Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири посвящена Богородице, ангелам и мученикам и находится на площади Республики [41.9031874N 12.4969482E].
1*.
Церковь построена благодаря сицилийскому монаху Антонио дель Дука, который 34 года всеми доступными ему способами добивался строительства. Однажды в 1527 году Антонио, будучи хормейстером в кафедральном соборе Палермо, увидел старинную икону с изображением семи ангелов. Монах был так поражен силой, исходящей от этой иконы, что решил отправиться в Рим, чтобы явить всему миру откровение о «Семи Ангелах». Летом 1541 года у Антонио дель Дука, капеллана римской церкви Санта Мария ди Лорето, случилось еще одно божественное откровение — свет белее снега исходил из развалин терм Диоклетиана, а в центре этого божественного сияния монах увидел образы семи святых. Это видение Антонио истолковал как благословление Святых Мучеников на постройку в термах храма в честь Семи Архангелов. Он отправился к развалинам и на семи колоннах тепидария написал семь имен главных Архангелов — Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Варахиила и Иегудиила. С этого момента дель Дука положил все свои силы на то, чтобы добиться разрешения на постройку в Риме церкви в честь семи Мучеников и семи Ангелов. Но только лишь с началом понтификата Пия IV папской буллой от 27 июля 1561 года было велено начать строительство базилики Санта Мария дельи Анджели э деи Мартири в термах Диоклетиана. 35 лет веры и борьбы с сомнениями и интригами потребовалось монаху Антонио дель Дука, чтобы исполнить ангельское откровение.
2.
Разработка проекта церкви была поручена 86-летнему Микеланджело. Гениальный мастер решил встроить собор в существующий фасад терм. Но в 1564 году он скончался и работу продолжил Джакопо Ло Дука, племянник Антонио и ученик Микеланджело. Основная часть строительства была завершена в 1566 году, но внутренняя отделка продолжалась ещё более ста лет.
3.
После 1700 года церковь несколько раз перестраивалась. В середине XVIII века главным архитектором базилики стал Луиджи Ванвителли, который, работая над созданием внутреннего убранства базилики, опирался, прежде всего, на первоначальный проект. Внутри церковь представляет собой огромную крытую площадь в форме греческого (равностороннего) креста. Интерьер достопримечательности выполнен в роскошном стиле барокко. Именно таким его и хотел видеть Микеланджело. Завершено строительство в 1749 году.
4*.
Я очень схематично изобразил (не смеяться, рисовал в пайнте!!!) план церкви. Надеюсь, что с ним виртуальная экскурсия пройдет более внятно. Как обычно, далее в квадратных скобках указаны номера, соответствующие плану.
5.
Вход в церковь осуществляется через две бронзовые двери работы польского художника Игоря Миторая, законченные в 2005 году.
6.
Из металлических поверхностей дверей, как из воды, появляются три фигуры с ампутированными руками — намек на поврежденные классические статуи, экспонирующиеся в соседнем музее. На левой двери — Богоматерь и архангел Гавриил, символизирующие Благовещение [1]. На правой — Иисус, расчлененный крестом, символизирующий Воскресение [2]. На внутренних сторонах дверей — крупные фигуры архангелов.
7.
8.
Вестибюль
Это круговой проход с куполом, который когда-то был нимфеумом древних терм Диоклетиана. Расположенный между калдариумом и тепидариумом, вестибюль был включен Микеланджело в продольную ось базилики. Он добавил 4 остроконечных ниши, которые впоследствии были заполнены погребальными памятниками, часовней Распятия и часовней св. Марии Магдалины. Ванвителли завершил оформление прохода между вестибюлем и трансептом, вставив полки, нижние арки, расписанные сундуки с украшениями над нишами и часовенками.
В нише справа от входа находится могила художника Карло Маратта, оформлявшего часовню Святого Бруно [3]. Надгробие спроектировано им самим, а установлено, видимо, его братом Франческо. Точно известно, что братом вырезан мраморный бюст на памятнике.
