Археологический музей расположен в здании, служившем госпиталем во времена рыцарей-иоаннитов [36.4449166N 28.2271278E]. Само слово «госпиталь» происходит от латинского hospitalis — «гостеприимный». В этом здании также находили приют пилигримы, отправляющиеся на Святую землю. Строительство здания музея началось в 1440 году Великим Магистром Жаном Де Ластиком на деньги, завещанные ему его предшественником, Антонио Флювьяном де ла Ривьер, а закончено оно было в 1489 году Великим Магистром Пьером Д’Обюссоном. В начале столетия, когда на острове еще господствовали итальянцы, была проведена масштабная реставрация этого великолепного средневекового сооружения. В качестве же музея здание используется с 1940 года. В музее представлена коллекция экспонатов времён античности и средневековья. Экспозиция в основном состоит из предметов, найденных при раскопках на Родосе.
1*.
На нижних этажах здания располагались конюшня и склад, а на верхних ухаживали за больными.
У западной колоннады находится эллинистическая погребальная стела в виде льва с головой быка между передними лапами, изготовленная из черного гранита из Лардоса, у подножия которой расположен фрагмент великолепной мозаики из христианской базилики с острова Карпатос.
2*.
3.
Экспозиция музея предлагает вниманию посетителей разнообразные артефакты, найденные во время археологических раскопок на Родосе и соседних островах. Внутри бывших больничных палат представлены разнообразные керамические изделия (включая великолепные античные вазы и амфоры), скульптуры, статуэтки, бытовая утварь, украшения, погребальные артефакты, монеты и многое другое.
4.
5.
6.
7.
8.
Одним из самых ценных экспонатов музея считается мраморная голова бога Гелиоса (II век до н.э.). В отверстия в прическе раньше были вставлены металлические лучи.
9.
Также особый интерес представляют две великолепные скульптуры Афродиты (IV и I века до н.э.), статуя Зевса, могильные плиты рыцарской эпохи с прекрасными барельефами и знаменитый шедевр классической античности — надгробная стела Крито и Тимаристы (примерно 420-410-й год до н.э.).
10.
11.
Также здесь представлена самая известная родосская статуя купающейся Афродиты — знаменитая «Афродита Родосская».
12.
Главный (общий) зал госпиталя использовался как общая палата для простых солдат и пилигримов. В основном зал посвящен рыцарскому периоду Родоса.
13*.
14.
15.
16.
Вдоль стен установлено множество гербов, ранее вмонтированных в стены зданий. Подобные гербы, в основном Великих Магистров ордена, в Родосе можно найти чуть ли не на каждом здании времен рыцарей-госпитальеров. Наиболее часто встречающийся — герб самого рыцарского ордена в виде креста. Вот некоторые из экспонатов.
Гербы Великого магистра Филибера де Найак (1396-1421) и Пьера Кулана — лейтенанта Великого магистра Хуана Фернандеса де Эредиа (1376-1396).
17.
Герб Великого магистра Хуана Фернандеса де Эредиа (1376-1396), Королевский герб Англии и герб Великого магистра Роже де Пэн (1355-1365)
18.
Гербы Великого магистра Элиона де Вильнёв (1319-1346) и Великого магистра Филибера де Найак (1396-1421)
19.
Гербы Великого магистра Эмери д’Амбуаза (1503-1512) и Великого магистра Хуана Фернандеса де Эредиа (1376-1396)
20.
Надгробные камни английского рыцаря-госпитальера Томаса Ньюпорта (ум. 1502) и арагонского рыцаря-госпитальера Фернандеза де Хередиа (ум. 1493)
21.
Надгробный камень Великого магистра Фабрицио дель Карретто (ум. 1521)
22.
Саркофаг Великого магистра Пьера де Корнейан (ум. 1355)
23.
Первый внутренний двор музея
24*.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Особое место в музее отведено уникальным мозаичным полам в андронах родосских домов. Андрон (мужская комната) — неотъемлемая часть древнегреческого дома. Мужчины встречались в андроне на праздничные пирушки (симпосии), для разговоров и обедов. Андроны были самыми красивыми помещениями в доме и украшались многочисленными мозаиками, фресками и статуями. В андроне обязательно находился клине — ложе, на котором древние греки ели и пили. Андрон составлял публичную и представительскую часть дома.
