Базилика Санта-Мария-ин-Арачели — церковь девы Марии, находящаяся на вершине Капитолийского холма в Риме. В силу своего центрального местоположения всегда играла исключительную роль в жизни средневекового Рима. Название «Арачели» может быть переведено как «алтарь небес», или «жертвенник небесный».
1. Так выглядела церковь в XVII веке на гравюре Джованни Батиста Фалда.
На месте сегодняшней базилики в античные времена стоял храм богини Юноны Монеты («Монета» в переводе с латыни означает «предостерегающая» или «советница»). На территории храма чеканились римские деньги, которые и стали называть по имени Юноны Монеты — монетами. С этим храмом связана еще одна хорошо известная легенда. Это история о том, как «гуси спасли Рим». В храме Юноны римляне совершали жертвоприношения богине, причем жертвенными животными были по традиции домашние гуси, которых разводили и содержали здесь же, на территории храма. Согласно легенде, в 390 году до н.э. галлы под покровом ночи окружили Капитолийскую крепость и попытались захватить её, забравшись по отвесной стене. Защитники крепости крепко спали, собаки тоже ничего не почуяли. Однако встревоженные священные гуси храма Юноны громко загоготали и разбудили начальника крепости Марка Манлия, который поднял тревогу. Так римляне смогли сбросить нападавших вниз и дать отпор галлам.
После христианизации, примерно с VII и вплоть до IX века, здесь располагался монастырь, державшийся греческого обряда. Начиная с IX века в нем обосновались бенедиктинцы, а в 1250 году базилика была передана францисканцам. Нынешний храм был сложен из обломков античных зданий. Во времена средневековья здесь происходили народные собрания и провозглашались законы. В 1285-1287 годах после перестройки по проекту Арнольфо ди Камбио храм приобрел романо-готические черты, а в 1291 году был заново освящен.
2. Так выглядела базилика в 1816 году на картине Кристофера Эккерсберга.
В разгар Чёрной смерти XIV века народный трибун Кола ди Риенцо торжественно открыл монументальную лестницу из 124 ступеней, ведущую к храму. Автором проекта лестницы выступил Лоренцо Симоне ди Андреоццо. Средства и мрамор для строительства лестницы собрали жители Рима в благодарность Богоматери за то, что во время страшной эпидемии чумы в 1348 году численность заболевания в Риме внезапно пошла на спад и очень быстро прекратилась после того, как горожане организовали торжественную процессию и с целью очищения обнесли весь город чудотворной иконой Мадонна Арачели из этого храма.
3. Памятник Кола ди Риенцо установлен вблизи от лестницы, ведущей к храму.
Чума, уничтожившая к тому времени уже половину населения городов Европы и Азии, каким-то чудесным образом обошла Рим стороной, не оставив там таких страшных последствий. Римляне приписали столь скорое и неожиданное избавление города от чумы заступничеству Богородицы и ее чудотворной иконы Мадонна д’Арачели, от которой и до этого уже якобы было явлено горожанам множество чудес.
4.
Собор известен своими фресками, позолоченным сводом, древними реликвиями, ведь он был церковью римской знати и народа Рима, главной резиденцией средневекового Сената и ныне является важным свидетельством славы древнего Капитолия. Для лучшего ориентирования в базилике привожу план церкви, и по ходу отчета буду указывать (в квадратных скобках) соответствующее обозначение большинству объектов.
5.
Главный неф
Основная часть церкви состоит из центрального нефа и двух боковых проходов. Были использованы двадцать две античные колонны различных камня и стилей из множества древних зданий. Капители также различаются, причем встречаются как дорические, так и ионические и коринфские. Так как колонны различаются по длине, у некоторых из них есть основания, некоторые имеют свои прокладки на плинтусах, у некоторых вообще нет никаких оснований.
Пол представляет собой восхитительное сочетание стиля косматеско и большого количества могильных плит. Из-за плит отдельные фрагменты пола косматеско выглядят несколько бессистемно. Большинство резных плит пола очень изношены, но все еще достойны особого внимания.
6.
7. Резной деревянный амвон [g] на левой стороне главного нефа, как полагают, был разработан Джованни Бернини.
8.
9.
10.