9.
Слева от входа в нише захоронен итальянский художник Сальватор Роса [4]. Памятник разработан его сыном в 1673 году, скульптор Бернардино Фьорити.
10.
Часовня Распятия [5]
Часовня Распятия построена в 1575 году для римского банкира Джироламо Чеули. Алтарный образ, изображающий Распятие, приписывается Джакомо делла Рокка, ученику Даниеле да Вольтера. Им же расписаны фресками части стен и потолка, к сожалению плохо отреставрированные в 1838 году. У левой стены часовни похоронен скульптор Пьетро Тенерани. На памятнике — бюст художника и дверь, представляющая ворота Аида в соответствии с поэзией того времени. На противоположной стене есть небольшой мемориал, посвященный его жене Лилле Монтоббио. Он выполнен в виде простой остроконечной ниши с небольшими коринфскими колоннами.
11.
Капелла св. Магдалины
Капелла была построена Консальво Альваро ди Джованни в 1579 году и посвящена св. Марии Магдалине [6]. Алтарь, изображающий «Noli me tangere», некоторыми исследователями приписывается Чезаре Неббиа. Тем не менее, более вероятным автором считается Арриго Фиамминго. На картине изображен момент, когда воскресший Иисус предстает перед Марией Магдалиной, одетым как садовник. Когда она узнает его, Иисус восклицает ей «Не прикасайся ко мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». В капелле установлен церковный баптистерий.
12.
13.
14.
Скульптура Ангела света [7]
Это бронзовая скульптура с кристаллами Сваровски создана Эрнесто Ламанья в конце Миллениума и расположена во входном вестибюле церкви. Это последний Ангел, который был помещен в базилике. Поскольку это современная интерпретация, она совершенно отличается от других изображенных ангелов, но не создает чувства дисгармонии. Фигура, появляющаяся из черной пирамиды, сочетается с барочным футуристическим стилем, который характерен для работ Ламаньи. Следует отметить эффект старения бронзы: Ламанья обработал бронзу специальными кислотами, чтобы создать эффект серого чугуна с трещинами, щелями и отверстиями. Внешний вид похож на скульптуры, созданные Микеланджело, который старил свои шедевры, закапывая их в землю.
15.
Купол базилики [8]
Основа купола осталась со времен римских терм. Купол покрыт розетками, а его окулюс оформлен современным витражом под названием «Свет и Время» работы Нарциссуса Куэглиэты, созданным в 1999 году. Попытки Микеланджело и Ванвителли установить в купол фонарь потерпели неудачу. Окно, установленное в XX веке, также стало пропускать дождь. Окулюс Нарциссуса общим диаметром около 3 метров собран из восьми сферических сегментов. Центральный желтый диск представляет собой Солнце. Три призматические линзы, разработанные мексиканским астрономом Сальвадором Куэрвасом, фокусируют изображение Солнца на полу в дни равноденствий и солнцестояний. Стеклянный купол не опирается непосредственно на крышу, а соединен с ней через три позолоченные стальные сферы, оставляя узкий промежуток для вентиляции.
16.
17*. Фотография окулюса не моя, но я аплодирую автору, который оказался в нужном месте, в нужное время с хорошей фототехникой и с прямыми руками.
Статуи св. Бруно и ангела
Рядом с капеллами св. Бруно и св. Петра радуют глаз чаши со святой водой в форме прекрасного ангела, предположительно, работы Джамбаттисты Росси, ученика Бернини.
18.
В нише над чашей расположена статуя св. Бруно [9], созданная Жаном Антуаном Гудоном между 1766 и 1768 годами. Папа Клемент XIV заметил, что статуя выглядит такой живой, что могла бы заговорить, если бы не запрет ордена (картезианцы берут обет молчания на шесть дней в неделю). Напротив в аналогичной нише раньше находилась гипсовая статуя св. Иоанна Крестителя [10], разрушенная в 1894 году. Сейчас в нише установлена копия скульптуры.
