Рим. Церковь Сант-Андреа-делла-Валле

Церковь Сант-Андреа-делла-Валле — самая большая барочная церковь Рима [41.8963796N 12.4743506E]. Создание церкви было задумано, когда донна Костанца Пикколомини д’Арагона, герцогиня Амальфи, потомок семьи папы Пия II, завещала свой дворец и прилегающую к нему церковь Сан Себастьяно в самом центре Рима ордену театинцев. Поскольку покровителем Амальфи был св. Андрей Первозванный, создание церкви было запланировано в его честь. Первоначально строительство началось около 1590 года по чертежам Джакомо делла Порта и Пьера Паоло Оливьери и под покровительством кардинала Гезуальдо. После смерти предыдущего патрона руководство созданием церкви перешло к кардиналу Алессандро Перетти ди Монтальто, племяннику Папы Сикста V. Работа возобновилась к 1608 году и финансировалась за счет огромного пожертвования (более 150 000 золотых скуди) и с более грандиозным планом, разработанным главным образом Карло Мадерна.
1.
Vasi


В вымышленной капелле этой базилики Джакомо Пуччини поместил действие первого акта своей оперы «Тоска».

Фасад позднего барокко был построен с 1655 по 1665 год Карло Райнальди, который расширил первоначальный проект Карло Мадерно. Работы по строительству фасада финансировались кардиналом Франческо Перетти ди Монтальто, племянником Алессандро Перетти ди Монтальто, руководителя всего строительства. Роскошный фасад из травертина имеет по две пары столбов справа и слева и коринфские колонны. Площадь перед церковью, названная в ее честь, украшена фонтаном, который остался от площади Сколакавалли, снесенной при создании улицы Виа делла Кончилиационе. Автором фонтана является Карло Модерно (1614).
2.
%D0%A4%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B42

По бокам фасада ниши с поддельными окнами и со статуями. Статуи в нишах (слева направо): св. Каетан Тиенский (Доменико Гвиди), св. Андрей Первозванный (Эрколе Феррата), св. Себастьян (Доменико Гвиди) и св. Андреа Авеллино (Эрколе Феррата). На фасаде присутствует некоторая несимметричность: слева на втором уровне установлена скульптура Ангела с поднятым крылом скульптора Эрколе Феррата, в то время как справа имеется «пустое место». Городская легенда гласит, что когда римляне увидели изваянного ангела, начали его критиковать. Папа Александр VII, увидев ангела, сказал: «Если Эрколе Феррата хочет тут установить еще одного ангела, то пусть делает его за свой счет». Чем и обидел скульптора. Две статуи из тутового дерева над дверью выполнил Козимо Фанцелли. Примечательно, что все авторы скульптур фасада также приняли участие в создании образов ангелов на мосту св. Ангела: Ангела с копьем (Доменико Гвиди), Ангела с крестом (Эрколь Феррата) и Ангела с вуалью Вероники (Козимо Фанцелли). Вверху красуется герб заказчиков — семейства Перетти — с аллегорическими фигурами Надежды и Благоразумия.
3.
%D0%A4%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B41

Базилика изнутри расписана величайшими художниками Доменикино и Джованни Ланфранко. В 1623 году Доминикино начинает росписи апсиды историями их жизни Апостола Андрея и Евангелистов, находясь под впечатлением от работы Аннибале Карраччи в палаццо Фарнезе.
4*.
p959

5*.
p967

Интерьер церкви был завершен к 1650 году, некоторые изменения добавлены Франческо Гримальди. Церковь в плане представляет собой латинский крест с едва выступающим трансептом. Внутренняя длина церкви составляет 78,41 м. Высота от пола до верха купольного фонаря, где находится крест с бронзовой звездой, составляет 71,78 м. Ширина церкви по трансепту равна 42,73 м. Ширина нефа 16,61 м, его высота от пола до внутренней стороны свода составляет 30,78 м.
6*.
p950

7*.
p969

Купол
Благодаря очень большому куполу архитектора Карло Мадерна базилика Сант-Андреа-делла-Валле является третьей по высоте в Риме, проигрывая только собору св. Петра и Пантеону. Купол увенчан фонарем работы Франческо Борромини со звездой и крестом на вершине. Купол базилики Сант-Андреа-делла-Валле может быть назван первым куполом в стиле барокко.
8.
%D0%9A%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB

Роспись купола «Вознесение Марии, или триумф в Раю» выполнил Джованни Ланфранко с 1625 по 1627 год. Фреска рассказывает, как на небесах святые и ангелы ждут вознесения на небеса Девы Марии после смерти. Мы видим новый язык живописи: экспрессию, театральные жесты, взгляды, обращенные вверх, плотные облака… Эта фреска явилась образцом в росписи куполов для подавляющего большинства художников XVII века в Риме. Четыре Евангелиста внизу купола созданы Доменикино. Известно, что два великих художника соперничали, расписывая фресками эту базилику. Говорят, что когда Ланфранко закончил работу над куполом, то приказал разобрать леса, чтобы Доменикино не успел доделать свои фрески, и тут же уехал в Неаполь.
9*.
p960

10.
DSC_7593

11*.
p973

Внутри нефа исключительно красивый потолок с фресками, изображающими ангелов (Микеле Триптиано). Роспись была сделана знаменитыми художниками, работавшими в Риме в начале 1900-х годов, которые изобразили сцены, относящиеся к тайне Непорочного зачатия Марии. Сальваторе Нобили создал «Протоевангелие», первое объявление о спасении человечества и «Явление Марии», матери Иисуса. Вирджинио Монти создал «Провозглашение догмы Непорочного зачатия» и «Встречу св. Марии и св. Елизаветы». Чезаре Кароселли нарисовал «Святое семейство» и «Благовещение» на входной стене, а Сильвио Галимберти исполнил фигуры апостолов, найденные в окнах люнетов.
12*.
p961

13*.
p955

Именно здесь я впервые в своей туристической практике увидел практическое исполнение очень простого, но крайне эффектного приспособления для изучения потолочных росписей — обычное зеркало. Установленное на низкорасположенной подставке и повернутое вверх, оно позволяет не задирать голову при осмотре, а лишь немного наклониться. За счет небольшого искривления поверхности зеркала получился эффект увеличения рассматриваемого изображения.
14.
DSC_7554

15.
DSC_7562

Для лучшего дальнейшего изучения церкви публикую план, на котором традиционно пронумерованы основные часовни. Описание будет по часовой стрелке от входа.
16.
Plan1

Капелла Барберини [13]
Первая часовня слева посвящена семье Барберини. Она была создана Маттео Кастелли в период с 1604 по 1616 год по поручению кардинала Маффео Барберини, который позже стал папой Урбаном VIII. Над оформлением часовни трудились Пьетро Бернини, Джованни Лоренцо Бернини, Кристофоро Стати, Франческо Мочи и Амброджио Бонвичино. Запрестольный образ Успения заключен между четырьмя коринфскими колоннами из античного розового мрамора и картины «Встреча Марии и Елисаветы» и «Лукина забирает тело св. Себастьяна» (Доменико Пассиньяно, 1616). Слева в нише находится св. Иоанн Креститель (Пьетро Бернини, 1616), а нише справа — св. Марфа (Франческо Мочи, 1629), которая значительно больше, чем три другие скульптуры.
17.
p952

Капелла Ручеллай [12]
Часовня Ручеллай, или часовня Благословенных, была спроектирована в 1610 году Маттео Кастелли де Мелиде, родственником семьи Борромини. Покровительство над капеллой осуществляло семейство Ручеллай из Флоренции. Алтарь, приписываемый сицилийскому живописцу Франческо Манно, изображает трех благословенных театинцев: Маринони, Бурали Д’Ареццо и Томаси. На правой стене находится картина Кристофоро Ронкалли (Помарансио) «Архангел Гавриил в присутствии Вечного Отца». Помарансио также написал «Архангел Рафаэль и Тобиас старший» на левой стене и фреску в куполе «Слава музыки, делающей ангелов». Другие картины принадлежат Амброджо Буонвичино и изображают Ангелов во славе.
18.
p954

19*.
Rucellai

Капелла св. Себастьяна [11]
Часовня посвящена св. Себастьяну и была украшена картинами Мартинуччи в 1869 году. Алтарь «Святой Себастьян» был написан Джованни де Векки в 1614 году.
20.
p957

21*.
Sebastian

Памятник папе Пию II [10]
Над входом в левую круговую часовню находится гробница папы Пия II, завершенная в 1615 году. На вершине памятника (Паоло Таккони и др., 1470) два ангела держат папскую эмблему: черный крест, над которым наложены пять золотых лун. В первой сцене вырезана Богоматерь со Святым Ребенком: с одной стороны, Пий II по-прежнему поддерживается св. Павлом, с другой — св. Петр вручил ему ключи. На втором уровне понтифик высечен на могильной урне, где написано: PIUS PP. II. В третьем — торжественное шествие 2 декабря 1462 года для перевозки головы св. Андрея от моста Милвио до базилики Ватикана. В специальных нишах вырезаны шесть достоинств: в верхней части Наука с факелом (верхний левый); Крепость с колонной (вверху справа); Благоразумие со змеей (в центре слева); Правосудие с мечом (в центре справа); Вера с чашей (внизу слева) и Благотворительность с детьми (внизу справа). Ниже можно увидеть две таблички с латинскими надписями, посвященными Пию II.
22.
DSC_7576

Капелла св. Каетана Тиенского [9]
Левый трансепт посвящен святому Каетану, основателю ордена Театинов. Алтарь, изображающий святого Каетана, обожающего Мадонну с младенцем (1770), был написан Маттиа де Маре, а алтарь в 1912 году создал Чезаре Баззани. Фрески на боковых стенах были написаны Алессио Д’Элиа (1770). Перед алтарем стоят аллегорические статуи Изобилия и Мудрости (Джулио Тадолини).
23*.
p962

24*.
p963

25.
DSC_7607

Фрески на боковых стенах капеллы посвящены св. Каэтану Сиенскому
26.
DSC_7682

27.
DSC_7683

Капелла Стоппани [8]
Часовня первоначально была посвящена Святому семейству. В 1647 году она была названа в честь Мадонны делла Пурита, покровительницы Театинов. Алтарь был освящен в 1725 году; под алтарем размещено захоронение мученика св. Фортуната. Четыре люнета на арках были написаны Сильвио Галимберти в 1912 году. Алтарь Мадонны делла Пурита является копией неаполитанского художника Алессандро Франчеси по оригиналу «Божественное» испанского художника Луиса де Моралеса (1641), выставленному в неаполитанской церкви Сан-Паоло-Маджоре. Алтарь был украшен золотым сияющим ореолом в благодарность за то, что спас город от голода. На левой стене часовни находится гробница кардинала Стоппани.
28*.
p972

29.
p971

30.
DSC_7667

Пресвитерий [7]
Роспись пресвитерия была сделана Маттиа Прети. Фрески рассказывают о мученической смерти апостола Андрея, который был распят на равностороннем кресте в форме буквы Х. По преданию, Андрей был распят в Патрах около 67 года. Считается, что X-образный или косой, так называемый «андреевский» крест, впервые появился в юго-западной Франции в X веке и с XIV века стал традиционным, хотя первоисточник такой формы креста неизвестен. В итальянское искусство косой крест привнесён уже после периода Возрождения.
31*.
p964

«Распятие Апостола Петра» (слева)
32.
DSC_7651

«Мученическая смерть Апостола Петра» (в центре)
33.
apse1

«Погребение Апостола Петра» (справа)
34.
apseR1

Фрески апсиды на пресвитерии
На главной, центральной, фреске мы видим Иисуса, который призывает рыбаков Андрея и Петра. «Идите за мной, и я сделаю Вас ловцами человеческих душ» — это слова Спасителя. Лодка почти причалила к берегу и апостолы покидают ее. Ниже мы видим две женские фигуры добродетели: Веру и Надежду. Женщина с обнаженной грудью поднимает руки вверх; взгляд ее устремлен тоже вверх. Следуя ее взгляду, мы видим главного героя этой базилика — Апостола Андрея.
И его руки и его взгляд устремлены вверх…
35*.
p965

36*.
DSC_7652

37*.
DSC_7654

Фрески над пресвитерием «Мученичество Апостола Андрея» (слева), «Призвание Апостолов Петра и Андрея» (по центру), «Распятие Апостола Андрея» (справа) и «Агнец Божий» (сверху).
38.
DSC_7563

Капелла святого Распятия [6]
В углу правого трансепта расположены две часовенки. В часовне святого Распятия (1647) выставлено античное деревянное распятие и картина Мадонны внутри сияющего ореола. Под этим алтарем находятся мощи святого мученика Антонио.
39.
p968

40.
DSC_7647

По правой стороне от капеллы находится гробница кардинала театинцев св. Джузеппе Мария Томаси. «Оратория Божественной Любви» датируется 1751 годом.
41.
DSC_7648

Капелла св. Андреа Авеллино [5]
В правом трансепте находится часовня св. Андреа Авеллино. Алтарное изображение «Смерть святого Андреа Авеллино» выполнил в 1625 г. Джованни Ланфранко, который также украсил впечатляющую «Славу Рая» в куполе (1625-1628). Фигуры евангелистов в спандрелях созданы его соперником Доменикино (1621-1628).
42.
p966