Потолок
Главный неф украшает великолепный резной потолок, изготовленный в 1575 году при правлении Папы Григория XIII. В орнаменте потолка изображены военно-морские сцены в ознаменование победы адмирала, командующего флотом Ватикана Маркантонио II Колонна в битве при Лепанто в 1571 году.
11.
Между центральными окнами нефа можно наблюдать большие прямоугольные фресковые панно, изображающие сцены из жизни Богоматери, царя Давида и пророка Исаии работы францисканского монаха Умиле да Фолиньо, а также художников Джованни Одацци и Джузеппе Пассери.
12.
В центральном кессоне находится резная деревянная скульптура Богородицы с младенцем с парой городских щитов (SPQR) по обе стороны главной оси. Боковые кессоны изображают боевые трофеи. Трансепт имеет соответствующий потолок.
13.
Главный алтарь [13]
Базилика знаменита тем, что, согласно легенде, в ней находится самый древний в мире христианский алтарь, который существовал еще до рождения Иисуса. Предание гласит, что император Октавиан Август обращался к сивилле Тибуртинской с вопросом, появится ли человек более великий, чем он. В ответ ему было видение Святой Девы с младенцем — сыном Бога. Потрясенный тем, что видел Сына Божия, Август распорядился устроить на вершине холма жертвенник, который он назвал «Ара Чели» — «Алтарь Небес», или «Жертвенник Небесный». Вещественным подтверждением этой легенды сегодня служит одна из колонн внутри храма. На самом лучшем месте в алтаре установлена особо чтимая чудотворная икона Божьей матери Мадонна Арачели Х века византийской работы.
14.
15.
16.
В боковых нефах проходы имеют недекорированные бочкообразные своды со стрельчатыми арками.
17.
4
В центре церкви около четвертых колонн друг напротив друга находятся два алтаря.
Алтарь Мадонна дель Рифуджио [e] (Madonna del Rifugio)
Алтарь имеет фреску Мадонны с младенцем, считающейся работой неизвестного художника XV в. из Сиены. Фреска приобрела популярность и, как следствие, на ее основе была создана небольшая часовня путем обрамления барочным алтарем и низкой балюстрадой. Алтарь создан архитектором Джероламо Фаби в начале XVIII в.
18.
Алтарь св. Джеймса из Марки [n] (Altar of St James of the Marches)
Напротив алтаря Мадонна дель Рифуджио симметрично размещен еще один алтарь, вероятно, того же архитектора. Он посвящен св. Джеймсу из Марки, францисканскому проповеднику XV в., канонизированному в 1726 г.
19.
В левом трансепте выделяется восьмиугольная часовня с алтарем св. Елены [i], матери императора Константина I. Часовня имеет форму небольшого храма. Его купол несут 8 колонн красного мрамора, под алтарем помещена порфировая рака с мощами.
20.
21.
В отдельной капелле, слева от алтаря, хранится скрытая от людских глаз деревянная фигурка младенца Иисуса. Считается, что фигурка была сделана из оливкового дерева, произраставшего в Гефсиманском саду, и что она исцеляет от болезней. В документах 1581 года упоминается об освящении резной фигуры в водах Иордана. В чудотворность Санто Бамбино итальянцы верили безоговорочно. Под Рождество у подножия статуи накапливались груды телеграмм и писем, отправленных младенцу Христу. Однако подлинная фигурка XV века была украдена в 1994 году, вместо нее в храме помещена копия. Итальянцы утверждают, что новая фигурка также является чудотворной. Фигурка Иисуса традиционно используется в рождественском вертепе.
22.
В обычные дни фигурка младенца Иисуса установлена в капелле Санто Бамбино [11].
23.
В боковых нефах располагаются капеллы, посвященные различным святым.
Капелла св. Бернардино Сиенского [25]
Первая часовня в правом проходе посвящена св. Бернардино Сиенскому и наиболее известна как Капелла Буфалини в честь своих первых покровителей. Стены капеллы украшены фресками с изображением св. Бернардино работы Пинтуриккио, которые он выполнил около 1485 г. По некоторым данным, св. Бернардино смог помирить семьи Буфалини Читта-ди-Кастелло и Баглиони Перуджи. В благодарность о свершившемся Никколо Буфалини создал часовню вскоре после канонизации святого в 1450 г. После семьи Буфалини покровителями часовни были семьи Манчини, а затем Ориго. Около ограды часовни находится памятник Джоаккино Ориго 1865 года, который был генералом папской армии в последние дни папского правления в Риме.