19.
Капелла св. Бруно [11]
Часовня св. Бруно была построена в 1620 году. Алтарный образ работы неизвестного художника изображает святого. Ванвителли добавил монументальный вход, имитируя стиль Микеланджело в погребальных нишах вестибюля. В качестве уточнения: на официальном сайте капелла называется Capella Brunono.
20.
Капелла св. Петра [12]
Часовня Святого Петра построена в 1635 году архитектором Пьетро Альфонсо Авиньонезе. Ее фасад также доработан Ванвителли. Алтарный образ «Вручение Ключей» — прекрасная работа Джироламо Муциано. Ему же, предположительно, принадлежит и фреска с Богом-Отцом на потолке. На стенах — «Святой Петр, Освобожденный Ангелом» и «Святые Петр и Павел» работы римского художника XVIII века М.Карлони. Здесь же, в часовне, находится подаренная Игорем Митораем современная скульптура из каррарского мрамора — голова Иоанна Крестителя. Кстати, голова очень напоминает работу того же скульптора, но выполненную в другой технике, из другого материала и совсем другого размера на рыночной площади Кракова. И голова в Кракове называлась уже не Иоанном Крестителем, а почему-то Связанным Эросом. И еще одно уточнение. Только что из Кракова вернулся товарищ. И Связанного Эроса на старом месте он не увидел.
21.
22.
23.
Длина трансепта более 90 метров, а ширина составляет 27 метров. Высота античного потолка — 29 метров. Восемь оригинальных гранитных коринфских колонн имеют высоту 17,14 метра (включая постаменты и капители) и диаметр 1,62 метра. В дальнейшем Ванвителли продлил антаблемент над этими колоннами так, чтобы он окружал весь трансепт. Для поддержки этого дополнительного антаблемента он добавил еще восемь колонн, похожих на гранитные, но выполненных из кирпича и покрытых штукатуркой.
24*.
Подпотолочная фреска в трансепте «Изгнание из рая» (Франческо Тревизани).
25.
На боковых панелях в трансепте слева и справа размещены восемь больших картин, перемещенных сюда в XVIII веке из Ватикана.
«Месса Василия Блаженного» кисти Пьера-Юбера Сюблейра написана в 1745 году для алтаря св. Василия в базилике св. Петра [13a]. Василий показан служащим мессу перед императором Флавием Юлием Валентом, арианским еретиком. Преданность святого была так велика, что император упал в обморок и, позже, принял православие. Событие не является историческим, но известно, что св. Василий пользовался поддержкой из тех мест, где сейчас находится центральная Турция, и император не смел ему досаждать.
Картина Помпео Батони 1765 года «Падение Симона Волхва» [13b]. Изображена легенда о Симоне Волхве, бросившем в Риме вызов на магический поединок св. Петру и Павлу. Он поднялся перед ними в воздух, требуя, чтобы они продемонстрировали, так же ли велика власть их бога. Апостолы помолились, и Симон упал и разбился насмерть. История взята из недостоверного источника, называющегося Деяния Святых Петра и Павла. Эта картина никогда не находилась в соборе св. Петра.
26.
Часовня св. Бруно
Реконструкционные работы в церкви в стиле Микеланджело начались в преддверии юбилея 1700 года. Ранее настоятель чертозы Г.М.Роккафорте закрыл вход в трансепт со стороны Виа-Пиа, чтобы создать большую часовню в честь св. Бруно, основателя Святого картезианского ордена. Созданный по проекту Карло Маратта, алтарь в часовне [15] роскошно украшен и расписан таким образом, чтобы создать иллюзию четырех колонн из серпантина. Алтарный образ — картина Джованни Одацци «Явление Девы Марии Святому Бруно», изображающая Пресвятую Деву, вручающую Устав Ордена св. Бруно.
27.
Фрески в крестообразном своде, изображающие четырех евангелистов, были написаны Андреа Прокаччини.