На боковых фресках капеллы изображены сцены из жизни св. Каетана Тирренского (насколько я смог их идентифицировать).
43.
DSC_7642

44.
DSC_7643

Памятник папе Пию III [4]
Пий III (Франческо Нанни Тодескини Пикколомини) был 215-м папой католической церкви. Его понтификат длился 26 дней (что удивительно, но в списке самых коротких понтификатов это только восьмой результат). Пий II и Пий III изначально были погребены в гробницах в базилике Святого Петра в Ватикане. В 1623 году при понтификате Григория XV тела были перемещены в Сант-Андреа-делла-Валле и погребены под землей без памятника или надгробия. В 1758 году при реконструкции пола останки были обнаружены и снова были погребены без указания, в каком конкретном месте они находятся. Вот почему саркофаги обоих захоронений пусты. Сам памятник папе Пию III расположен напротив очень похожего памятника его дяди, папы Пия II.
45.
DSC_7577

Часовня Богоматери Святого Сердца [3]
Часовня была спроектирована Аристидом Леонори и построена в 1887-1889 годах. Картина Мадонны принадлежит кисти Сильверио Каппарони и была благословлена Папой Пием IX.
46.
p958

Капелла Строцци [2]
Часовня, вероятно, была спроектирована Микеланджело, но исполнена Леоне Строцци (1555-1632). В часовне выставлены бронзовые копии работы скульптора Грегорио де Росси скульптур Микеланджело: Лия (слева), Пьета (по центру) и Рахиль (справа), выполненные в 16161 году. В часовне похоронены несколько членов семьи Строцци, среди них кардинал Лоренцо Строцци.
47.
p953

Капелла Гинетти (капелла Ланцелотти) [1]
Часовня Гинетти, первая справа, была спроектирована учеником и продолжателем дела Бернини Карло Фонтана в 1670 году, а скульптурный рельеф в белом мраморе, изображающий Ангела, призывающего Святую семью бежать в Египет, был создан Антонио Раджи (1675). В этой часовне похоронены кардинал Марцио Гинетти и его племянник, кардинал Джованни Франческо Гинетти.
48.
p951

49.
DSC_7684

Орган в церкви имеет две клавиатуры, 36 регистров и 32 педали с электрическим приводом. Первоначально инструмент построен в 1845 году Карло Вегецци Босси и Гвидо Букколини и восстановлен в 1964 году Леандро Букколини. В настоящее время работоспособность органа поддерживается Стефано Буколини из римской компании Organi Buccolini (обращаем внимание на преемственность фамилии). Действующий органист базилики играет в Сент-Андреа делла-Валле с января 2017 года, и его часто можно услышать в будние дни после обеда.
50*.
p970

Больше информации можно прочитать на официальном сайте церкви. Вот только сайт написан не совсем удачно и часто не работает.

Посетим несколько достопримечательностей около церкви.

Памятник Марко Мингетти [41.8969965N 12.4727896E]
Марко Мингетти — видный итальянский политик, экономист, государственный деятель, писатель и журналист XIX века. 8 сентября 1895 года, в годовщину взятия Рима, Мингетти (равно как Кавуру, Джузеппе Гарибальди и некоторым другим) в итальянской столице был открыт памятник скульптора Джулио Монтеверде, установленный поблизости от церкви Сант-Андреа-делла-Валле.
51.
DSC_7534

Говорящая статуя «Аббат Луиджи» [41.8960382N 12.4745867E]
Это одна из шести знаменитых римских говорящих статуй. Статуя аббата Луиджи — это поздняя римская скульптура стоящего человека в тоге, вероятно, старшего судьи. Она была найдена во время раскопок фундамента дворца Видони-Каффарелли, находящегося рядом с театром Помпея. Статую неоднократно перевозили с места на места, и окончательно она была установлена в 1924 году на площади Видони неподалеку от места, где ее обнаружили, на боковой стене базилики Сан-Андреа-делла-Валле. Первоначальная личность изображенного лица не была установлена, поэтому ее назвали в честь священнослужителя из соседней церкви дель Сударио. Голову памятника периодически в виде шутки удаляют (на мой взгляд, странная традиция).
52.
p974