Картины на своде капеллы изображают четырех евангелистов, над которыми нарисован Иоанн Богослов. Компоновка картины выполнены в традициях Перуджино.
Центральная фреска — Апофеоз св. Бернардина. На правой стене изображены сцены из жизни святого, а слева отпевание св. Бернардино, которые считаются шедевром художника. Фрески умышленно имеют перекосы для корректировки изображений зрителям, стоящим вне часовни. Пинтуриккио продемонстрировал новые методы перспективы, а также нарисовал реальных людей. Сам Никколо Буфалини изображен стариком в желтом на левой фреске.
24.
Капелла св. Антония Падуанского [3]
Третья часовня слева посвящена св. Антонию Падуанскому. Она была расписана в 1450 г. Беноццо Гоццоли. Святой не показан с Христом-младенцем и лилиями, как сейчас принято, но с книгой и пламенным сердцем. Это была часовня семьи Палуцци; бюсты по сторонам принадлежат двум членам семьи.
25.
Капелла св. Маргариты Кортонской [8]
Капелла восстановлена в 1729 году. Полотно Санта-Маргерита-да Кортона по поручению кардинала Пьетро Марчелло Коррадини написал Марко Бенефиал в 1732 г.
26.
Часовня Святого Григория Великого [12]
Часовня слева от главного алтаря посвящена папе Григорию I Великому и была создана в XIV в. для семьи Орсини. Позднее она стала погребальной часовней семьи де Кавеллиери. Алтарь работы Винченто Милионе (1771) изображает Богоматерь, почитаемую святыми Григорием и Франциском. Под алтарем находится могила францисканского миссионера св. Иоанна из Триоры, который был посажен в китайскую тюрьму летом 1815 года, затем приговорен к смерти и повешен 7 февраля 1816 года в г. Чанша, провинция Хубэй.
27.
28.
Капелла св. Франциска Ассизского [16]
Часовня находится в правой части трансепта и посвящена св. Франциску Ассизскому. Построена римским сенатором Лука Савелли в конце XIII в. и является погребальной часовней семьи Савелли. Могила Лука Савелли находится на левой стороне и считается работой Арнольфо ди Камбио (около 1287 г.). Напротив расположена могила жены Луки Ваны Альдобрандески. Их сын был папой Гонорием IV, а в XVI в. его тело было изъято из гробницы в старом соборе Святого Петра и перезахоронено вместе с матерью. Запрестольный образ работы Франческо Тревизани (1719) изображает св. Франциска в экстазе.
29.
Часовня Святого Причастия [14]
Запрестольным образом является статуя Непорочного Зачатия. Первое посвящение часовни было св. Михаилу Архангелу, затем св. Франциску Римскому и, наконец, св. Франциску Соланскому. Часовня богато украшена бронзовыми подсвечниками, пилястрами и цоколями из алебастра и полихромной мраморной балюстрадой. Архитектор Антонио Герарди написал люнет слева с изображением гибели св. Франциска Соланского, а также две небольшие панели в апсиде хранилища со сценами из его жизни.
30.
Капелла св. Лаврентия Бриндизийского и св. Паскуаля Байлона [19]
Запрестольный образ часовни выполнен Винченцо Витториа. Боковые настенные росписи в стиле Караваджо изображают сцены из жизни святого Паскуаля и принадлежат кисти Даниэля Сейтера. Это была погребальная часовня семейства Буси.
31.
Возле капеллы можно посмотреть на прекрасно сохранившуюся небольшую мозаику работы предположительно Пьетро Кавалини, на которой изображены Дева Мария на троне в окружении Иоанна Богослова и св. Франциска [m]. Мозаика датируется концом XIII в.
32.
Капелла св. Петра Алькантрийского [20]
Часовня посвящена св. Петру Алькантрийскому, католическому святому, монаху-францисканцу, одному из инициаторов аскетической реформы в ордене. Он был известным духовным руководителем и другом св. Терезы Авильской. Алтарь имеет древнюю нишу с решеткой, там предположительно хранятся реликвии святого. Главная фреска показывает апофеоз святого и обрамлена гирляндой лепных цветов.
33.