28.
С правой стороны от алтаря находятся 2 статуи «Медитация» и «Молитва», датируемые 1874 и 1875 годом соответственно [16]. Они представляют собой гипсовые копии статуй Франческо Фаби-Альтини, расположенных у входа на кладбище Верано около Сан Лоренцо фуори ле Мура.
29.
Выше статуй находится картина «Крещение кровью» (резня Маккавея) Франческо Тревизани. Картина повествует о том, что в католической вере некрещеный человек, умирающий за веру, становится крещеным через потерю своей крови. Вторую картину диптиха того же автора пришлось спрятать в запасник после установки в капелле органа.
30*.
Грандиозный орган (5400 серебристых труб), созданный Бартелеми Форментелли в 1990-х годах, имеет 77 регистров и часто используется в концертах [14]. Был преподнесен в дар папе Иоанну Павлу II городом Римом по случаю юбилейного 2000 года. Корпус органа из массива вишни имеет высоту 12 метров и длину 11 метров.
31.
Картина «Воскрешение Табиты» кисти Плачидо Констанци [17а], написанная для алтаря Табиты в соборе св. Петра, была перенесена сюда после создания мозаичной копии.
Полотно «Непорочное зачатие» Пьетро Бьянчини начала XVIII века [17b]. Оно было написано для алтаря часовни хора Святого Петра и перенесена сюда после создания мозаичной копии. Св. Григорий Богослов указывает свв. Франциску Ассизскому и Антонию Падуанскому на Богоматерь в окружении ангелов и херувимов.
32.
В правом крыле трансепта слева могила генерала Армандо Диаса, итальянского героя Первой Мировой войны, созданная Антонио Мунозом в 1920 году. На полу трансепта помещен саркофаг из красного асуанского гранита. Над ним находится сам памятник. Центральная стела с посвящением обрамлена двумя плитами из зеленого африканского мрамора с бронзовыми украшениями в форме мечей и лавровых венков.
33.
Картина конца XVI века «Проповедь Святого Джерома» Джироламо Муциано [18a]. Художник умер в 1592 году, оставив работу неоконченной. Задний план дорисовал Пол Брилл. Картина писалась для алтаря Святого Джерома собора св. Петра. Правее, над монументом Армандо Диаза, картина «Чудо Святого Петра» Франческо Манчини, изображающая исцеление прокаженного [18b]. Вероятно, впервые выставлялась в Квиринальском дворце. С нее сделана мозаичная копия для базилики св. Петра.
34.
Часовня блаженного Никколо Альбергати
Капелла в правом крыле трансепта создана Клементе Орланди и посвящена монаху-картезианцу Альбергати, который был причислен к лику блаженных Папой Бенедиктом XIV в 1744 году [19]. Алтарь капеллы создал Эркюль Грациани в 1746 году, в центре — картина «Чудо Блаженного Никколо Альбергати». Обрамление алтаря — две статуи немецкого скульптора Фридриха Петтриха, созданные им в 1834 году и изображающие Ангелов Мира и Правосудия. Боковые стены капеллы украшены картинами Франческо Тревизани «Крещение водой» и «Крещение желанием», написанными в XVIII веке и составляющими единое целое с диптихом «Крещение кровью» в противоположной часовне св. Бруно. Крещение желанием относится к католическому пониманию крещения Умершие новообращенные, не успевшие креститься, рассматриваются как получившие крещение через свое желание Причастия.
35*.
Картина «Падение Симона Волшебника» Пьера-Шарля Тремолльера (XVIII век) [20a], копия картины Франческо Ванни (XVI век), находящейся над алтарем Святейшего Сердца Иисуса. Правее «Распятие Святого Петра» кисти Николы Риччиолини [20b], копия картины Иль Пассиньяно. Обе картины были перемещены из собора св. Петра.
36.
