпизоды, в которых св. Стефан вызвал разрушение идола молнией, а св. Антоний воскрешает мертвого человека.
31.
Добавлю в этот пост немного информации о парочке небольших церквей.
Церковь Санта Катерина Магнанаполи [41.8960821N 12.4869034E]
Церковь Санта Катерина Магнанаполи — это бывшая церковь при монастыре XVII века на улице Ларго Магнанаполи. Эта церковь по сути является собором Военного Ординариата в Италии. Церковь освящена в честь св. Екатерины Сиенской, Учителя церкви и покровительницы Италии и медсестер.
32. Церковь на гравюре изображена справа.
На гравюре левее, за воротами Ангеликума видна еще одна церковь — Санти Доменико е Систо [41.8959304N 12.4878609E], университетская церковь, принадлежащая ордену доминиканцев и построенная по проекту Джованни Лоренцо Бернини.
33.
Строительство Санта Катерина Магнанаполи началось в 1608 году по проекту Карло Мадерна, но было прекращено в 1613 году. Работа должна была финансироваться кардиналом Сципионе Боргезе, который в то время принимал участие в обширной и дорогостоящей кампании церковного строительства и восстановления. До сих пор точно неизвестно, почему этот конкретный проект был приостановлен. В 1628 году было принято решение продолжения строительства в соответствии с проектом Мадерна, но он умер в следующем году, и его ученик Джованни Баттиста Сориа был назначен руководителем завершения работ. Сориа сделал некоторые изменения в изначальном проекте в период с 1631 по 1641 год, когда внутренняя отделка была закончена. Церковь была освящена в 1640 году кардиналом Алессандро Чезарини (не путать с его более знаменитой тезкой XVI века). Долгие годы церковь принадлежала монахиням из ордена терцианок. В 1872 году монахини после завершения Рисорджименто были лишены собственности и выселены из Рима итальянским правительством вместе со всеми другими религиозными деятелями в городе, давшими обеты. Монастырь был передан армии и превращен в военную казарму. Снос монастырских зданий, чтобы освободить руины Рынка Траяна, начался в 1913 году и был завершен в 1924 году. Нетронутой осталась башня Милиции [41.8959783N 12.4866593E], которая теперь включена в археологическую область Foro e Mercati di Traiano.
34.
Оригинальный фасад церкви в стиле позднего барокко имеет два этажа с различными архитектурными ордерами, причем нижний — с открытой лоджией. Он был построен в стиле, напоминающем конец XVI века, несмотря на то, что он был завершен в 1641 году. Доступ на лоджию осуществляется по двойной поперечной лестнице, ведущей к небольшому внутреннему дворику, спроектированному в тяжелом и расплывчатом стиле с массивной балюстрадой и с шарами в нижней и верхней части лестниц.
35.
В лоджии установлена пара гипсовых статуй в нишах, примыкающих к единственному входу в церковь. Статуи, изображающие св. Доминика и св. Екатерину, создал Доменико де Росси.
36.
37.
В церкви один неф и шесть боковых капелл. Гигантские коринфские пилястры поддерживают антаблементы с сильно проецирующими карнизами. Фризы антабляций содержат решетки. Так сделано было потому, что позади них расположены проходы в галерее по обе стороны церкви, ведущие от хора монахинь за алтарем в комнату над лоджией. Внутрь церкви монахини не допускались. Над двумя дверями в ризницу перед триумфальной аркой находятся фрески с эпизодами из жизни св. Екатерины, написанные Джузеппе Пассери.
38*.
Над контрфасадом установлен орган и пара канторий, закрепленных на кронштейнах на боковых стенах.
39.
Сводчатый потолок имеет по три больших окна, вставленных в люнеты с каждой стороны. Потолок имеет замысловатую позолоченную лепную отделку, окружающую большую фреску в стиле рококо кисти Луиджи Гарзи, написанную в 1713 г. и изображающую апофеоз св. Екатерины.
40.
В фонаре прямоугольного купола фреска «Слава вечного отца» кисти Франческо Роза. Окулюс купола обрамлен пальмовым венком, поддерживаемым лепниной с путти и четырьмя позолоченными тондо с Учителями Церкви. С каждой стороны — люнетное окно, проливающее естественный свет на алтарь. Архивольт триумфальной арки украшен извилистой цветочной гирляндой, которую держат путти.
41.
42.