Капелла св. Матфея Евангелиста [21]
Часовня посвящена св. Матфею Евангелисту, является часовней семейства Маттеи, давшей Ватикану восемь кардиналов и выстроившей в Риме множество палаццо. Капелла спроектирована Чезаре Неббиа в 1580 г. по поручению Сириако Маттеи с украшениями, выполненными Якопо дель Дука в 1589 г. Томмазо Маттеи сделал реставрацию в 1686 году. Алтарь с изображением св. Матфея с Мадонной и младенцем кисти Джироламо Муциано в значительной степени восстановлен Бонавентуро Джованелли в конце XVII в.
34.
Капелла Святого распятия [22]
Четвертая часовня является самой большой часовней в боковых нефах и имеет свой собственный апсид с парой окон. Здесь установлено деревянное распятие работы францисканца Фра Винченцо да Бассиано (XVII в.). На правой стене находится изображение Преображения Господня — произведение Джироламо Сициоланте да Сермонета. Также стоит обратить внимание на прекрасные полы в стиле косматеско. В капелле 1430 г. захоронен Ваноцца — лучший друг св. Франциска Римского, которому было видение его души, идущей на небо.
35.
Капелла Иеронима Стридонского [23]
Третья часовня посвящена св. Иерониму и является часовней семейства Дельфини. На заалтарной картине кисти Джованни де Векки изображен святой в виде отшельника в своей пещере в Сирийской пустыне. На боковых стенах захоронения Марио (1584) и Джентиле Дельфини (1559). Вокруг них выполнены фрески францисканских святых и ученых, среди них наиболее известен блаженный Иоанн Дунс Скот — шотландский теолог, философ, схоластик и францисканец. В XVIII в. часовня была посвящена св. Бонавентуре. Был выполнен запрестольный образ святого работы Франца фон Родена, который был помещен перед картиной св. Иеронима. Может быть, к счастью, но работа фон Родена была украдена, и в настоящее время мы можем увидеть хорошо восстановленный оригинальный образ.
36.
Капелла Пьета [24]
Капелла носит имя Пьета — сцены Оплакивания Христа девой Марией с изображением Богоматери с мёртвым Христом, лежащим у неё на коленях. Другой название — капелла Божией Матери Семи скорбей. Алтарь изготовлен Марко де Пино в XVI в. Здесь находятся памятники Туциа Колонна (1500) и Паоло Маттеи (1590). Фрески на боковых стенах и своде выполнены Кристофоро Ронкалли — одним из трех художников-маньеристов Помаранчио. Фреска справа — Снятие с креста, справа — Погребение и в своде — Гефсиманский сад. Хорошо сохранившийся пол выполнен в стиле косматеско.
37.
Между часовнями св. Иеронима и Пьета стоит статуя папы Григория XIII [o] скульптора Пьетро Паоло Оливьери (1585). Изначально скульптура была установлена во Дворце Консерваторов, но в 1872 году была выброшена оттуда после падения папского правительства. После этого скульптуру установили неподалеку в церкви.
38.
Большая статуя Папы Павла III, также создана в 1563 году для Дворца Консерваторов [c], но, как и его «коллега» напротив, была удалена оттуда в 1876 году.
39.
Среди сокровищ Капитолийской базилики можно перечислить и надгробие папы Гонория IV, и усыпальницы различных аристократических семейств Рима работы, в числе прочих, Донателло и Микеланджело, и много ещё интересного.
Захоронение Лодовико Маргани (Lodovico Margani) — математика, астронома, полиглота и Мастера улиц [a]. Он умер очень молодым в 1531 году и был похоронен в базилике, как и другие представители семейства Маргани. Внутри базилики стоит элегантный памятник в его честь скульптора школы Сансовино.
40.
Захоронение кардинала Маттео д’Акуаспарта [k], умершего в 1302 году. Считается, что памятник изготовил Джованни ди Косма. Фреска с изображением Мадонны с младенцем, св. Матфея и св. Франциска приписывается Пьетро Каваллини.
41.
Захоронение кардинала Луи д’Альбре [a]
Работа скульптора Андреа Бреньо.
42.
Статуя папы Льва X выполнена в 1514 году скульптором Доменико Аймо [j]. Скульптура отображает толстого маленького человека со слабым подбородком.
43.
Желающим узнать о церкви побольше, могу рекомендовать прочесть следующую страничку (на английском языке).