Часовня св. Гиацинта была построена дворянином из Ломбардии Аллессандро Литта в 1608 году и посвящена Богоматери и св. Гиацинту [21]. Алтарный образ написан Джованни Бальоне и изображает «Деву с Младенцем и Ангелами, свв. Раймондом и Гиацинтом». На правой стене часовни Бальоне изобразил свв. Валериана и Сесилию, а на левой — св. Франциска, получающего стигматы. Джованни Бальоне также принадлежат и фрески на потолке — Бог-Отец с Ангелами.
Часовня Спасителя — старейшая в Санта Мария дельи Анджели [25]. Она построена в 1574 году семьей Де Чинка. Позднее покровителем часовни стала семья Каталани и один из ее представителей написал книгу о строительстве церкви в XVII веке, предоставив важную информацию о ее истории. Алтарный образ, написанный Доменико да Моденой, показывает «Воплощение Иисуса и Поклонение Семи Ангелов». Он обрамлен 24 маленькими изображениями сцен из жизни Спасителя, выполненными художником XVI века Хендриком ван дер Броком. Он же украсил потолок часовни изображениями Господа и Святого Михаила Архангела. На стенах — картины Джулио Маццони «Души в Чистилище» и «Молящийся Папа», написанные также в XVI веке. Обе часовни почти полностью закрыты от обзора одинаковыми коваными железными воротами, украшенными латунными шпильками и золотыми ладонями.
37.
Вход в пресвитерий оформлен триумфальной аркой (его потолок ниже потолка пронаоса) с надписью «Reginae angelorum et martyrum» (Королеве ангелов и мучеников). Микеланджело закрыл эту арку стеной, которую впоследствии удалил Ванвителли. Разработку пресвитерия произвел Клементе Орланди. Хоры в апсиде и второстепенные декоративные элементы созданы Ванвителли. Он же изменил план так, что у пресвитерия появилась полигональная апсида, и построил новый главный алтарь напротив стены апсиды.
38*.
39.
Главный алтарь
Постройка апсиды на месте бывшего бассейна потребовала переделки древней стены. Последующие перестройки привели ее к нынешнему состоянию в 1867 году. Картезианцы выдвинули вперед алтарь и перестроили хоры позади него. Алтарь окружен двумя скульптурами работы Инноченцо Орланди, созданными в 1866 году, — Ангел с Орлом и Трон. Трон помещен на быка и льва. Эти четыре элемента символизируют четырех Евангелистов. Новая бронзовая кафедра с изображением Иисуса, снятого с креста, работы Джузеппе Галло была открыта в 2009 году. Вся кафедра символизирует Могилу, из которой произошло Воскресение.
40.
По центру пресвитерия расположена картина неизвестного художника «Дева Мария на троне между семью ангелами» [23]. Она была приобретена Антонио Ло Дукой в Венеции в 1543 году. Пресвятая Дева изображена кормящей грудью Святого Младенца. Она коронована архангелами Михаилом и Гавриилом. Семь ангелов представляют Ангельские Начала и держат свитки, на которых указаны их обязанности. В углах — пророки Давид и Исайя. Скульптурное окружение представляет ангелов и херувимов во Славе работы Бернардино Людовизи.
41.
Слева и справа от алтаря экспонируются четыре большие картины, которые изначально были написаны для базилики св. Петра. К сожалению, эти картины не было возможности сфотографировать ни самому, ни найти в более-менее терпимом качестве, чтобы выложить в отчете. Но голь на выдумку хитра: я нашел все картины в мозаичных копиях в базилике св. Петра и на основе тех фотографий сделал коллажи.
«Крещение Иисуса» [22a] (Карло Маратта, 1697). Иисус и Иоанн Креститель изображены в окружении ангелов.
«Смерть Анании и Сапфиры» [22b] (Кристофоро Ронкалли). Св. Петр выговаривает Ананию и Сапфире, которые утаили часть денег от продажи своего земного имущества. Сапфира показана умирающей, а Анания на заднем плане несут к могиле.
42*.