53.
%D0%9B%D1%83%D0%B8%D0%B4%D0%B6%D0%B8

Площадь Кампо деи Фиори [41.8958406N 12.4717838E]
Кампо деи Фиори — прямоугольная площадь в центре Рима, на полпути между пьяцца Навона и палаццо Фарнезе. В переводе Кампо-де-Фьори означает Поле цветов и название это говорит о том, что в средние века на этом месте находилась цветочная поляна. В Средние века эта земля была владением семейства Орсини и до XV века оставалась незастроенной. Хотя Браманте и воздвиг в этом квартале величественное палаццо делла Канчеллерия, застройка площади до сих пор отличается беспорядочностью: здесь перемешаны постоялые дворы и дома рыночных торговцев. О том, что на Кампо деи Фиори долгое время устраивались публичные казни, напоминает памятник Джордано Бруно: великого учёного сожгли именно на этой площади. 17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению, как нарушителя монашеского обета. В наше время на площади продолжают торговать овощами и фруктами, рыбой. Здесь же можно посидеть в кафе и почувствовать настоящий вкус Италии.
54.
DSC_7689

В одном магазинчике на этой площади я увидел батон популярной итальянской колбасы Мортаделла. В непочатом виде колбаска весила около 110 килограмм (если верить этикетке).
55.
DSC_7688

Статуя Джордано Бруно
Памятник философу-пантеисту Джордано Бруно был заказан масонами в ответ на энциклику «Humanum Genus», которую 20 апреля 1884 года опубликовал папа Римский Лев XIII. В этой энциклике масонство было отнесено к «сектам, в которых возрождён непокорный дух бесовский». Памятник осуждённому католической церковью и сожжённому за ересь Джордано Бруно предложили создать скульптору-масону Этторе Феррари, который выполнил работу бесплатно. В связи с запретом на возведение памятника Бруно готовая скульптура несколько лет пролежала в мастерской. После перевыборов муниципального совета новый его состав дал разрешение на установку статуи на одной из центральных площадей Рима — площади Кампо деи Фиори, на которой Джордано Бруно и был сожжён за ересь 17 февраля 1600 года.
56.
p976

Джордано Бруно изображён стоящим во весь рост, с перекрещенными руками, в которых держит книгу, голова его покрыта капюшоном. Статуя установлена на высоком пьедестале.
57.
DSC_7696

В верхней части пьедестала на каждой стороне расположены по два барельефа с изображениями исторических персоналий, которые, по мнению скульптора, либо являлись последователями Бруно, либо были казнены или убиты по религиозным мотивам, либо подверглись преследованиям за свои взгляды и убеждения. Под ними с фронтальной стороны размещена подписанная доска, а с трёх других сторон памятника — барельефы, на которых изображены ключевые моменты биографии Бруно: диспут в Оксфорде, вынесение смертного приговора и сожжение на костре.
58.
p975

Площадь Фарнезе [41.8951617N 12.4712312E]
История и амплитуда площади Фарнезе начались в XVI веке, когда кардинал Алессандро Фарнезе, будущий папа Павел III, купил несколько домов на площади, чтобы снести их и освободить место для дворца, спроектированного Антонио да Сангалло (мл.). Работа началась в 1514 году, была прервана разграблением Рима в 1527 году, и возобновилась после избрания кардинала папой под именем Павла III. С 1546 года строительство площади велось под руководством Микеланджело. Площадь была вымощена в 1545 году кирпичной кладкой.
59.
DSC_7697

На площади установлены два одинаковых фонтана, представляющих собой большие гранитные ванны, привезенные из Египта, и помещенные внутри современных чаш. Фонтаны построил архитектор Джироламо Райнальди около 1626 года.
60.
DSC_7708

Дворец Фарнезе [41.8948742N 12.4709201E]
Один из самых знаменитых римских дворцов Возрождения, построенный в XVI веке. Создание палаццо Фарнезе связано с именами Антонио да Сангалло мл., Микеланджело и Джакомо да Виньолы. До 1546 года строительство вёл Антонио да Сангалло. Он построил трёхэтажное здание, через парадный вход которого, расположенный в центре, открывался вид на внутренний дворик, а оттуда — через аркаду лоджии — на Тибр. Микеланджело, возглавивший работу в 1546 году, внёс ряд изменений, в частности дополнил главный фасад огромным выступающим карнизом, придавшим ему монументальность и завершённость. Более ста лет во дворце Фарнезе размещается посольство Франции.
61.
p977

Справа от Дворца Фарнезе на площади стоит церковь и монастырь св. Бригитты Шведской.
62.
%D0%A4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B5

Традиционное видео по теме:

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.