Флоренция. Базилика Сан-Лоренцо. Часть 6. Крипта Медичи

Залы, теперь известные под общим названием «Часовни Медичи», были построены между XVI и XVII вв. как расширение базилики Сан-Лоренцо в честь семьи Медичи. Часовни Медичи стали государственным музеем в 1869 г.
1.
Medici_Chapel

Уже в 1429 г. в ризнице базилики Сан-Лоренцо (ныне известной как «Старая ризница») был совершен торжественный погребальный обряд захоронения Джованни ди Биччи де Медичи, банкира и благотворителя церкви, проживавшего в нескольких шагах от него (на этом месте позже был построен дворец Медичи по проекту Микелоццо ди Бартоломео).
2.
DSC_1371

В 1464 г. Козимо Медичи, сын Джованни, первый фактический правитель Флоренции, умер и был похоронен в подземном склепе, помещенный в колонну точно под средокрестием базилики. С тех пор Сан-Лоренцо стал местом захоронения членов семьи Медичи. Традиция продолжалась, за некоторыми исключениями, от Великих герцогов и до исчезновения семьи. Этот обычай был возобновлен, по аналогии, последующими членами династии Лотарингов, использовавших подземную часть базилики для своих захоронений.
3.
DSC_1487

Музей состоит из нескольких частей:
— Крипты, или вестибюля, хранящей останки великих герцогов Медичи и их родственников;
— Капеллы принцев — монументального мавзолея, украшенного полудрагоценными камнями;
— Новой ризницы, которая вместе со своими скульптурами была задумана и спроектирована Микеланджело;
— Склепа Лотарингов, хранящего тела представителей семьи Лотарингов;
— погребального памятника Козимо Старого, «Pater Patriae».
4.
DSC_1374

Крипта — это подземная часть Капеллы принцев, где хранятся тела Великих герцогов Медичи и членов их семей. Останки были перенесены на свое нынешнее место только между 1857 и 1858 годами по приказу Леопольда II Лотарингского.
5.
DSC_1385

6.
DSC_1377

Захоронение великого герцога Козимо I Медичи.
7.
DSC_1380

Захоронение великой герцогини Екатерины Медичи.
8.
DSC_1383

Картина «Папа Пий V коронует Великого герцога Тосканского Козимо I» (флорентийский художник, XVI в.). Изображенное событие, в основном известное благодаря фреске Якопо Лигоцци в Салоне Чинквеченто в Палаццо Веккьо и гравюре Джованни Страдано, датированной 1582 г. и опубликованной годом позже, показывает церемонию коронации первого великого герцога Козимо I, которая состоялась 5 марта 1569 г., скорее всего, в Сикстинской капелле Ватикана в присутствии кардиналов, дворян и вооруженных гвардейцев, с папой Пием V, изображенным под замысловатым балдахином. На картине тоже присутствует изображение известного карлика Морганте, живущего при дворе Медичи и увековеченного художником Бронзино.
9.
DSC_1389

Анна Мария Луиза Медичи, палатинская курфюрстина, была дочерью Козимо III и сестрой Джана Гастона, последнего великого герцога Медичи. После смерти своего брата в 1737 г. ей отошло по завещанию все семейное состояние Флоренции, что позволило произведениям искусства навсегда остаться источником культурного наследия Тосканы и возвеличивания для ее граждан.
10.
DSC_1379

Бронзовая статуя Анны Мария Луизы создана скульптором Альфонсо Бонинсеньи. Модель статуи была изготовлена в 1946 г. и отлита в металле в 2004 г. В том же году передана в дар Музею наследниками художника.
11.
DSC_1381

Захоронение Джованни дела Банде Медичи и Марии Магдалины Австрийской.
12.
DSC_1402

Также в подземельях базилики есть помещение, называемое «Зал Донателло». Такое название дано в честь захороненного здесь великого живописца и скульптора, создавшего для церкви Сан-Лоренцо множество своих шедевров. В этом зале также имеется множество других захоронений. В мое посещение доступ внутрь был закрыт.
13.
Cripta2

А вот и сама могила Донателло.
14.
donatello

Из этого зала можно увидеть находящееся за кованой железной решеткой место упокоения основателя династии Медичи Козимо Старого, в подражание древнеримскому титулу удостоенного звания Pater Patriae («Отец отечества»). Само захоронение, устроенное в центре большого столба и выходящее на поверхность пола в базилике, спроектировано Андреа Вероккьо в 1465-1467 гг. Три круглых отверстия в потолке фактически являются люками, через которые возможен доступ из базилики в крипту.
15.
Cripta

Бронзовые решетки в полу базилики закрывают люки перед ступенями, ведущими к главному алтарю.
16.
tomba_di_cosimo_il_vecchio

Завершая тему крипты, вспомнился недавно смотренный документальный фильм, посвященный генетическим и медицинским исследованиям останков некоторых членов семьи Медичи. Исследователи попадали внутрь помещения с урнами через люки, находящиеся в Старой ризнице под стоящим в центре мраморным столом. Эти люки закрыты мраморными же крышками, украшенными гербом семьи Медичи. Я так до конца и не понял, есть ли доступ в это помещение иным, более доступным, способом. Скорее всего — нет.
17.
DSC_1724

Сокровищница Сан-Лоренцо
Выставка сокровищ в склепе и в двух небольших комнатах по обе стороны от алтаря в Капелле принцев, стала частью музея в 1945 г. Самое древнее ядро в нем состоит из сосудов из горного хрусталя, аметиста и яшмы редкой красоты, которые частично принадлежали Лоренцо Великолепному и содержали драгоценные реликвии, купленные Папой Львом X в Константинополе и Греции и подаренные Папой Климентом VII базилике Сан-Лоренцо.

Сокровищница также включает в себя пастырский посох, процессионное знамя с гербом Медичи и митру, усыпанную жемчугом и драгоценными камнями, подаренную папой Львом X (эти экспонаты, вероятно, хранятся в комнатах возле алтаря Капеллы принцев и по причине реставрации были недоступны для осмотра). К роскошным дарам папы добавлены драгоценные реликварии, заказанные лучшим ювелирам Великих князей (от Козимо I до Кристины Лотарингской и Козимо III). Некоторые из них происходят из Палатинской капеллы во дворце Питти и были переданы базилике Сан-Лоренцо в 1785 г. в обмен на несколько священных ваз, которые сегодня выставлены в Музее серебра.
18. На дальнем плане виден перекрытый для посетителей проход в Зал Донателло.
DSC_1407

Экспонатов много, поэтому я запечатлел только некоторые из них.

Реликварий св. Казимира (Массимилиано Солдано Бенци, 1687). Реликварий различных святых (Придворный ювелир, первая половина XVII в.). Реликварий различных святых (Бернардо Балдини, 1555).
19.
DSC_1390

Реликварий Бичевания (Джованни Антонио Досио, начало XVII в.)
20.
DSC_1395

Реликварий св. Гильома (Андреа Тарчиани, 1619). Реликварий св. Алессио (Придворный ювелир, начало XVII в.). Реликварий спутницы св. Урсулы (Андреа Тарчиани, 1619).
21.
DSC_1397

Реликварий с поклонением пастухов (Итальянская мануфактура, начало XVII в.). Реликварий св. Гильома (Итальянская мануфактура, начало XVII в.). Реликварий с коронацией Богородицы (Итальянская мануфактура, начало XVII в.).
22.
DSC_1403

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.