«Мученичество св. Себастьяна» [24a] (Доменичино). Всадник справа был поврежден во время перемещения работы в Санта Мария дельи Анджели. Иисус приветствует Святого, в то время как ангел спускается с пальмовой ветвью и мученическим венком.
«Введение во храм Пресвятой Богородицы» (Представление Девы Марии в Храме) [24b] (Джованни Франческо Романелли). Эта картина напоминает об эпизоде, когда Пресвятая Дева еще ребенком была приведена в Храм своими родителями, св. Иоахимом и св. Анной, чтобы быть посвященной Господу. Мария показана маленькой девочкой, поднимающейся по ступеням к первосвященнику.
43*.
Меридиан и солнечные часы Бьянчини
На полу в правой части трансепта в начале XVIII века папа Климент XI поручил астроному, математику, археологу, историку и философу Франческо Бьянчини проложить на полу базилики линию меридиана. Этот меридиан, своего рода солнечные часы, должен был выполнять три задачи. Во-первых, папа хотел проверять по нему точность вновь введенного Григорианского календаря. Во-вторых, ему нужен был инструмент для точного определения даты наступления Пасхи. В-третьих, тщеславный папа желал, чтобы в Риме был такой же меридиан, как в кафедральном соборе Болоньи.
44.
Работа была заказана Папой Клементом XI к юбилейному 1700 году, но заняла больше времени и была закончена в 1702 году, о чём гласит мраморная табличка.
45.
Меридиан, построенный в Санта Мария дельи Анджели, имеет длину 45 метров. Он выполнен из бронзы, облицованной желто-белым мрамором [26].
46.
47.
48.
Солнечные часы Бьянчини были построены вдоль меридиана, пересекающего Рим по восточной долготе 12,5 градуса. Выбор пал именно на эту базилику, потому что, будучи частью античных терм, она была ориентирована строго на юг. Солнечные свет попадает на пол через маленькое отверстие в стене.
49.
Ежедневно в полдень, варьирующийся по уравнению времени с 10:54 в конце октября до 11:24 в феврале, солнце светит на линию часов. Точное значение полдня в зависимости от даты можно найти на официальном сайте церкви. По этому меридиану до 1846 года сверяли часы города Рима.
50.
В летнее солнцестояние луч касается линии меридиана в ее самом близком к стене конце. Напротив, в зимнее солнцестояние луч пересекает ее в самом отдаленном от стены конце. В любое из равноденствий луч проходит в середине линии. Чем длиннее линия меридиана, тем точнее наблюдатель может вычислить продолжительность года.
51.
В дополнение к описанному использованию линии Бьянчини добавил несколько отверстий в потолке для наблюдения за прохождением звезд.
52.
Вокруг солнечных часов расположены несколько панелей с инкрустированными изображениями знаков зодиака.
53.
Также в церкви установлен небольшой маятник Фуко.
55.
56.
В проходе во внутренний двор можно посмотреть на интересную картину. У меня есть смутное подозрение, что это вторая картина из диптиха Франческо Тревизани «Крещение кровью», перемещенная из капеллы Бруно из-за установки органа (см. фото 30).
57.
Внутренний двор базилики и вход в ризницу.
58.
59.
Статуя Галилея (Цунг Дао Ли, 2010) у входа в ризницу. Статуя высотой около 5 метров была открыта в 2010 году. Интересно, что проект скульптуры был разработан физиком, в 1957 году получившим Нобелевскую премию по этой науке.
60.
Для желающих самостоятельно изучить подробнее тему, предлагаю ознакомиться с официальным сайтом и парочкой статей «конкурентов», с которыми можно ознакомиться здесь и здесь.
Видео, рассказывающее о базилике Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири
А вот здесь можно посмотреть (приблизительно с 10:00), как солнечный луч пересекает меридиан Бьянчини.
Microsoft says:
Everything is very open with a really clear clarification of
the issues. It was truly informative. Your website is extremely helpful.
Many thanks for sharing!