Главный алтарь
Главный алтарь был построен в 1787 году по проекту Карло Марчионни. Он имеет необычный и эффектный двухэтажный дизайн и занимает всю заднюю стену пресвитериума. Две соединенные пары мраморных коринфских колонн примыкают к алтарю и поддерживают конический антаблемент, по обеим сторонам по две пары пилястров из красной яшмы, разделенных полосами из желтого сиенского мрамора. Столбы стоят на цоколе, облицованном панелями из флорентийской мозаики и с верхней полосой из алебастра. Второй этаж продолжает сложный изогнутый план, но с парой тройных пилястров из желтого мрамора на выступающих углах, поддерживающих вторую антаблементацию и фланкирующих большую славу в трапецеидальной рамке из яшмы. Слава с голубкой Святого Духа ограничена парой вертикальных двойных завитушек, похожих на стилизованных морских коньков. Выше славы находится люнет в форме полумесяца с лепными рельефами ангелов с крестом.
43.
Алтарь, изготовленный Мельхиоре Кафа, представляет собой скульптурную группу из белого мрамора на полихромном фоне и изображает «Экстаз Святой Екатерины». Художник черпал свое вдохновение главным образом в работах Джованни Лоренцо Бернини: он был одним из его учеников и несколько лет работал вместе с маэстро. Очевидно, его вдохновил «Экстаз Святой Терезы» в Санта-Мария-делла-Виттория. Скульптору также принадлежит авторство расположенного выше Святого Духа во славе. На боковых стенах святилища установлены два лепных рельефа с изображением монахинь-доминиканок: св. Розы Лимской и св. Агнесы из Монтепульчано, выполненных Пьетро Браччи. Скиния на главном алтаре из агата и позолоченной бронзы с четырьмя колоннами лазурита также выполнена Марчионни.
44.
Боковые капеллы
Первая часовня слева посвящена св. Николаю Чудотворцу. Алтарь, написанный Пьетро Нелли, изображает святого, которому явилось видение Христа и Богоматери. Один из путти слева держит коробку с тремя золотыми шарами, являющимися символом святого.
Во второй часовне слева картина «Три архангела» кисти Джованни Батиста Пасери. Св. Михаил изображен в качестве молодого воина, св. Рафаэль — как молодой человек с кудрявыми волосами в сопровождении путто, а св. Габриэль — как источник молодости, держащий лилию, символ Марии и Благовещения.
В третьей часовне слева находится Мадонна Розария также кисти Джованни Батиста Пасери, считающаяся одной из его лучших работ.
45.
В третьей часовне справа находится изображение св. Доминика, возрождающего ребенка. написанное Бьяджо Пуччини.
Вторая часовня справа с алтарем работы Луиджи Гарзи посвящена всем святым.
Первая часовня справа посвящена св. Марии Магдалине. В часовне установлен алтарь с изображением «Причастия Святой Магдалины» кисти Бенедетто Лути.
Ораторий Благословенного Таинства [41.9019017N 12.4822873E]
Ораторий Благословенного Таинства был построен как штаб-квартира братства Священного Таинства (братства Блаженного Причастия) прихода Санта-Мария на Виа. Другое современное название — Ораторий Ангела-хранителя (Oratorio dell’Angelo Custode) в память о бывшей неподалеку одноименной церкви. Строительство началось в 1576 году во время понтификата папы Григория XIII, но было закончено только в 1596 году. В 1681 году церковь была восстановлена по проекту Карло Райнальди. Ораторий был полностью перестроен между 1726 и 1730 годами во время понтификата Бенедикта XIII и под покровительством кардинала Пьетро Оттобони архитектором Доменико Грегорини. В результате строительства западной части улицы Виа дель Тритоне в конце XIX века было снесено здание, примыкающее к церкви на северной стороне. В результате правая боковая стена оратория была переделана в 1897 году. На половинах фронтона находятся две полулежащие статуи, представляющие добродетелей Веру и Надежду, выполненные Паоло Беналья.
46.
Интерьер церкви — однонефный, в плане представляющий прямоугольник с закругленными углами. По бокам от алтаря есть пара канторий, фланкирующих апсиду и используемых для выступлений музыкантов.
47.
48.
В оратории доминирует купол на антаблементе, поддерживаемом ребристыми композитными пилястрами светло-серого цвета с золочеными капителями. Стены и куполообразные поверхности богато украшены фресками Луиджи Мартинори и написаны во время реставрации 1867 года.
49.
50.
Алтарь находится в маленькой апсиде в арочной нише. Большой алтарь, изображающий Святое семейство, написал Франческо Тревизани при восстановлении оратория в XVIII века, будучи фаворитом кардинала Пьетро Оттобони.
51.
52.
Напоследок предлагаю посмотреть традиционное видео.