Прекрасные примеры напольных мозаик представлены в стоа музея. Для лучшего зрительного восприятия мозаики большей частью установлены вертикально.
31.
32.
33.
34.
Мозаичный пол с изображением Кентавра
Мозаика была обнаружена в 1967 году, датируется III в до н.э. Кентавр изображен в момент его возвращения с охоты. Вытянутой правой рукой он показывает свою добычу — зайца, в то время как своей левой рукой он держит оружие — пращу. Фигура кентавра, выраженная белыми и серыми камешками, доминирует над сценой и проецируется на темном фоне гальки. Анатомические детали сказочного существа подчеркнуты неровными линиями голубоватой гальки. Панель обрамлена волнообразными полосами, контуры которых очерчены тонкими полосками свинца. Подобные полосы подчеркивают контуры светлых и темных листьев на венке на голове кентавра, а также его взгляд.
35.
Мозаичный пол с изображением Беллерофонта и Химеры
Мозаика была обнаружена в 1976 году, датируется III в до н.э. Беллерофонт — внук Сизифа, по легенде убивший с помощью крылатого коня Пегаса чудовище Химеру.
Беллерофонту покровительствовала Афина и передала ему Пегаса. Химера — в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи; порождение Тифона и Ехидны. Сцена изображает галопирующего Пегаса — дар бога Посейдона своему сыну Беллерофонту. Герой носит фригийский колпак и держит свое копье правой рукой. Зверь изображен угрожающим, в напряженном состоянии. Фигуры отображены белой галькой на темно-голубоватом фоне. Некоторые контуры подчеркнуты тонкими полосками свинца; серые камешки используются для затенения. Центральная панель обрамлена узором из побегов аканта и различных цветов.
36.
Вокруг мозаичного пола, украшенного грифоном — сказочным крылатым существом с туловищем льва и головой орла, был установлен помост для обеденных диванов. Это фрагменты мозаичного пола датированы второй половиной III века до н.э. — первой половиной II в. до н.э. Сохранилась небольшая часть мозаики, изображающие грифона. Крылатый зверь оттеняется на белом фоне, обрамленном извилистым плющом. Эта мозаика была сделана кусочками искусственного камня, нарезанными на мелкие кубики, в отличие от полов, которые были сделаны из натуральных морских камешков. Это новая техника, которая была изобретена около середины III в. до н.э. Из-за изобразительных возможностей, которые она представила, новая техника быстро развивалась, постепенно вытесняя старую технику с использованием натуральных камешков.
37.
Пол с изображением тритона был найден в 1972 году под ранней христианской базиликой в западной части города. Датируется первой третью III в. до н.э. Тритон, сын Посейдона и Амфитриты, водяное божество с нижней частью своего тела, заканчивающегося рыбьим хвостом, изображен с мощной мускулатурой, его крылья широко раскинуты в быстром движении. В левой руке он держит руль, его правая рука ярко жестикулирует. Змеи произрастают из его короткой неопрятной прически. Автор мозаики подчеркнул анатомические детали линиями черных камешков и создал легкий эффект оттенения с помощью сероватых камешков на крыльях и в других местах, приписывая гибкость тела. Основная картина ограничена широкой рамкой, богато украшенной узором виноградной лозы и различных цветов. Вокруг мозаики было расставлено одиннадцать кушеток в андроне. Тритон — крупнейшая мозаика начала эллинистического периода, найденная в Родосе.
38.
Второй внутренний двор музея
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
Внутренний парк с прудом и золотыми рыбками. Расставленные по парку экспонаты вызвали у меня аллюзии с японским садом камней.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
Вид из музея на улицу Иппотон (улицу Рыцарей)
57.
58.
59.
60.
Красивый фонтан во внутреннем дворике сада, украшенный резьбой по камню.
61.
Часть экспозиции рассказывает о временах турецкого господства на Родосе.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Небольшое видео о музее: